Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Росреестр предложил в 2023 году изменить определение недвижимости Жилье, 12:39
«Сбер» оценил рост доступности ипотеки на новостройки за год Деньги, 12:10
В ЦБ призвали к отказу от льготной ипотеки словами «подсели как на иглу» Деньги, 11:45
Названы самые продаваемые новостройки бизнес-класса в Москве Деньги, 09:56
Аренда жилья в центре Москвы подешевела сильнее, чем в среднем по городу Жилье, 00:15
Собянин утвердил проект жилого квартала в промзоне Братцево Жилье, 08 дек, 17:15
ГД одобрила в первом чтении отмену налога на списанную ипотеку Деньги, 08 дек, 17:04
Правительство продлило дальневосточную ипотеку до конца 2030 года Деньги, 08 дек, 15:58
ВЦИОМ выяснил, какую сумму на покупку жилья ждет от родителей молодежь Жилье, 08 дек, 15:47
В Подмосковье в 1,5 раза выросло предложение элитных домов и участков Загород, 08 дек, 14:13
Власти Москвы назвали сроки запуска МЦД-3 и МЦД-4 Жилье, 08 дек, 13:37
На БКЛ начались технические пуски восточных участков. Видео Город, 08 дек, 12:14
Елка на стене: как сделать модное украшение интерьера Дизайн, 08 дек, 11:37
Названы новостройки Москвы — лидеры по продажам в 2022 году Жилье, 08 дек, 11:13
Американские горки российских отельеров: как пандемия изменила бизнес
Мнения ,  
0 
Ольга Захарова

Американские горки российских отельеров: как пандемия изменила бизнес

Часто говорят, что кризис — это время уникальных возможностей, позволяющее посмотреть на свой бизнес с другой стороны и найти неординарное решение. Именно такими были последние два года для отельеров — время поиска новых идей и нестандартного подхода к ведению бизнеса.

Несемся вниз!

2020 год стал одним из самых сложных для гостиничного бизнеса за последние десять лет. Гостиничный сектор России потерял в общей сложности 28,8 млн постояльцев. Пандемия буквально поставила на грань выживания весь мировой туризм и смежные с ним отрасли. Из-за ограничений передвижений поток туристов по всему миру сократился на 85–90%, из-за чего серьезно пострадал гостиничный бизнес — он оказался одним из самых уязвимых в этой цепочке.

На пике пандемии загрузка гостиниц в России составила 0–5% в зависимости от региона, средняя загрузка отелей в Москве и Санкт-Петербурге составляла всего 8–10%, а в Екатеринбурге — 11,8%, и это самые низкие показатели для гостиниц за последние десять лет. Отельерам пришлось переориентироваться на других клиентов и искать новые способы заработка, придумывать новые услуги, что позволило многим гостиницам не только пережить локдаун, но и сохранить коллектив. Именно за коллективы держались до последнего топ-менеджеры многих отелей, понимая, что пандемия пройдет, а отличный персонал можно и не найти. В это время отели начали адаптироваться в новой ситуации и прорабатывать новые форматы, например воркейшн (от англ. work и vacation — туристы переезжают на долгий срок в города с более комфортным климатом и совмещают таким образом работу и отдых).

Восстановление рынка началось в июне за счет отмены локдауна и активного передвижения россиян внутри страны. С августа по октябрь загрузка превысила 40%, к концу года произошел небольшой спад, но уже не такой критичный, как в начале года. Осенью 2020 года спрос на городские отели значительно вырос в связи с разрешением проводить деловые мероприятия. И все аналитики единогласны в своих оценках — работа гостиничного сектора восстановилась за счет внутреннего туризма.

Летим вверх!

2021 год для многих отельеров стал и годом открытий, и годом овербукинга. Ни для кого не секрет, что отельный бизнес зарабатывает в первую очередь на туристах и живет сезонами. Поэтому стремительное падение из-за запрета на передвижение внутри страны уже через несколько месяцев обернулось таким же стремительным спросом на номера, когда эти самые передвижения разрешили. Таким образом, из-за закрытия границ национальная туристическая отрасль получила дополнительно около 750 млрд руб., потому что всё еще лишенные выезда за границу, но получившие от правительства поддержку в виде кешбэка в 20% россияне отправились покорять родные просторы. Наплыв отдыхающих позволил российским курортам все лето бить рекорды по бронированию мест в отелях.

Активным спросом пользовались не только Краснодарский край и Крым — места традиционного летнего отдыха у моря, но и Калининград, Казань, Алтай, Байкал, Кавказ, Карелия, Камчатка, Сахалин, Кольский полуостров. Все это привело к подорожанию отдыха в первую очередь в отелях и вскрыло весьма уязвимые места в гостиничном бизнесе — из-за высокого спроса цены устремились вверх, а качество услуг осталось на крайне низком уровне. Также выяснилось, что в России остро не хватает качественного номерного фонда — отели, которые с трудом пережили первую половину 2020 года, в 2021 году столкнулись с солд-аутом и овербукингом, что не добавило позитива путешественникам.

По оценкам аналитиков, особым спросом у россиян пользовались наши горнолыжные курорты — Красная Поляна и Шерегеш. К концу 2020 года загрузка составляла 65%, а в конце текущего года — 95–100%. Интересно, что спрос был настолько высок, что многие отели были полностью выкуплены, едва успев открыться для продаж. Рекордный спрос на отдых отметили и в других регионах. Например, на ноябрьские праздники не было свободных мест в селе Териберка на побережье Баренцева моря, которое обрело славу после фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Кавказский горнолыжный курорт Архыз воспользовался затишьем 2020 года словно «трамплином» — в 2021 году здесь открылось несколько крупных гостиниц, которые были почти сразу же забронированы туристами (92–94%). В 2022 году ожидается открытие новых подвесных канаток в южной и северной частях курорта. Не простаивал и горнолыжный курорт «Солнечная долина» в Челябинской области. Загрузка номерного фонда здесь составляла не менее 87–89%.

Тем не менее за январь — сентябрь 2021 года только в 13 регионах из 85 число ночевок увеличилось по сравнению с допандемийным 2019 годом. Максимальный прирост в абсолютном выражении — в Краснодарском крае (рост на 10 млн ночевок) и в Московской области (плюс почти 3 млн ночевок в сравнении с тремя кварталами 2019 года).

Пандемия повлияла и на санаторно-курортный комплекс страны. После перенесенных заболеваний россияне активно пользовались услугами санаториев, и не только традиционных санаториев Кавказских Минеральных Вод, Анапы или Евпатории, но и ехали к термальным источникам Тюмени и Алтая. Эксперты рынка предварительно подсчитали, что к концу 2021 года доходы этого направления могут выйти на уровень 85–90% от показателей 2019 года.

Что дальше?

Несмотря на пандемию, люди продолжают путешествовать. Впрочем, горизонт планирования путешествий сократился до трех-четырех недель, а одним из приоритетов туристов стала гибкость: возможность безвозмездно отменить поездку или изменить ее даты.

Частично закрытые границы побуждают туроператоров, экскурсоводов, отельеров, рестораторов — всех, кто занят в туристическом бизнесе — объединяться и вместе создавать новый продукт, чтобы соответствовать запросам российских туристов. Так, только для участия во Всероссийском проекте «Открой свою Россию» было подано почти 200 авторских маршрутов по всей стране, которые призваны удовлетворить потребность путешественников в новых впечатлениях.

В мире и в России растет интерес к устойчивому развитию и в том числе к устойчивому туризму. В ответ на запрос пользователей Booking.com запустил программу «Осознанные путешествия»: «знак качества» могут получить отели, применяющие подходы устойчивого развития в пяти ключевых областях: сокращение отходов, экономия электроэнергии и сокращение выбросов парниковых газов, экономия воды, поддержка местных сообществ и защита природы. При этом устойчивость важна не только для ответственных потребителей, но и для инвесторов: по оценке Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2025 году 37% глобального объема инвестиций будет реализовано с учетом ESG-принципов.

В рейтинге Euromonitor International Россия занимает 73-е место из 99 в рейтинге стран по устойчивости средств размещения. Для того чтобы форсированно внедрить принципы устойчивости в деятельность тысяч российских отелей и улучшить позиции в международных рейтингах, необходимо сформировать базу тиражируемых устойчивых решений, которые не только благоприятны для окружающей среды и местных сообществ, но и экономически выгодны. Нужно внедрять грантовые программы и выделять субсидии на реализацию устойчивого развития в сфере гостеприимства на региональном и федеральном уровнях. Мировая практика доказывает, что внедрение практик энергосбережения и экономии потребления воды, управление пищевыми отходами, а также отказ от одноразового пластика позволяют снизить затраты отелей.

Восстановление гостиничной отрасли будет постепенным и во многом продолжит зависеть от восстановления внутреннего и зарубежного туристических потоков и деловой активности. Но очевидно одно — выиграют те, кто используют это время для того, чтобы перестроиться: создать новые продукты, детально проанализировать спрос, найти лучшие пути оптимизации затрат, внедрить передовые решения и стать конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на международном рынке.

Об авторе
Ольга Захарова Ольга Захарова директор инициатив по развитию туризма, экологии и климату Агентства стратегических инициатив
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное Лента