Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Эксперты назвали города с самым грязным и чистым воздухом Город, 20:08
Россияне стали лидерами среди иностранцев по покупке жилья в Армении Жилье, 18:34
Аналитики оценили влияние санкций на отделку жилья в Москве Жилье, 16:13
ЦИАН назвал регионы с самой дешевой ипотекой Деньги, 14:11
Какие законы о недвижимости заработают в феврале 2023 года Жилье, 13:24
В Техасе за $60 млн выставили на продажу ранчо с оленями и дикими зебрами Деньги, 13:21
Подорожали до 70% и обмельчали: как изменились квартиры-студии за 3 года Жилье, 12:07
Москва выставит на торги 150 участков под строительство Город, 10:55
Семейная ипотека — 2023: условия, документы, нюансы Деньги, 10:15
Росреестр сообщил о рекорде сделок с эскроу в новостройках Москвы Жилье, 09:30
На каких торговых улицах Москвы опустело больше всего магазинов Город, 00:03
Путин поручил правительству разработать льготную ипотеку для молодежи Деньги, 31 янв, 18:23
«Сбер» расширил ипотеку без первоначального взноса Деньги, 31 янв, 17:30
На западе Москвы построят жилой комплекс с библиотеками и коворкингом Город, 31 янв, 15:37
Третья столица: каким станет город-спутник Владивостока
Мнения ,  
0 
Татьяна Гук

Третья столица: каким станет город-спутник Владивостока

В советское время в стране были созданы сотни городов, иногда в местах крупных строек, ГЭС и транспортных узлов, иногда практически на пустом месте. Братск, Магнитогорск, Электросталь, Ангарск, Норильск, Тольятти — появлению этих городов всегда предшествовали разработка сценария развития, определение задач, которые предстоит решать жителям новых городов.

В современной России создание такого города — явление значительно более редкое, но не менее важное. И так же, как во времена СССР, этому должно предшествовать формирование всем понятной идеологии. Но чтобы город состоялся, одной идеологии мало. Важна правильная оценка целого комплекса экономических, демографических, социальных факторов. Важно детально продумать, как и чем привлечь в город людей, как обеспечить им условия для профессиональной и личной реализации, создать инфраструктуру, соответствующую всем их потребностям.

Когда в 2021 году на Восточном экономическом форуме было заявлено о строительстве в 30 км от Владивостока нового города, Институту Генплана Москвы выпала редкая удача заняться осмыслением его идеологии, подумать о том, какой могла бы быть концепция его создания и развития.

По сути, город был задуман как российская столица Азиатско-Тихоокеанского региона на Дальнем Востоке, торгово-деловой центр и главная точка экономического роста Владивостокской агломерации. Предполагалось, что Спутник должен стать самым комфортабельным и современным городским пространством и локомотивом будущей экономики Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вид на город-спутник. Рендер
Вид на город-спутник. Рендер (Фото: Институт Генплана Москвы)

Территория будущего города Спутника находится на пересечении основных транспортных путей, связывающих Владивосток с остальной частью Приморского края, регионами России и Азии. А потому, на наш взгляд, главная идея и миссия Спутника — стать восточными воротами России. Мы совместно с коллегами обозначили следующие цели в рамках нашего предложения:

  • развитие международной торговли с государствами АТР, в частности привлечение зарубежных и российских инвестиций, а также высоких технологий, обеспечивающих доведение производства экспортных товаров и услуг до 50–60%;
  • ускорение социально-экономического развития Владивостокской агломерации — создание новых рабочих мест, рост численности населения, увеличение ВВП на душу населения;
  • увеличение доли обрабатывающих производств на инновационной основе — до не менее 75–80%;
  • повышение уровня жизни населения.

Иногда приходится слышать, что это утопия, но для строительства нового города в Надеждинском районе Приморья есть объективные предпосылки. Так, по мере развития территории опережающего развития (ТОР) «Надеждинская» создаются условия для формирования нового населенного пункта, поскольку сотрудников промышленного центра и близлежащих территорий нужно обеспечить жильем и комфортной городской средой. Это поможет разгрузить и сам Владивосток.

Сколько нужно земли

Для строительства города Спутник Корпорация развития Дальнего Востока определила три свободные от застройки территории, граничащие с производственной площадкой ТОР «Надеждинская» и землями населенных пунктов Надеждинского сельского поселения. В первую очередь планируется освоение площадок Байкал (446 га) и Спутник (382 га), а на перспективу — участков площадки Де-Фриз, расположенных вблизи Амурского и Углового заливов (541 га).

На наш взгляд, выделенных территорий может хватить только для размещения жилых зон и будет явно недостаточно для создания единого крупного современного города, призванного выполнять миссию центра агломерации и витрины достижений России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому мы предлагаем увеличить площадь нового города, присоединив к ней ТОР «Надеждинская» (594 га), прибрежную территорию и прилегающие населенные пункты.

Центр города можно создать за счет трансформации территории ТОР в современные общественно-деловые кварталы, насыщенные наукоемкими экологически чистыми производствами и жилыми апартаментами. А роль основного магнита для местных жителей и туристов может выполнять новый парк с мощной культурной и спортивной функцией, с современными креативными площадками для организации и проведения культурно-массовых мероприятий, уличных театральных постановок, выставок современного искусства. Парк расположится в прибрежной части и будет включать пешеходную набережную, яхтенную марину, пассажирский причал, спортивные и культурно-досуговые объекты.

Вид на город-спутник. Рендер
Вид на город-спутник. Рендер (Фото: Институт Генплана Москвы)

Три этапа развития

Определение состава будущих жителей и анализ пространственных резервов территории рассмотрения позволил нам установить, что население Спутника на 2050 год может составить 300 тыс. человек при условии использования территорий, примыкающих к площадкам.

Первый этап развития был рассчитан до 2030 года. С самого первого этапа принципиально важна интеграция нового города с двумя площадками ТОР «Надеждинская», для которых сегодня прогнозируется существенный прирост мест приложения труда. Предполагалось, что основу модели развития города будет составлять многофункциональный «хребет» — вытянутая вдоль искусственного канала зона общественно-деловых функций и зоны жилых кварталов, расположенных в непосредственной близости от него. Первая очередь проекта длиной 5 км сформируется из трех центров: административно-деловое ядро № 1 в глубине территории на севере, культурно-рекреационное ядро № 2 на берегу Амурского залива и общественно-жилой линейный центр между ними. На первом этапе развития планировалось освоение площадок Байкал и частично Спутник с достижением целевых показателей по численности населения — 70 тыс. человек, количеству рабочих мест — 44 тыс.

На втором этапе, рассчитанном до 2040 года, мы предлагали продолжить освоение площадки Спутник и выйти на территорию площадок Де-Фриз, формируя вдоль побережья Амурского залива морской фасад, состоящий из отелей, апартаментных и жилых комплексов.

На третьем этапе, до 2050 года, планировалось освоение территории площадью 690 га к западу от площадки Байкал. Мы предлагали сформировать здесь город-парк со средне- и малоэтажной жилой застройкой и полным комплексом социального обеспечения. Население города, по нашим расчетам, должно достигнуть 300 тыс. человек, а количество рабочих мест — 188 тыс.

Планировочные элементы нового города

  • Административное ядро. В северном центре, административно-деловом, предполагалось разместить железнодорожный вокзал, филиалы штаб-квартир корпораций, представительство АТЭС, крупный мега-молл, конгрессно-выставочный комплекс с гостиницами и тематический парк развлечений. Восточная часть центра могла бы реализоваться за счет еще не используемых территорий ТОР «Надеждинская». Дополнительно к развитию центра предлагалось обратить особое внимание на качество и функционал застройки главной улицы ТОРа, которая станет одним из главных въездов в город Спутник со стороны аэропорта.
  • Туристическое ядро. В южном центре, культурно-туристическом, главные объекты предлагалось расположить вокруг марины и насыпного участка — выхода «хребта» в море. Здесь предлагалось разместить киноконцертный комплекс, яхт-клуб, музей, гостиничный комплекс, рестораны и ретейл.
  • Линейный город. В линейном общественно-жилом центре, вытянувшемся вдоль канала, мы предложили разместить плотные кварталы смешанной многофункциональной застройки с такими объектами, как апартаменты, жилые дома, медицинский кластер, школы и колледжи продвинутого уровня, офисы, разнообразные объекты ретейла и досуга. Отличительной особенностью линейного центра могли бы стать «кварталы — культурные посольства» стран региона (японский, китайский, корейский), реализуемые за счет инвестиций стран АТЭС для укрепления международных торговых и культурных связей. Линейный общественно-жилой центр нераздельно связан с каналом, который мы предлагали продлить до северного центра и приспособить к заходу катеров на воздушных крыльях. Таким образом, тема воды, моря присутствовала во всех трех центрах «хребта».
  • Среда для жизни. Согласно нашей идее, зеленый каркас должен пронизывать всю территорию нового города. Была задумана уютная средне- и малоэтажная жилая застройка с полным комплексом социального обеспечения, а вдоль берега — линейный ландшафтный парк с задачей сохранения и развития естественно сложившихся природных территорий.
Об авторе
Татьяна Гук Татьяна Гук директор Института Генплана Москвы
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное Лента