Как девелоперы обслуживают дом после его сдачи в эксплуатацию
Крупные девелоперские холдинги начали создавать дочерние управляющие компании, которым передавались построенные жилые дома, еще 15 лет назад. Первые УК от застройщиков стали появляться в элитных домах. Это было гарантией покупателю, что высокотехнологичные системы станут работать исправно, а проблемы — разрешаться оперативно в режиме 24/7.
Такая тенденция актуальна и сегодня во всех сегментах жилья. Репутация девелопера — не только качество строительства и своевременная выдача ключей. Из-за неправильного обслуживания жилого комплекса могут возникнуть ситуации, способные негативно сказаться и на отношении к застройщику.
Рассказываем, что такое гарантийное обслуживание новостройки и зачем девелоперы создают собственные УК в построенных ими домах.
Гарантия от застройщика. Что это значит
В России все дома, которые строятся по закону о долевом участии, имеют гарантию девелопера. В течение гарантийного периода застройщик обязан за свой счет провести ремонт конструктивных элементов дома.
Гарантийное обслуживание домов регулируется Федеральным законом 214-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». На конструктивные элементы новостроек — фундаменты, стены, каркасы, перекрытия, крыши, лестницы, перегородки — гарантийный срок должен составлять не менее пяти лет. На технологическое и инженерное оборудование гарантия составляет не менее трех лет. В течение этого срока будут бесплатно устраняться неисправности, связанные с дефектами работы инженерных систем — водопровода, газоснабжения, отопления, электричества, канализации и вентиляции. Но на поломки, вызванные неправильной эксплуатацией здания или действиями вандалов, гарантия не распространяется.
Гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства покупателю, то есть с момента подписания передаточного акта к договору купли-продажи квартиры.
Илья Розанов, заместитель генерального директора по управлению активами ГК «ПИК-Комфорт»:
— Если дефект обнаружен в квартире с отделкой (потрескался кафель, лопнул ламинат или стеклопакеты), это все равно считается гарантийным случаем, а ответственность за устранение несет компания, с которой у собственника заключен договор долевого участия. Сроки гарантийного ремонта на внутреннюю отделку прописываются в ДДУ и зависят от многих факторов — например, от класса жилого комплекса или качества используемых материалов. При передаче ключей застройщик предоставляет собственнику жилья инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства с информацией о правилах и условиях эффективного и безопасного использования, сроке службы объекта и входящих в его состав элементах отделки, системах инженерно-технического обеспечения и конструктивных элементах (ч. 1.1 ФЗ № 304 от 03.07.2016).
Постгарантийное обслуживание
Сегодня новостройки — это не просто бетонная коробка. Застройщики внедряют все больше различных сервисов и технологий, включая элементы умного дома и видеонаблюдение. Создание собственных УК помогает застройщику быть включенным во все процессы, связанные с жизненным циклом здания, пояснили в пресс-службе девелоперской компании «Брусника».
Уже на этапе планирования застройщик создает не просто дом, а качественную жилую среду. Сотрудники собственной УК обладают нужной квалификацией для обеспечения бесперебойной работы всех систем, поясняет генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции» Алексей Перлин. Чем более современные и специфичные технологии используются при строительстве, тем важнее квалификация обслуживающего дом персонала, добавляет он.
Грамотный выбор УК, знакомой с особенностями конкретного проекта, становится критически важным, полагает заместитель генерального директора по управлению активами ГК «ПИК-Комфорт» (дочерняя структура девелопера ПИК) Илья Розанов. Как правило, именно дома с собственной УК — ключевые объекты в портфолио застройщика и напрямую влияют на его репутацию и продажи новых проектов, говорит эскперт.
Например, в девелоперской компании «Брусника» за качество постпродажного сервиса отвечает единая гарантийная служба, связь с которой обеспечивает собственная управляющая компания. Застройщик отказался от идеи привлечения сторонних УК, в первую очередь — из-за репутационных и финансовых рисков, пояснили в его пресс-службе. «Между компанией, выбранной на конкурсной основе, и девелопером нередко возникают конфликты, которые могут доходить до суда. Это тормозит устранение недочетов и влечет недовольство жителей. Своя УК позволяет избежать таких проблем», — рассказали в пресс-службе.
Еще одной причиной работы с собственной УК в компании «Брусника» назвали скорость обслуживания. В УК застройщика общение с собственниками организовано в приложении, через которое можно подать гарантийную заявку, сообщить об аварии, вызвать мастера, заказать дополнительный комплект ключей от домофона и задать вопрос клиентской службе.
Создание собственной управляющей компании позволяет застройщику обеспечивать комфортные для жизни условия в построенных домах и транслировать свои ценности резидентам — от полноценного запуска системы «Умный дом» до подтверждения высокого качества предоставляемых в сфере ЖКХ услуг, поясняет Алексей Перлин из «СМУ-6 Инвестиции».
«Собственная управляющая компания — это возможность постоянно получать обратную связь от потребителя о качестве продукта, корректности применяемых технических решений. Это бесценный опыт, который в дальнейшем используется при проектировании и строительстве, специалисты будут опираться в том числе и на технические задания от УК», — говорит Илья Розанов.
Зачем девелоперам управляющая компания
Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE):
— Во-первых, востребованность таких услуг достаточно высока. Например, в период после ввода дома до подведения итогов конкурса кто-то должен его эксплуатировать. Когда УК входит в структуру девелопера, проще выстроить продуктивную работу, поскольку ее специалисты знают специфику проекта. Нередко дочерняя компания выигрывает и сам конкурс, предложив лучшие условия.
Во-вторых, сейчас покупатель недвижимости приобретает не только квадратные метры, но и определенное качество жизни. В условиях дефицита качественных УК наличие у застройщика такой структуры позволяет обеспечить конкурентное преимущество.
В-третьих, для некоторых участников рынка управление недвижимостью — полноценный элемент бизнеса, полностью интегрированный в структуру холдинга. Это позволяет обеспечить стабильный уровень дохода после завершения продажи квартир, апартаментов, кладовых, машино-мест и нежилых помещений.