Как сегодня ищут сотрудников для стройки. Кейс крупнейшей компании
Упростить и регламентировать подбор персонала — одна из главных задач любого бизнеса. Особенно ярко эта потребность проявляется в сфере недвижимости и ремонта, где практически каждый день требуются десятки сотрудников разного профиля. Инженеры, мастера-плиточники, арматурщики, монтажники — перечень возможных специальностей варьируется от компании к компании, но одно остается неизменным: на поиск стоящего профессионала тратятся важные ресурсы.
Можно ли уменьшить эти затраты? И способны ли новые технологии хотя бы частично автоматизировать процесс найма сотрудников? Изучим, как меняется подбор персонала в сфере недвижимости, на примере компаний «ПИК-Ремонт» и «Авито». Сейчас «Авито Работа» входит в число крупнейших в России сервисов для найма сотрудников — ежемесячно в поисках работы на площадку приходит более 17 млн человек.
Умная аналитика в промышленных масштабах
«ПИК-Ремонт» — это подразделение группы ПИК, крупнейшего девелопера в России. Дочерняя компания занимается ремонтными работами любого уровня сложности — от разработки дизайна до реализации конечного проекта заказчика. В «ПИК-Ремонт» обращаются с самыми разными запросами и идеями, а потому в распоряжении компании всегда должно быть множество разнообразных и всегда готовых приступить к работе специалистов.
В силу климата самая горячая пора с точки зрения заказов на ремонт и строительство — лето. В этот период строительные компании набирают максимальное число сотрудников. По словам Ильи Марченкова, руководителя отдела по подбору персонала «ПИК-Ремонта», в июне этого года компания наняла 500 человек — и важной составляющей этого процесса стал сервис «Авито Работа».
«С «Авито» наша компания сотрудничает уже десять лет, — рассказывает Марченков. — У нас регулярно возникают потребности в найме сотрудников на те или иные объекты. Прежде чем разместить вакансии, мы еженедельно изучаем аналитику и уже на ее основе принимаем решение. Задачи могут меняться кардинально. Предположим, на одной неделе нам нужны электрики — человек 30, на следующей — гипсокартонщики. Некоторые категории специалистов раскачиваются дольше — рекламы уже неделю нет, а отклики продолжают идти».
По данным агентства B2B Research, к июлю 2021 года каждый пятый работодатель назвал «Авито Работу» основным сервисом для найма сотрудников, а в общей сложности возможностями площадки пользуются 58% работодателей в России. Сервис даже проводит собственные исследования — при необходимости аналитику «Авито Работы» можно использовать для полной автоматизации подбора кадров.
К примеру, здесь есть бот-ассистент. В нем среди прочего реализован механизм составления мини-резюме — сбора ключевых данных о соискателе, необходимых рекрутеру в первую очередь. За 2020 год с помощью этого бота создали более 600 тыс. резюме. Другой сервис «Авито Работы» позволяет автоматизировать обработку звонков и откликов. Автоответы, которые появились на базе бота-ассистента, помогают опросить соискателя без участия HR-менеджера, что экономит рабочее время и ресурсы компании.
Как big data поглощает регионы
Для «ПИК-Ремонта» сервис выполняет функции не только подбора персонала, но и внешнего аналитика. На еженедельных совещаниях представители двух компаний разбирают количество и время просмотров, долю откликов и конверсию объявлений. Сочетание этих данных позволяет прогнозировать затраты на наем сотрудников и оплату их труда, а также подбирать наиболее выгодные условия и возможности.
Так, благодаря «Авито» «ПИК-Ремонт» открыл новый филиал в Краснодаре — проект стал итогом совместной работы внутреннего аналитического отдела и внешних данных. «У нас были предложения во многих регионах, и мы думали, где эффективнее всего открыть филиал, чтобы мастера уже со всеми документами приезжали сразу на объект, — рассказывает Марченков. — Так мы выделили для себя несколько ключевых регионов. Затем эксперты «Авито Работы» проанализировали для нас наиболее часто запрашиваемые вакансии в этих областях. Благодаря сопоставлению данных мы решили, что Краснодар — наиболее эффективный и привлекательный для нас регион».
Возможности сервиса позволяют автоматизировать процессы: например, в автоматическом режиме разместить пул вакансий или распределить ответственность за позиции между различными HR-менеджерами. Помимо этого, департамент персонала получает исчерпывающую статистику звонков соискателей с записями разговоров, а также колл-трекинг с защитой от спама.
Еще одно новшество в арсенале «Авито Работы» — интеграция по API. Это позволяет HR-департаментам подбирать персонал на площадке, не покидая привычную CRM-систему. Контакты кандидатов и полную статистику по откликам можно посмотреть там же, в CRM-системе, или выгрузить в Excel по каждой вакансии. Разумеется, не обошлось и без персонализации: клиенты «Авито» в рамках некоторых тарифов получают возможность брендировать собственные объявления и отмечать их уникальным фоном. Так на вакансию обращает внимание больше соискателей — известность бренда всегда работает на пользу нанимателю.
Команда под ключ
В рамках максимального тарифа сервис способен взять на себя весь процесс найма сотрудников — и под ключ набрать команду по заявленным требованиям. Впрочем, Илья Марченков по такой схеме не работает: «Мне проще самому непосредственно работать с человеком, который сам нам позвонил».
В то же время для других форм бизнеса подбор команды под ключ может стать подходящим решением. К 2021 году «Авито» превратился в цифровую экосистему, в которой одновременно находятся покупатели, продавцы, поставщики и подрядчики. Каждую неделю миллионы пользователей изучают десятки миллионов вакансий, что в конце концов складывается в многослойный массив данных, который позволяет с большой точностью спрогнозировать эффект от того или иного объявления.
Одно из главных преимуществ «Авито Работы» — развитый сегмент «синих воротничков», в котором как нигде распространен быстрый наем. Кроме того, широкое проникновение в регионы позволяет сервису собирать информацию по всей стране и просчитывать для заказчиков различные варианты расширения штата. Сейчас, с ростом числа соискателей, спектр возможностей вырос, и с такой же легкостью сервис позволяет нанять в штат любого специалиста — от курьера и дизайнера до бухгалтера и юриста.
Если же смотреть на ситуацию с точки зрения соискателей, то для них «Авито» улучшает систему рекомендаций вакансий — кандидатам предлагают объявления, отобранные на основе выбора других кандидатов с похожими резюме. В строительной сфере, где требуется множество специалистов с четко прописанными навыками и опытом, это расширяет охват вакансии и повышает количество откликов.
«Авито Работа» — тот самый инструмент, который самостоятельно видит все на своей площадке, — рассказал «РБК-Недвижимости» Марченков. — Другие компании не всегда могут сделать какую-то аналитику, про эффективность они могут только предположить или сказать из своего опыта. А здесь мы видим все данные наглядно».
По итогам второго квартала 2021 года «Авито Работа» показала рост на 240% год к году, количество опубликованных вакансий превысило 700 тыс. Чтобы расти дальше, компания приобрела 25% в стартапе GigAnt, который специализируется на привлечении исполнителей с частичной занятостью. Таким образом, сервис постепенно охватывает все возможные форматы найма. В конце концов, аналитика данных позволит не просто набирать сотрудников, но и планировать HR-стратегию на долгий срок вперед.
Сделать поиск и набор сотрудников столь же простым и быстрым, как вызов такси или курьера, — задача-максимум для всех цифровых сервисов в этой сфере. И сфера недвижимости предоставила таким компаниям идеальный плацдарм для роста и внедрения новых функций.