Золотой фонд: как передать наследство с помощью сверхдорогой недвижимости
По данным последнего отчета Knight Frank Wealth Report, экономические и социальные изменения 2020 года актуализировали перед состоятельными людьми вопрос наследования. Около 60% респондентов компании по всему миру заявили, что их беспокоит выбор наиболее надежного способа передачи активов детям.
Перед крупным российским бизнесом проблема наследования стоит едва ли не наиболее остро — ведь практика семейного бизнеса в стране формируется не больше 30 лет.
Может ли недвижимость быть стабильным и ликвидным активом, подходящим для передачи в качестве наследия?
Семейное наследие
За последние два десятилетия список крупнейших мировых компаний изменился больше, чем когда-либо — благодаря появлению технологических стартапов и «единорогов» — молодых компаний, которые очень быстро достигли заметных финансовых успехов. Но несмотря на этот процесс, в рейтинг крупнейших и богатейших корпораций мира до сих пор стабильно входят компании, основанные еще во времена прошлой промышленной революции и принадлежащие потомкам своих основателей. Среди таких компаний — один из крупнейших в мире производителей лекарств Novartis, возникший в результате слияния фармкомпаний Sandoz и Ciba-Geigy. Sandoz была создана еще в 1886 году Эдуардом Сандозом — и его наследникам до сих пор принадлежат акции Novartis.
В России таких примеров пока еще нет, притом что все предпосылки для формирования семейных империй в XX веке присутствовали. На протяжение нескольких поколений свои активы развивали, например, семьи Смирновых, Елисеевых, Абрикосовых и Морозовых. И хотя наследие первых двух до сих пор отражено в брендах Smirnoff и «Елисеевский магазин», из-за национализации предприятий наследники этих семей оказались лишены возможности развивать семейные корпорации.
В современной России крупный капитал начал формироваться в 1990-е годы, и спустя 20–30 лет представители богатейших семей закономерно снова задумались о передаче своего капитала наследникам. Многие дети представителей российского списка Forbes уже успели получить образование за границей и вернуться на родину — для того, чтобы включиться в управление семейным бизнесом, привнести в него новые идеи и передовой опыт. Однако не для всех прямая передача дел становится лучшим способом сохранить капитал — ведь тренды в бизнесе меняются стремительно, и даже самое надежное предприятие может начать терять свою капитализацию. Кроме того, дети не всегда сами стремятся продолжать дело родителей — все чаще их сферы интересов не пересекаются. Миллениалам, не говоря уже о зумерах, гораздо ближе технологические стартапы, креативная сфера и забота об экологии, чем, к примеру, тяжелая промышленность.
У соседей то же самое
Глобальные изменения привели к тому, что вопрос, как именно можно передать активы детям, волнует не только российский бизнес, но и состоятельных людей по всему миру. Согласно отчету Knight Frank Wealth Report 2021, после пандемии COVID-19 процесс передачи наследства оценивают как рискованный 28% респондентов миллиардеров со всего мира, тогда как возможности для роста благосостояния видят в нем 23% опрошенных. Действительно, что же лучше — отойти от дел и позволить наследникам самим управлять семейной корпорацией или же использовать инвестиции в стабильные сегменты для гарантированной передачи детям?
Стоит помнить, что главный совет по сохранению и приумножению наследия сводится к простому правилу — диверсифицировать вложения. И одним из главных инструментов для инвестирования и защиты от инфляции эксперты называют недвижимость — особенно в России, где этот рынок показал впечатляющий рост даже на фоне пандемии.
Алексей Новиков, управляющий партнер Knight Frank Russia:
— Недвижимость является самым распространенным способом передачи активов по наследству. Если же говорить об элитном жилье, то многие состоятельные люди используют такие активы не только как способ сохранения, но и как возможность дать детям и внукам жизнь в лучшем социальном окружении.
«Золотой» актив
Элитная недвижимость остается одним из наиболее интересных направлений для инвестиций состоятельных людей — причем такое вложение можно рассматривать не только с точки зрения доходности, но и как вклад в историю собственной семьи. С доходностью, впрочем, в сегменте тоже все прозрачно — компания Savills ожидает, что в 2021 году Москва войдет в тройку мировых рынков с наиболее сильной положительной динамикой цены на элитное жилье.
Но застройщикам со временем становится все сложнее соответствовать требованиям покупателей элитной недвижимости — за последние два десятилетия конкуренция в сегменте значительно выросла, клиенты получили возможность сравнивать премиальное жилье в России и за рубежом, сформировали представление о качестве строительства и инфраструктуры такой недвижимости. К тому же неизменными остаются основные требования к элитным проектам — необходимо, чтобы лоты были уникальными, а расположение — выдающимся. Наконец, учитывая, что знаковая элитная недвижимость приобретается на десятилетия, необходимо, чтобы проекты отвечали интересам всей семьи.
В Москве (и в России в целом) вопрос о том, какое место сохраняет престижность веками, не стоит — это Кремль и его окрестности. К тому же премьеры вблизи главного символа страны — настоящая редкость. Одна из них состоялась в прошлом году — жилой квартал «Золотой» (проектная декларация на сайте zolotoy.top) девелопера Capital Group на Софийской и Болотной набережных. Особенность расположения «Золотого» заметна при первом же взгляде из окна — прямые панорамы на кремлевские башни. И хотя, с одной стороны, это проект новый, с другой — специфика места обеспечила его вневременной стиль. Архитекторы проекта из бюро SPEECH Сергея Чобана сумели стилистически связать «Золотой» с существующей исторической застройкой Золотого острова, где он расположен, и окружающими квартал особняками XIX века. В результате классическая архитектура, закрытые дворы, обеспечивающие максимальную приватность, виды на Соборную площадь, храм Василия Блаженного и переулки Замоскворечья стали теми условиями, за счет которых проект готов удовлетворить интересам старших представителей состоятельных семей, привыкших к тому, что статусная недвижимость — не роскошь, а необходимое владение.
Наследники же семейных состояний смогут оценить детально проработанные в проекте тренды, которые учитывали авторы. «Золотой» по уровню роскоши объединен в элитный квартал с расположенными рядом сервисными резиденциями (и этот формат представлен на российском рынке впервые) The Residences at Mandarin Oriental, Moscow, который также реализует Capital Group. Жители «Золотого» будут иметь доступ ко всей инфраструктуре «соседа» — а это фитнес-центр с 25-метровым бассейном, спа от Mandarin Oriental, рестораны высокой кухни и многое другое. Оба проекта обещают возродить Золотой остров как центр притяжения экономической и культурной жизни города. Ближайшее расположение гастрокластера «Балчуг», культурного центра на «Красном Октябре» и будущее открытие арт-пространства в ГЭС 2 только усиливают эффектный микс неустаревающей классики и набирающих популярность модных городских тенденций.
Последним требованиям отвечают и форматы квартир в «Золотом» — здесь представлены пентхаусы с террасами и садами, двухуровневые квартиры и частные резиденции в самом центре города. Если точнее, то в проекте насчитывается 126 квартир, в том числе 19 двухуровневых, 12 пентхаусов с террасами и резиденции — выбор, как и возможности досуга, здесь достаточно разнообразен. В двухуровневых квартирах как никогда легко будет обустроить не только гостиные, столовые и спальни, но и предусмотреть зоны для утренних занятий йогой на террасе и пространства для приема гостей. К тому же самые близкие панорамы Кремля, Москвы-реки или старинных особняков Замоскворечья из каждого окна сделают каждый день в «Золотом» достойным лучших семейных традиций.
Не исключено, что успех «Золотого» вызван не только тем, что в проекте учтен весь чек-лист инвестиционной привлекательности элитной недвижимости, но и тем, что он отвечает и главным требованиям для успеха семейного бизнеса. Ведь последний невозможен без сочетания традиций и прогресса, элитарности, свободы мысли и открытости новому. Другой вопрос — захочется ли наследникам приумножить капитал за счет продажи такого актива или он станет вечной ценностью поколений, подобно редкому предмету искусства в семейной коллекции.
Читайте также Новая история Золотого острова: Capital Group создает элитный кластер