Когда закончат строительство Большой кольцевой линии метро. Видео
Текстовая версия
В декабре 2021 года в Москве одномоментно открылось движение на десяти новых станциях Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Движения поездов с пассажирами запустили президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. Ранее, в апреле 2021 года, на БКЛ открылись еще две станции — «Хорошевская» и «Мневники». Вместе со станциями, сданными в декабре, общее количество остановок на БКЛ достигло 22.
А что с БКЛ? Где Метрострой сегодня, как идут работы? Когда БКЛ замкнется и новая кольцевая заработает на 100%? Сейчас расскажем.
Напомним, БКЛ — это кольцевая линия, протяженность которой составит 70 км, здесь будет 31 станция. Для сравнения: действующая Кольцевая линия Московского метро — это 12 станций и 19,5 км. А длина нынешнего чемпиона среди подземных колец — Второй кольцевой линии Пекинского метро — 57 км.
Итак, первый участок БКЛ от станции метро «Петровский парк» до «Делового центра» (всего пять станций) заработал в феврале 2018 года. А вот дата запуска БКЛ менялась. Самые актуальные даты окончания строительства большого кольца подземки в московской мэрии назвали лишь недавно.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— По первоначальном плану, завершение строительства БКЛ было в 2023 году. [Мэром Москвы] Сергеем Собяниным было дано указание ускорить строительство объекта. Мы [Стройкомплекс] в прошлом году завершили строительство 12 станций БКЛ, запустили их в декабре. Это было фактически на полгода раньше [плана]. Планируем завершить строительство всех станций, оставшихся на Большой кольцевой линии, до конца 2022 года. И подготовить их к пуску с пассажирами.
Итак, в этом году остается открыть семь новых станций и еще две — после реконструкции. Все они расположены на восточном участке БКЛ. Здесь уже прокладка тоннеля завершена, то есть технически кольцо замкнуто. Об этом 29 декабря 2021 года сообщил Сергей Собинин: «Этот день навсегда войдет в историю метростроения Москвы, — написал градоначальник. — Пройдены 143 км тоннелей Большой кольцевой линии метро — самого большого метрокольца в мире».
Темпы строительства, конечно, ударные. А вот чем их объяснить? Слово — строителям БКЛ. Генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком по строительству станций выступает Мосинжпроект.
Константин Маслаков, генеральный директор «МИП-Строй 1»:
— Перед нами стоит задача оптимизировать сроки строительства. В первую очередь это уже было достигнуто за счет уменьшения глубины заложения новых участков станционных комплексов. То есть, по сути, мы строим станции мелкого заложения, глубиной менее 30 м. Таким образом, увеличилась скорость выемки грунта из-под щитовой проходки, что, соответственно, увеличило скорость самой проходки тоннелепроходческих комплексов.
Теперь на каждую станцию приходится два года стройки вместо четырех. В этом, кстати, техническая особенность проекта БКЛ: чем ближе тоннели и станции к поверхности земли, тем стройка идет быстрее, но при этом приходится иметь дело с бóльшим объемом существующих инженерных коммуникаций.
Константин Маслаков, генеральный директор «МИП-Строй 1»:
— При строительстве мы сталкиваемся с большим количеством инженерных коммуникаций, которые нужно выносить из пятна застройки. Особенно это важно при строительстве БКЛ, так как новые станции необходимо интегрировать с радиальными линиями (как с существующими, так и с перспективными).
Ускорить процесс строительства можно и за счет обширного парка спецтехники: на проходке тоннелей БКЛ в разное время было задействовано 33 тоннелепроходческих щита.
Константин Маслаков, генеральный директор «МИП-Строй 1»:
— Среди них — четыре щита-гиганта, десятиметровых щита, которые мы используем при строительстве двухпутных тоннелей. Что это такое? То есть в одном тоннеле расположено два пути, идущих параллельно в противоположных направлениях. Сами щиты-гиганты стали использоваться совсем недавно. И, несмотря на масштабность этой техники, на достаточно длительный срок монтажа и демонтажа, тем не менее это существенное преимущество [в скрости строительства].
Давайте зафиксируем. Прямо сейчас под Москвой ведется одна из самых масштабных строительных операций в мире. Такого нигде больше не строили.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Работы ведутся напряженно, но в графике. Есть ряд сложных моментов — сейчас занимались вопросом решения всех этих организационных, технических, административных вопросов. Я уверен, что до конца 2022 года строительство БКЛ мы завершим.