Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Минфин назвал сроки начала выдачи льготной ипотеки в новых регионах Деньги, 03 фев, 17:34
Кабмин выделил дополнительные средства на социальную газификацию Жилье, 03 фев, 16:25
В Майами за $45 млн выставили на продажу особняк с ванной от Захи Хадид Деньги, 03 фев, 15:14
«Дом.РФ» подсчитал, как изменились ставки по ипотеке в конце января Деньги, 03 фев, 13:29
Инвестиции в коммерческую недвижимость России выросли до нового максимума Деньги, 03 фев, 12:57
В «Домклик» рассказали об итогах ипотечного кредитования «Сбера» в январе Деньги, 03 фев, 11:09
Льготная IT-ипотека: новые условия программы для покупки жилья Деньги, 03 фев, 11:03
В Подмосковье заметно выросло предложение участков без подряда Загород, 03 фев, 10:33
Аналитики назвали лидеров по объемам строительства жилья в России Жилье, 02 фев, 19:16
Арендовать небольшой офис за пределами Сити по-прежнему сложно Новости компаний, 02 фев, 18:54
Риелторы назвали размер скидки при продаже новостроек в Москве Деньги, 02 фев, 15:34
Деньги в бетон: стоит ли инвестировать в недвижимость в 2023 году Деньги, 02 фев, 13:48
Эксперты назвали города с максимальным ростом цен на новостройки Деньги, 02 фев, 13:10
Налоговые последствия: НДФЛ при продаже квартиры для уехавших из России Мнения, 02 фев, 12:56
Как меняется рынок ремонта в 2022 году
Мнения ,  
0 
Владислав Седов

Как меняется рынок ремонта в 2022 году

Падение спроса на недвижимость, сложности с поставками материалов и отказ застройщиков от отделки напрямую влияют на рынок ремонта. Что на нем сейчас происходит и чего стоит ожидать в ближайшей перспективе?

Снижение числа заказов и заморозка проектов

На рынке недвижимости многие покупатели занимают выжидательную позицию и не спешат с приобретением жилья. Рост себестоимости строительства, повышение процентов по кредитам в марте и очевидное снижение уровня доходов приводит к падению спроса на недвижимость. Соответственно, снижается и количество заказов на ремонт.

Но сегменты рынка реагируют на нестабильность экономики по-разному. В премиум-сегменте, несмотря на рост цен, люди продолжают покупать элитную недвижимость. Для них это возможность вложить средства и сохранить уровень комфорта. Поэтому и спрос на дизайн-проекты таких квартир сохраняется. Хотя некоторые уже начатые проекты в сегментах премиум и бизнес сейчас замораживаются. Так, в марте в нашем дизайн-бюро поставили на паузу четыре проекта из 30. Заказчики в этом сегменте занимаются перераспределением активов и выделением дополнительных бюджетов. Они, скорее, продолжат делать ремонт из европейских материалов по более высокой стоимости, чем будут искать им замену или надеяться на импортозамещение.

В среднем сегменте — наоборот: заказчики, вероятно, не станут останавливать уже начатые ремонтные работы, а будут стремиться побыстрее их закончить. Они станут выбирать более дешевые материалы и сокращать расходы на услуги дизайнеров и других подрядчиков. А вот в стандарт-сегменте может произойти полная заморозка — останутся востребованными только самые необходимые ремонтные и косметические работы.

Уже сейчас мы видим, что люди постепенно адаптируются к волатильности рынка и продолжают планировать ремонт. В апреле к нам стали приходить новые заявки на дизайн-проекты, хотя сейчас наблюдается спад, а статистика «Яндекса» подтверждает, что количество поисковых запросов по ремонту квартир снизилось. Но если внешняя ситуация не ухудшится, к концу года можно ожидать стабилизации рынка и частичного восстановления спроса.

Рост цен на материалы и новые поставщики

Запрет грузовых перевозок из Европы и сложности с поставками материалов вызвали рост цен и дефицит товаров. В связи с этим стоимость ремонта, например, в премиум-сегменте выросла уже на 20%. А из-за задержек в поставках увеличились сроки реализации проектов — также примерно на 20–25%.

В ответ на проблемы с поставками активно развивается реэкспорт. Логистические цепочки усложняются: товары, закупленные в Европе, теперь доставляют через Казахстан и Латвию, а это приводит к повышению стоимости. Так, на одном из наших проектов техническое освещение обошлось почти вдвое дороже, чем было заложено в смете.

Зарубежное световое оборудование и бытовая техника, а также сантехника и напольные покрытия сейчас вообще находятся в остром дефиците. Найти их даже по повышенной стоимости удается с трудом. С рынка ушли ключевые поставщики кондиционеров и бытовой техники — Samsung, Mitsubishi, Schneider Electric и Jung, сантехника KLUDI и Villeroy & Boch. Немецкие конвекторы больше не доставляют в Россию, а ассортимент радиаторов Zehnder стал гораздо меньше. Конечно, это не значит, что у дизайнеров больше нет вариантов, но выбор сильно сузился. Например, остались LG и Toshiba. Но если раньше можно было выбрать кондиционер у десяти разных брендов, то сейчас осталось три-четыре, и среди них не всегда найдутся подходящие модели.

К сожалению, российских аналогов, сравнимых по качеству с европейскими, мало. В основном это небольшие локальные бренды, которые производят мебель на заказ. Можно ожидать, что кто-то из них в этом году запустит массовое производство. Но ресурсов на это хватит не всем. Поэтому дизайнеры сейчас будут активно пополнять базу поставщиков, чтобы иметь нужные материалы и не потерять в качестве. Нужно помнить, что для изготовления российских товаров используется сырье из Европы. Поэтому их стоимость тоже растет, большинство товаров уже подорожало на 40–200%.

В качестве альтернативы на рынок заходят азиатские бренды. Пока это происходит не очень активно, но в ближайший год поставки товаров и материалов из Азии, скорее всего, станут обыденностью.

Несмотря на все сложности, большинство заказчиков продолжают работу и даже форсируют процесс закупки материалов. Раньше мы делали это по мере реализации проекта: сначала отделочные материалы, потом декоративные и предметы интерьера. Теперь же стараемся сразу закупить все, что появляется в наличии. Хотя я не думаю, что это продлится долго. Вероятно, через три-четыре месяца логистика наладится, такого сильного дефицита материалов не будет, а цены зафиксируются на уровне +20–35% от прежней стоимости.

Ремонт вторичного жилья и квартир без отделки

Как правило, в условиях кризиса застройщики консолидируют ресурсы на объектах, которые могут открыться и принести прибыль в ближайшее время. Поэтому пока количество новых квартир еще растет, но уже в 2023-м будет сокращаться. Это приведет к возобновлению спроса на вторичное жилье и, соответственно, к потребности в его ремонте, особенно в косметическом и хоум-стейджинге (декорирование и предпродажная подготовка квартиры).

В новостройках 2020–2021 годов еще остается много свободных квартир. Так что заказчики, которые только получили ключи и чьи квартиры находятся на стадии сделки, начнут обустраивать их в этом году. Кроме того, как и в период карантина, люди в принципе будут стремиться улучшить условия жизни в имеющемся жилье и по мере возможности делать ремонт.

В перспективе может вырасти спрос и на ремонт новых квартир в только строящихся ЖК. Некоторые застройщики начали отказываться от отделки части квартир. Пока это коснулось бизнес-класса, где используются зарубежные материалы. Здесь люди чаще всего и так делают индивидуальный дизайн под свои нужды после покупки. Но если застройщики продолжат отказ от чистовой отделки в других сегментах, это неминуемо приведет к росту спроса на ремонт. Для заказчиков это будет даже плюсом, поскольку типовая отделка часто не соответствует функциональным требованиям конкретных жильцов и ее переделка требует дополнительнительных расходов.

Изменение конкуренции на рынке ремонта

Уже сейчас отмечается переориентация крупных российских дизайн-бюро и дизайнеров на иностранные рынки. Кто-то из них пробует открывать международные офисы в ОАЭ, а кто-то полностью перевозит команду и бизнес в другие страны. Иностранные архитекторы, которые долгие годы улучшали облик российских городов, также приостановили работу в России неизвестно на какой срок. И конкуренция на рынке сильно поменяется. У крупных компаний увеличится количество заказов, а в связи с этим может вырасти и стоимость их услуг. При этом у небольших компаний и нишевых игроков появляется потенциал для роста.

Из-за отключения части маркетинговых каналов меняются и способы конкурентной борьбы. Тем, кто вкладывался в платное продвижение и развитие заблокированных сейчас соцсетей, приходится перестраиваться. Рекламное привлечение в оставшихся каналах дорожает и не всегда позволяет выйти на нужную аудиторию. Поэтому сейчас конкуренция будет строиться не на стоимости лида, а на контенте.

Советы заказчикам

Поскольку сейчас на рынке продолжается неразбериха, а поставки материалов и цены непредсказуемы, лучше не входить в стадию ремонта и сконцентрироваться на других этапах подготовки. Уже через пару месяцев все участники рынка станут лучше понимать, как действовать в текущих реалиях, появится больше стабильности и можно будет планировать работы. Конечно, цены не вернутся к уровню начала 2022 года, но, скорее всего, появятся качественные российские и азиатские аналоги.

Потенциальным заказчикам эти пару месяцев лучше либо самостоятельно подготовиться к ремонту (собрать примеры понравившихся проектов, спланировать бюджет и найти подходящих по стилю и стоимости дизайнеров), либо постепенно начинать коммуникацию с подрядчиком, проговаривать с ним основные моменты и составлять ТЗ. Обычно создание дизайн-проекта квартиры на 100 кв. м занимает 2,5–3,5 месяца, и как раз ближе к осени, когда рынок станет более стабильным, можно начинать ремонт и закупку товаров.

Об авторе
Владислав Седов Владислав Седов основатель и генеральный директор дизайн-бюро LINES
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное Лента