Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 730 300 руб +0.03%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Апартаменты бизнес-класса в Москве за год подорожали на треть Недвижимость, 14:17
В Москве заметно уменьшилось предложение в элитных новостройках Недвижимость, 13:52
Локдаун не помешает регистрировать сделки с недвижимостью Недвижимость, 13:21
Что можно и что нельзя делать в Москве во время локдауна. Список Недвижимость, 12:06
В «Москва-Сити» продали апартаментов на ₽15,7 млрд с начала года Недвижимость, 11:05
Названы самые продаваемые массовые новостройки Новой Москвы Недвижимость, 10:08
Канадский поселок рядом с Москвой. Как в нем живется Недвижимость, 10:03
Новостройки в Москве подорожали на треть за год Недвижимость, 09:57
Рядом с «Москва-Сити» могут построить самые высокие в столице небоскребы Недвижимость, 27 окт, 17:01
У столичных девелоперов упали доходы от продажи новостроек Недвижимость, 27 окт, 15:07
Расширяемся: как законно построить два дома на одном участке Недвижимость, 27 окт, 14:44
В промзоне на юге Москвы построят более 400 тыс. кв. м недвижимости Недвижимость, 27 окт, 11:58
Росреестр заметил сокращение спроса на ипотеку и новостройки Недвижимость, 27 окт, 10:15
«Воплощение бутикового подхода в девелопменте»: каким будет ЖК «Камергер» Недвижимость, 27 окт, 10:11
Почему кризис — лучшее время для новых форматов?
Мнения ,  
0 
Александр Шарапов

Почему кризис — лучшее время для новых форматов?

Коронавирус станет акселератором многих трендов. В мейнстриме окажутся форматы недвижимости, на которые инвесторы раньше смотрели с опаской, например коливинги и коворкинги. Об этом рассуждает президент Becar Asset Management Александр Шарапов

Нынешний кризис принципиально отличается от всех тех, которые наша страна пережила за последние 30 лет. В первую очередь тем, что его результатом станет ускорение тенденций в недвижимости, которые набирали силу в последние несколько лет. На первый план выйдут форматы, которые отвечают трем основным принципам: гибкость, экономичность и диджитализация.

Вопреки мнению о том, что после выхода из карантина человечество массово перейдет на удаленку, я уверен в обратном. В апреле мы провели опрос среди более чем одной тысячи респондентов. Около 83% из них уверены, что в офисе работать эффективнее, и только 15% считают, что им комфортнее трудиться из дома.

После окончания карантина нам всем предстоит вновь попытаться найти так называемый work-life balance (баланс между личной жизнью и работой). Традиционные офисы действительно продолжат терять свою популярность, как и до карантина. При этом многие работодатели, убедившись в возможности части сотрудников работать удаленно и желая сэкономить на аренде, введут более свободный график посещений офиса. То есть они не откажутся от него, а сделают его еще более гибким. Придет эпоха коворкингов, где есть места как для командных «брейнштормов», так и «тихие» комнаты, зоны релакса, сады, библиотеки, какие-то игровые пространства.

Не уничтожит COVID-19 и стремление человечества к общению. Значит, еще актуальнее станут коливинги, где средняя площадь жилых и общественных пространств на одного человека сопоставима — около 19 кв. м. В будущем жилая площадь еще больше сократится — до 12–13 кв. м. Как верно заметил Резо Мерхан, основатель компании The Collective Old Oak, развивающий одноименную сеть коливингов, этот формат дает возможность перестать в век интернета продолжать пользоваться методами аренды, принятыми в XIX веке. Арендуя квартиру, до сих пор часто получаешь жилье без мебели и бытовой техники. Но даже после потраченных месяцев на закупку всего необходимого нужно по старинке самостоятельно заниматься организацией своего времяпрепровождения. Проживая в коливинге, человек лишен необходимости задумываться не только о бытовых мелочах, но и о том, как организовать свой досуг. То есть в плату входит еще и возможность получить новых друзей.

В гостиничной недвижимости на первый план выйдут апарт- и лайфстайл-отели. В первом случае успех будет связан с большей защищенностью инвестора за счет долгосрочных договоров аренды. Вторые же набирали популярность в последнее время и быстрее других восстановятся после пандемии за счет молодых путешественников, которые первыми устремятся за новыми впечатлениями после открытия границ. Их отличие — в небольших номерах в районе 12 кв. м (современные путешественники ездят с минимумом вещей) и существенных пространствах для общения и взаимодействия. Бар в таких отелях стал центром жизни. Все крупнейшие компании увидели этот тренд, но первым был CitizenM, успешный нынче сетевой проект, где упор сделан на диджитализацию, позволившую минимизировать общение гостей с персоналом.

В свою очередь торговые центры станут местом постмодерна с большим разнообразием возможностей для получения позитивных эмоций. То же относится и к самим торговым точкам. Вслед за Apple, чьи магазины имеют в первую очередь имиджевую составляющую, в магазины будущего станут приходить не за покупками, а за впечатлениями. Яркий пример — недавно открывшийся в Москве парк развлечений «Остров Мечты», ставший симбиозом торговой и развлекательной составляющих.

При этом для всех типов недвижимости будет характерен кондо-формат, предполагающий множество собственников при единой управляющей компании. К этому приведет финансовый кризис и отсутствие «длинных» денег в России, с чем нам предстоит еще долго жить.

Об авторе
Александр Шарапов Александр Шарапов президент Becar Asset Management
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
РБК Сервис
База новостроек
без рекламы
Главное Найти квартиру Лента