Видео: что построили в Москве в 2020 году
Текстовая версия
Наконец-то 2020 год подходит к концу. В этой программе расскажем, что построили в Москве с января по декабрь — самые масштабные, самые важные, самые знаковые стройки столицы. И как всегда — никаких эмоций, только цифры и факты. Это программа «Город», в очень коротком формате и вместе с экспертами мы рассказываем, как развитие мегаполиса помогает зарабатывать бизнесу — от самозанятых до крупнейших корпораций.
Начнем с цифр, говорящих о масштабах столичного Стройкомплекса. Непосредственно на городских стройках задействовано больше 120 тыс. человек. 1188 строительных площадок функционирует в Москве на сегодняшний день. 19% — вклад Стройкомплекса в ВРП Москвы.
Но перейдем к конкретным объектам строительства. Начнем с транспортного каркаса столицы. В этом году было построено 115,5 км дорог, 23 искусственных сооружения (мосты, эстакады, тоннели), 22 пешеходных перехода. Из крупнейших реализованных дорожных проектов:
- автомобильная дорога Марьино — Саларьево;
- южный дублер Кутузовского проспекта;
- развязка на пересечении МКАД с Волоколамским шоссе.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Как вы знаете, несмотря на рост объема, количества автомобилей — частных, коммерческих, — которое увеличивается на 250–300 тыс. штук в год, у нас общее состояние на дороге, интенсивность движения не выросли, а наоборот: Москва из лидеров по пробкам ушла на более нижние места.
Строительство метро, линий МЦД и обустройство МЦК — также на повестке дня столичного Стройкомплекса. В этом году метростроевцы проложили 17,9 км линий метро. Самое важное событие года — открытие сразу четырех станций Некрасовской линии метро («Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская») и две станции Большой кольцевой линии («Авиамоторная» и «Лефортово»). Текущий мегапроект столицы — строительство Большой кольцевой линии метрополитена. На конец 2020 года пройдено более 90% тоннелей БКЛ. Ввод БКЛ запланирован к 2023 году. На МЦД Москва по самым требовательным стандартам построила станцию «Ховрино» и другие новые станции МЦД.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— В этом году мы уже сдали 14 объектов, еще около 15 будет сдано в следующем году. Большой объем работ в районе площади трех вокзалов, очень важный участок «Каланчевская» — «Курская» — «Карачарово», необходимый для запуска МЦД-3 и МЦД-4.
Следующая тема — ТПУ — это транспортно-пересадочные узлы, которые строят в Москве на пересечении нескольких линий общественного транспорта. С момента старта реализации программы в Москве построено и строится 98 ТПУ. Ключевые проекты — ТПУ «Нижегородская», «Щелковская», «Саларьево». Кстати, новое здание Щелковского автовокзала в Гольяново — крупнейший реализованный проект этого года. Автовокзал будет обслуживать более 1,5 тыс. рейсов в сутки, среди которых не только пригородные и внутриобластные, но и межрегиональные и международные. Часть перронов расположена на крыше. Таких вокзалов в Москве еще не строили.
Далее поговорим про градостроительство. В этом году в центре внимания Стройкомплекса — благоустройство московских набережных. И цифра для отчета в этом году одна: за десять лет благоустроено 71,1 км набережных. Это, конечно, если комфортную городскую среду можно измерить в километрах…
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Мы планируем в следующем году уже активно приступить к реконструкции Шелепихинской набережной — фактически это участок от Третьего транспортного кольца до 3-го Силикатного проезда. В рамках работ проведут обустройство проезжей части, благоустройство самой набережной, укрепление стенок, для того чтобы превратить эту территорию из просто заброшенной зоны, прилегающей к Москве-реке, в удобную для москвичей, сделать ее прогулочной зоной, удобной, то есть оживить, превратить ее в общественное пространство.
Я бы не был главным редактором «РБК-Недвижимости», если бы не заговорил об объемах строительства. В 2020 году в Москве возвели по предварительным данным 9,36 млн кв. м недвижимости, из них 4,2 млн кв. м — это жилье.
Москва в этом году построила 59 объектов образования, спорта, культуры и здравоохранения. Все помнят, как в начале года в Москве открылся крупнейший в Европе и первый в России крытый парк развлечений «Остров Мечты» — это, наверное, самое знаковое событие для наших детей. Из других важных социальных строек — например, школа в Сосенском, это Новая Москва, площадью 24 тыс. кв. м на 1100 учеников, центр современного пятиборья в Северном и подстанция скорой помощи на улице Летчика Бабушкина.
Кстати, про медицину. В 2020-м одна из московских строек была чрезвычайно важной, но не запланированной. Как вы помните, весной 2020 года Москва приняла решение о строительстве дополнительного инфекционного центра. Построить потребовалось срочно — во всем мире нарастали темпы коронавирусной инфекции. Строить инфекционную больницу с нуля начали в середине марта, а завершили через 34 дня. Работали днем и ночью, задействована была элита строительного комплекса Москвы.
А завершить программу хочу не отчетом о прошедшем, а перспективным проектом. На территории завода им. Хруничева в столице идет реализация проекта международного масштаба — строительство Национального космического центра (НКЦ). Создание НКЦ позволит объединить на одной площадке ряд предприятий ракетно-космической промышленности. Общая площадь зданий НКЦ составит более 250 тыс. кв. м. Очень перспективный проект.
Ну что ж, на этом все. Это была программа «Город». Мы рассказываем, как меняется мегаполис и какой толк от этого горожанам и бизнесу. Оставайтесь с нами, пока.
«Город. Мнение»
Павел Поселенов, президент ГК «Инград»
— Каким был 2020 год для Стройкомплекса Москвы и для бизнеса?
— Мне кажется, для всего мира этот год был очень сложный, год вызовов, переосмыслений. Надо заметить, что Стройкомплекс Москвы справился с этой задачей очень хорошо, все представители бизнеса тоже попытались переосмыслить все то, что у нас было до этого сделано, изменить бизнес-процессы, перейти на удаленную форму работы. Большие сложности были с сохранением строительных темпов, но, мне кажется, нам удалось с этим справиться.
— Говорят, что бизнес реализовал все намеченные годовые планы еще осенью. Так ли это?
— Да, в основном драйвером послужила льготная ипотека. Решение, которое было принято своевременно и продлено своевременно. Это хорошая польза для того, чтобы экономическая ситуация в нашем городе, да и в стране в целом, была стабильна, несмотря на сложное время.
— А как конкретно компания пережила 2020 год?
— С точки зрения всех основных показателей нашей деятельности мы выросли по отношению к 2019 году. Наша выручка составила 25% плюсом к 2019-му. Что касается ввода домов в эксплуатацию, мы, по сути, не перенесли никаких планов. Все наши основные показатели продемонстрировали уверенный рост. Благодаря чему это произошло? Мы для себя определили, что смотреть надо в будущее: сохранить коллектив, быстро перестроить бизнес-процессы, перейти на удвоенную форму работы. И надо заметить, льготная ипотека очень сильно помогла нам в выполнении планов по выручке.
— Какие проекты вы считаете флагманскими в этом году? Каков их статус?
— Нам в этом году удалось реализовать свои планы по выводу новых проектов в продажу, в стройку. В основном это проекты бизнес-класса, которые мы действительно для себя считаем знаковыми и интересными, поскольку они проявили наш новый подход к девелопменту, к выбору подрядчиков. В первую очередь — проект Foriver. Он недавно получил самую престижную европейскую награду в своем сегменте, это статус пятизвездочной победы. Мы будем бороться с лучшими европейскими проектами уже на следующем этапе европейского конкурса. Это очень знаковый проект для Москвы — Симоновская набережная, 5 км от Кремля. Мы предполагаем, что проект завершится в срок — в 2023 году.
— Из инфраструктуры что есть в этом проекте?
— Это стадион имени Эдуарда Стрельцова — великого нашего футболиста. Проект уникальный, и в первую очередь благодаря тому, что это такое спортивное, намоленное место, с большой историей. Помимо жилой инфраструктуры, которую мы здесь строим, надо заметить, что это совместный с городом проект: город здесь прокладывает дороги, а мы, со своей стороны, обязаны построить новый стадион. Из него часть проекта, физкультурно-оздоровительный комплекс, вводим в нынешнем году, а саму основную спортивную арену построим к столетию клуба, это будет 23–24-й футбольный сезон.