Почему факторы ESG стали влиять на инжиниринг
Концепции «устойчивое развитие» и «принципы ESG» в российском бизнес-словаре появились несколько лет назад, но уже оказывают серьезное влияние на привлекательность компаний. Это неудивительно, ведь они основаны на уважении личности человека, самоорганизации сотрудников, служении общим ценностям и заботе об окружающей среде.
В России в сфере инжиниринговых услуг такие принципы декларируют единицы, а кто успешно воплощает их в жизнь — оценивать сложно. Одной из компаний, не только публично заявившей, что разделяет эти принципы, но и следующей им, является инжиниринговая компания GREEN. Основная ценность компании — люди, так утверждается в Стратегии устойчивого развития GREEN, а приоритетом в социальной сфере является забота о здоровье и благополучии сотрудников.
О том, сложно ли следовать таким правилам и может ли это быть выгодно компании, «РБК-Недвижимость» поговорила с управляющим директором GREEN Инной Карповой.
— Популярность ESG-повестки вынуждает некоторые организации считаться с принципами устойчивого развития. Но следовать им довольно затратно для компании, особенно молодой, каковой является GREEN. Или в этом есть какая-то выгода?
— Компании, опирающиеся на принципы устойчивого развития, проявляют сознательное и ответственное отношение к охране окружающей среды, обеспечению социальной защищенности и прав человека, корпоративной этике. Это то, что обладает повышенной ценностью на данном этапе развития человечества.
Чтобы быть эффективным в высоких целях по обеспечению устойчивого развития, необходимо инвестировать в комфортную среду для работы, во внедрение современных технологий и в эффективную утилизацию продуктов деятельности. Это то, что интуитивно не выглядит как оправданные инвестиции бизнеса.
Для тех, кто наблюдал за становлением бизнеса GREEN со стороны, инвестиции в обучение и благополучие сотрудников в первые годы и правда выглядели, скорее, как необоснованные траты. Однако весной 2022 года будем отмечать пятилетие компании и уже точно понимаем по реакции довольных качеством клиентов и по уровню сформировавшейся корпоративной культуры, что все наши усилия были оправданы.
Причем если в России такой подход еще зарождается, то на развитых рынках он является нормой и, работая на международных проектах, мы замечаем, что говорим на знакомом и понятном языке с клиентами, партнерами и кандидатами на должности. Нам еще есть чему учиться у продвинутых международных компаний, но мы уже получаем положительный отклик на решения инвестировать в нашу среду и процессы, способствующие достижению целей в рамках Стратегии устойчивого развития.
Раньше у бизнеса было две задачи: увеличение прибыли и сокращение издержек. Меня радует, что благодаря тренду устойчивого развития в последние годы все активнее утверждается и третья — забота об окружающей среде и людях. Можно смело говорить, что на рынке есть желание не только заработать на своих проектах, но и сделать вклад в сохранение экологии, развивать этику ведения бизнеса, учитывать факторы социальной устойчивости. Такую тенденцию поддерживает и появление определенных финансовых инструментов, привязанных к соблюдению принципов ESG. Мы замечаем, что инвесторов больше интересуют проекты с высоким ESG-рейтингом.
— У GREEN есть собственная Стратегия устойчивого развития до 2024 года. Как она соотносится с целями в области устойчивого развития, утвержденными ООН в 2015 году?
— 17 целей в области устойчивого развития ООН — это актуальная повестка в мире в настоящее время и ориентир для построения частных стратегий. GREEN закрепил в своей стратегии семь из этих целей, которые актуальны для нашей деятельности и в рамках которых мы можем достичь полезного результата: хорошее здоровье и благополучие людей; гендерное равенство; достойная работа и экономический рост; индустриализация, инновации и инфраструктура; уменьшение неравенства; ответственное потребление и производство; партнерство в интересах устойчивого развития.
Для кого-то эти цели могут звучать непривычно и абстрактно применительно к рынку инжиниринга. Поэтому мы не просто поставили перед компанией эти цели, но и определили конкретные планы и индикаторы их достижения. Об этом можно прочитать на нашем сайте. Индикаторы помогают сотрудникам и партнерам по бизнесу понять, какие именно действия можно от нас ожидать для достижения целей по каждому из направлений.
— Как GREEN пришел к тому, чтобы интегрировать цели устойчивого развития в стратегию компании?
— Так получилось, что мы изначально строили бизнес по принципам устойчивого развития еще до того, как официально внедрили их в начале 2021 года во все процессы компании. Думаю, это происходило благодаря тому, что наши руководители — прогрессивные люди, которые интересуются современными тенденциями и много времени уделяют собственному развитию. Кроме того, мы всегда планировали развитие как международная компания и были погружены в актуальную повестку в мире. В какой-то момент, когда концепция устойчивого развития стала звучать чаще на рынке, мы систематизировали и резюмировали уже существовавшие правила GREEN.
Например, мы всегда стремились создавать благоприятную среду для развития и реализации талантов сотрудников, инвестировали в социальные гарантии. Мы следили и продолжаем следить за рациональным расходованием ресурсов любого типа как в глобальном смысле, на строительных площадках, так и локально — уже несколько лет раздельно собираем мусор в офисах, сдаем бумагу на переработку и ежегодно участвуем в благотворительных проектах. Каждый процесс в отдельности может быть мелочью, но в совокупности это дает большой эффект и формирует культуру, традиции.
— Можете рассказать подробнее? Всегда интересно узнать, что компания конкретно делает в этом направлении.
— Если перенести фокус на объекты, с которыми мы работаем, то энергоэффективность достаточно часто попадает в зону нашей ответственности. Так, например, мы уделяем внимание вопросам уплотнения застройки в уже освоенных районах, а также реконструкции без дополнительного увеличения протяженности теплопроводов, других энергосетей и транспортных маршрутов, что помогает рационально использовать территории, тем самым обеспечивая энергосбережение в градостроительных масштабах. При реконструкциях в качестве архитектурно-строительных мер энергоэффективности мы оцениваем возможности надстройки дополнительных этажей на существующие здания с ограждающими конструкциями повышенной теплозащиты.
Сейчас мы выходим на новый этап заботы о сотрудниках, зафиксированный на уровне HR-стратегии. Повышаем комфорт рабочих зон как на строительных площадках, так и в офисах компании. Учитываем потребности очень разных сотрудников, ищем баланс между вниманием к работнику и отношением к нему как к равному в команде GREEN без привязки к должности, полу или социальному статусу. Мы обеспечили 100% сотрудников программой ДМС, активно привлекаем их к здоровому образу жизни, популяризируем увлечение спортом.
Отдельно хочу сделать акцент на минимизации воздействия на окружающую среду. Казалось бы — что может в этом плане сделать инжиниринговая компания: мы не завод с безумными выбросами, не производство с потреблением большого количества природных ресурсов. Значительная часть нашей работы происходит в офисах. Однако мы осознаем, насколько важно сохранение природы и что все начинается с маленьких шажков. Офисные пространства мы оснастили баками для раздельного сбора мусора, минимизировали использование одноразовой пластиковой посуды и определили важный для нас индикатор — снижение количества несортированного мусора в весовом исчислении на 25% от года к году.
Могу поделиться своим примером. Моя семья долго шла к раздельному сбору мусора — казалось, что это неудобно, не хватает места. Но после нескольких попыток все же пришли к осознанию того, что мы делаем, пусть и небольшой, но важный вклад в защиту окружающей среды, и для этого стоит сделать небольшое усилие над собой. Сейчас мы дома сортируем мусор и по мере необходимости отвозим в пункт приема «Собиратор». Надо сказать, что даже маленькая дочка активно включилась в эту «игру» и всячески ее поддерживает.
Еще один корпоративный пример минимизации воздействия на окружающую среду — мы активно переводим наших сотрудников и подрядчиков на электронный документооборот и автоматизируем многие процессы в компании. Это, по нашим расчетам в Стратегии устойчивого развития, должно привести к снижению количества закупаемой бумаги в 2022 году на одного сотрудника компании более чем на 50% по сравнению с показателями 2021 года.
— Достижение каких целей требует наибольших инвестиций?
— Конечно, это организационное и технологическое совершенствование, в значительной мере определяющее способность конкурировать и добиваться лидерства в современном мире и помогающее экспертам совершенствоваться в своих профессиях. На программное обеспечение и технику уходит значительная часть бюджета. Инновационные программы, которые для прогрессивных инжиниринговых компаний уже норма, у нас закупаются и обновляются по умолчанию. В частности, реализация проектов в формате BIM. Но есть и обновленные блоки программ, и экспериментальные сферы, к которым мы идем, чтобы облегчить работу наших сотрудников непосредственно на объектах, — покупаем разное оборудование для быстрого и наглядного мониторинга строительных процессов.
— Ставите ли вы своей целью пропаганду принципов устойчивого развития?
— Надо признать, при формировании Стратегии устойчивого развития нашей компании фокус был, скорее, на сотрудниках, чем на глобальных изменениях в индустрии. В первую очередь ориентировались на повышении качества нашей среды. В наших силах относительно быстро произвести положительные изменения и улучшить условия для своих сотрудников. А рынок, на котором мы работаем, достаточно консервативный, быстро повлиять на него довольно сложно.
Тем не менее мы стремимся стать частью международного сообщества, ориентированного на внедрение и распространение принципов устойчивого развития, поэтому поставили себе конкретные цели по проведению собственных и участию во внешних мероприятиях, нацеленных на популяризацию принципов устойчивого развития в бизнесе. В этой работе мы опираемся на поддержку профильных ассоциаций, членами которых являемся. Совместно с другими участниками ассоциаций и нашими единомышленниками мы способны сделать больше, чем в одиночку. Хотя и здесь предпринимаем ряд шагов — стремимся повлиять на наших партнеров и поставщиков, приглашая их переходить в электронный формат руководства проектами и электронный документооборот. В настоящее время мы разрабатываем политику закупок, которая, помимо обязательных критериев (юридических и финансовых), будет включать рекомендуемые, связанные преимущественно с принципами устойчивого развития. Нам не безразлично, как ведут дела наши поставщики, насколько бережно относятся к ресурсам, какие условия создают для своих сотрудников, как организуют взаимодействие. В конце концов, это все оказывает влияние на качество их продукта. При этом не питаем иллюзий и понимаем, что это будет вызывать сложности в работе, но мы к этому готовы. Хотим показать нашим партнерам и поставщикам, что принципы устойчивого развития очень важны для нас, стремимся в хорошем смысле заразить коллег нашими идеями.
— Благополучие сотрудников все же зависит от денежных показателей компании. Как они связаны со стандартами GREEN?
— Если честно, мы делаем все, чтобы избежать ситуации, когда мотивация сотрудников замыкается только на финансовых показателях. Рано или поздно такое отношение может ударить по качеству работы. Работа должна приносить не только денежное вознаграждение, но и удовлетворение, ощущение смысла от своей деятельности. С помощью разработанных стандартов мы создаем корпоративную культуру, мотивирующую на достижения. Верим в то, что чем более качественную среду мы создаем, тем больше желание достигать и добиваться, тем лучше наши результаты. Поэтому связь здесь взаимная — с помощью стандартов мы достигаем хороших показателей, которые, в свою очередь, являются ресурсами для дальнейшего совершенствования и развития нашей среды.