Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Домклик» назвал мегаполисы России с самым дешевым жильем Жилье, 11:55
Спрос на машино-места в новостройках Москвы снизился на 26% за год Город, 11:35
В «Авито» назвали города, где в январе 2023 года подешевели новостройки Жилье, 10:03
Аналитики оценили долю россиян, сменивших город проживания Город, 09:57
Правительство выделит ₽7 млрд на комфортную среду в малых городах Деньги, 06 фев, 17:17
Путин подписал закон о новом порядке приватизации госпомещений Жилье, 06 фев, 15:10
«Домклик» назвал самые популярные у покупателей жилья в Москве типы домов Жилье, 06 фев, 14:20
Как будут проходить онлайн-голосования дачников. Предложение Минцифры Загород, 06 фев, 14:10
В Москве не осталось квартир по цене до 5 млн рублей Жилье, 06 фев, 12:33
Искусственный интеллект назвал города, где в январе подешевело жилье Жилье, 06 фев, 12:33
Эксперты назвали округа Москвы с максимальным ростом цен на новостройки Деньги, 06 фев, 10:28
Скидки, рассрочки и маткапитал: как привлекают покупателей апартаментов Жилье, 06 фев, 10:03
Неликвид в Москве: какие квартиры тяжелее всего продать в 2023 году Жилье, 06 фев, 09:45
Минфин назвал сроки начала выдачи льготной ипотеки в новых регионах Деньги, 03 фев, 17:34
Что ждет индустрию гостеприимства России после ухода иностранных отелей
Интервью ,  
0 

Что ждет индустрию гостеприимства России после ухода иностранных отелей

Полина Ефимова, директор по развитию международного гостиничного бренда Domina в России
Полина Ефимова, директор по развитию международного гостиничного бренда Domina в России

Международный гостиничный бренд Domina остается на российском рынке. Итальянская сеть насчитывает по всему миру десять отелей, из которых в России работают два (в Санкт-Петербурге и Новосибирске), еще четыре строятся. Какие возможности для российской индустрии гостеприимства открывает международный кризис? На каких форматах отелей можно заработать в России? Об этом в интервью «РБК-Недвижимости» рассказала директор по развитию Domina в России Полина Ефимова.

— В каком состоянии, по вашим оценкам, находится гостиничный рынок в России в 2022 году? Растет или падает?

— Гостиничный сектор сильно зависит от состояния въездного туризма, который продолжает находиться в кризисе, не успев стабилизироваться после длительного периода спада в связи с пандемией. Восстановление началось в январе 2022 года, но со второго квартала количество гостей упало даже по сравнению с тем же периодом 2021 года. Коренным образом изменился и так называемый портрет гостя в связи с почти тотальной потерей иностранных туристов. На сегодняшний день мы видим вытеснение исторически сложившегося международного присутствия в отелях внутренними рынками; актуальной становится аналитика соотношения регионов России, въезжающих в гостиницы страны. «Россия для России». Это та новая реальность, которая, вероятно, сохранится в отрасли долгое время.

Отдельно стоит упомянуть, безусловно, уход международных гостиничных сетей и приостановку расширения на территории России. Это спровоцировало отечественные бренды развиваться «с вектором внутрь страны», а также появление новых имен.

Пока рано делать выводы о влиянии на индустрию, но совершенно очевиден тот факт, что довольно высокий процент собственников гостиничной инфраструктуры принимает решение работать самостоятельно, без поддержки какой бы то ни было сети. Что из этого получится, можно будет понять не раньше чем через три — пять лет.

— А насколько существенен отток иностранных брендов с российского сегмента индустрии гостеприимства? Это критично для развития отрасли?

— Можно сказать, что уход отельных сетей весьма ощутим — для превалирующего большинства гостей при выборе объекта размещения решающим фактором была именно принадлежность к международному гостиничному бренду. Это уже серьезно сказывается на стратегии продаж и принципах построения бюджетов, поскольку все ориентиры сдвигаются на внутренние рынки и часть сохранившихся иностранных, к которым можно отнести Турцию, Иран, Индию и страны СНГ.

По факту сейчас то время, когда рушатся все стереотипные подходы к планированию и стратегиям развития, работавшим до этого многие годы. Мы стоим на пороге построения принципиально нового гостиничного рынка, и то, каким он станет, во многом зависит от управляющих компаний и отельных брендов, сохранивших присутствие в России.

— Что в целом происходит с рынком управляющих компаний в отелях России? Импортозамещение? Какие компании остаются? На каких условиях?

— Если сравнить состояние на рынке сейчас с аналогичным периодом год назад, совершенно очевидным окажется растущее в геометрической прогрессии количество отечественных УК. Это и уже существовавшие в стране бренды, и создающиеся стихийно новые — как следствие ухода «международников».

В тех УК, которые в данный момент сохранили свое присутствие (их можно пересчитать по пальцам одной руки), кардинального пересмотра условий работы не наблюдается — текущие договорные отношения продолжают функционировать. Но не стоит забывать, что сам по себе бренд — всего лишь вершина айсберга.

Например, стратегически важная часть выстроенных гостиничных процессов напрямую зависит от поставщиков иностранных операционных программ PMS (property management system). При их исчезновении вся работа гостиничного предприятия на какое-то время будет практически парализована. Об этом тоже важно говорить, осознавать риски и очень много работать для того, чтобы обезопасить свой объект размещения, а главное — гостей.

— А почему вы решили остаться в России?

— Российский турист нам очень хорошо знаком и понятен — в отеле Domina Coral Bay, расположенном в Шарм-эль-Шейхе (Египет), аналитика на протяжении многих лет показывает, что россияне стабильно входят в топ-10 по числу гостей. К слову, сам Шарм как туристическое направление был открыт миру основателем бренда Domina Эрнесто Преатони в 1991 году. С того дня пройден долгий путь, и мы действительно знаем, что нужно российскому рынку в сложившихся обстоятельствах.

Domina готова предложить партнерство собственникам бизнеса. Наш опыт насчитывает 30 лет управления объектами, к тому же Италия всегда была близка и понятна России (а еще у итальянцев и русских схожий менталитет). Интегрировать наработанные процессы международной сети с итальянскими корнями можно оперативно и без серьезного удара по бюджету владельцев объектов размещения.

— Выгодно ли сегодня открывать гостиничный бизнес в России? Какие возможности (форматы, локации) могут быть интересны крупным инвесторам?

— В кризис всегда имеются новые возможности. Сейчас как никогда интересно запускать новые объекты и даже открывать доселе нераскрученные регионы. Пандемия 2020 года дала своего рода толчок к пересмотру внутренних направлений, и этот тренд явно только набирает обороты.

Развиваться будут такие направления, как Дальний Восток, Урал, Северо-Запад и, конечно, все наши курортные города.

Но в целом очевидно и то, что сейчас процесс перераспределения турпотоков не окончен и необходимо держать руку на пульсе, отслеживая спрос и внешнеполитические тренды, принимая во внимание подвижность делового рынка и сферы туризма.

— О какой доходности может идти речь для владельцев отелей? Как ее увеличить?

— Это не такой простой вопрос, поскольку каждый объект индивидуален и результативность зависит от особенностей отеля — номерного фонда, комбината общественного питания, количества и размера конференц-площадей, спа, бассейна и, конечно, локации. Это все базовые показатели, на которые, как на нитку, нанизываются «жемчужины»: правильно подобранный персонал, понимающий задачи и ожидания собственника бизнеса, индивидуальные и цепляющие особенности сервиса, сильная команда продаж и управления ценовой стратегией (revenue management). При корректном выстраивании и стандартизации показатели могут вырасти уже с первого года работы.

— На каком этапе инвесторам или тем, кто хочет построить/создать отель, следует начинать работать с профессиональными УК?

— Чем раньше, тем лучше. Анализ региона, оценка местоположения, создание архитектурной концепции, построение финансовой модели, экономическое обоснование проекта — все это берет на себя УК, не говоря о помощи в привлечении кредитов, субсидий и госпрограмм.

При этом бренд будет вести весь процесс на каждом шагу до момента открытия, оказывая поддержку в оснащении — начиная с мебели и заканчивая системами безопасности и сотней прочих важных вещей, без которых не может существовать ни один объект размещения. Направляя, рекомендуя и сберегая, во многом мы можем помочь оптимизировать бюджет собственника бизнеса.

Понятно, что пригласить УК никогда не поздно: отработаны и схемы сотрудничества с уже существующими гостиницами со своей, особенной клиентской базой и устоявшимися механизмами работы. По факту в такой ситуации бренд видит слабые места, помогает устранить риски и наладить все процессы, не ломая при этом то, что уже есть и успешно работало на протяжении определенного периода времени до прихода сети.

Важно понимать, что ключевыми становятся такие обязательные факторы работы, как внедрение стандартов обслуживания, обучение персонала и поддержание выстроенной бренд-модели на территории объекта гостиничной инфраструктуры. Это и есть тот самый ключ к успеху — в общем-то, для чего сеть и нужна. Самостоятельно ни один отель не сможет то, что дает цепочка. Еще и международная.

— Есть ли возможности в индустрии гостеприимства для инвесторов с небольшими капиталами? Какие новые форматы небольших отелей в тренде?

— Не могу сказать, что рынок предлагает какой-то новый формат отелей. Скорее, есть некое «новое старое» направление работы, а именно семейный туризм. Начиная с прошлого года совершенно очевидными стали такие тренды, как staycation (отпуск в своем регионе) и bleisure (расширенная командировка, когда после интенсивной недели гость остается в отеле на короткий отдых).

Очень много усилий направлено на создание специальных условий для детского отдыха — начиная от сервиса няни или игровой комнаты и заканчивая детскими меню и игрушками в номерах.

Но отельеры, безусловно, внимательно мониторят любые колебания рынка. Здесь важны оперативная реакция и гибкая стратегия.

— Останется ли Россия в фарватере мировых трендов индустрии гостеприимства?

— Россия — огромная страна, туристический потенциал которой, к сожалению, недостаточно известен.

Безусловно, сейчас происходит перераспределение турпотоков, но мы совершенно точно видим, что в стране есть куда поехать и что посмотреть. Для многих россиян это стало открытием после локдауна и спровоцированного его последствиями взгляда внутрь страны.

А иностранные туристы, помимо заезженных во всех смыслах маршрутов по двум столицам, сейчас могут сами оценить и другие красоты России — многонациональной, хлебосольной, яркой. У нас есть все: можно, не выезжая за пределы России, побывать и в «гранд каньоне», и на «лазурном берегу», и в той же «Италии». Когда, если не сейчас, все это развивать и доносить до людей?

Главное Лента