Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Допустимая вместимость матчей ЦСКА превысила квоту «Спартака» в два раза Спорт, 14:03 Спасатели исключили шансы найти моряков с танкера в Азовском море Общество, 13:58 Денис Савостин — какой бизнес ни в коем случае не стоит открывать РБК и ВТБ Привилегия, 13:55 Как протестовали рабочие заводов и студенты в Белоруссии. Видео Политика, 13:51 Главврач ростовской больницы умер после заражения COVID-19 Общество, 13:47 Skoda назвала российские цены на новую Octavia с 1,4-литровым мотором Авто, 13:34 «Яндекс» раскрыл число запросов от властей на данные пользователей Технологии и медиа, 13:32 В точке выбора: как сдвинуть себя с места при поиске работы мечты Экономика образования, 13:30  Зачем нужна секьюритизация для малого и среднего бизнеса Партнерский материал, 13:26 Вратарь «Рубина» опроверг заражение коронавирусом Спорт, 13:21 Кремль отказался давать советы Лукашенко по поводу ситуации в Белоруссии Политика, 13:19 Эксперты предупредили о рисках банкротств в загородном строительстве Недвижимость, 13:15 Владельцы компании Merlion задержаны по подозрению в организации убийства Технологии и медиа, 13:14 В Кремле выразили сожаление из-за слов Байдена о российской угрозе Политика, 13:04
Почему кризис — лучшее время для новых форматов?
Мнения ,  
0 
Александр Шарапов

Почему кризис — лучшее время для новых форматов?

Коронавирус станет акселератором многих трендов. В мейнстриме окажутся форматы недвижимости, на которые инвесторы раньше смотрели с опаской, например коливинги и коворкинги. Об этом рассуждает президент Becar Asset Management Александр Шарапов

Нынешний кризис принципиально отличается от всех тех, которые наша страна пережила за последние 30 лет. В первую очередь тем, что его результатом станет ускорение тенденций в недвижимости, которые набирали силу в последние несколько лет. На первый план выйдут форматы, которые отвечают трем основным принципам: гибкость, экономичность и диджитализация.

Вопреки мнению о том, что после выхода из карантина человечество массово перейдет на удаленку, я уверен в обратном. В апреле мы провели опрос среди более чем одной тысячи респондентов. Около 83% из них уверены, что в офисе работать эффективнее, и только 15% считают, что им комфортнее трудиться из дома.

После окончания карантина нам всем предстоит вновь попытаться найти так называемый work-life balance (баланс между личной жизнью и работой). Традиционные офисы действительно продолжат терять свою популярность, как и до карантина. При этом многие работодатели, убедившись в возможности части сотрудников работать удаленно и желая сэкономить на аренде, введут более свободный график посещений офиса. То есть они не откажутся от него, а сделают его еще более гибким. Придет эпоха коворкингов, где есть места как для командных «брейнштормов», так и «тихие» комнаты, зоны релакса, сады, библиотеки, какие-то игровые пространства.

Не уничтожит COVID-19 и стремление человечества к общению. Значит, еще актуальнее станут коливинги, где средняя площадь жилых и общественных пространств на одного человека сопоставима — около 19 кв. м. В будущем жилая площадь еще больше сократится — до 12–13 кв. м. Как верно заметил Резо Мерхан, основатель компании The Collective Old Oak, развивающий одноименную сеть коливингов, этот формат дает возможность перестать в век интернета продолжать пользоваться методами аренды, принятыми в XIX веке. Арендуя квартиру, до сих пор часто получаешь жилье без мебели и бытовой техники. Но даже после потраченных месяцев на закупку всего необходимого нужно по старинке самостоятельно заниматься организацией своего времяпрепровождения. Проживая в коливинге, человек лишен необходимости задумываться не только о бытовых мелочах, но и о том, как организовать свой досуг. То есть в плату входит еще и возможность получить новых друзей.

В гостиничной недвижимости на первый план выйдут апарт- и лайфстайл-отели. В первом случае успех будет связан с большей защищенностью инвестора за счет долгосрочных договоров аренды. Вторые же набирали популярность в последнее время и быстрее других восстановятся после пандемии за счет молодых путешественников, которые первыми устремятся за новыми впечатлениями после открытия границ. Их отличие — в небольших номерах в районе 12 кв. м (современные путешественники ездят с минимумом вещей) и существенных пространствах для общения и взаимодействия. Бар в таких отелях стал центром жизни. Все крупнейшие компании увидели этот тренд, но первым был CitizenM, успешный нынче сетевой проект, где упор сделан на диджитализацию, позволившую минимизировать общение гостей с персоналом.

В свою очередь торговые центры станут местом постмодерна с большим разнообразием возможностей для получения позитивных эмоций. То же относится и к самим торговым точкам. Вслед за Apple, чьи магазины имеют в первую очередь имиджевую составляющую, в магазины будущего станут приходить не за покупками, а за впечатлениями. Яркий пример — недавно открывшийся в Москве парк развлечений «Остров Мечты», ставший симбиозом торговой и развлекательной составляющих.

При этом для всех типов недвижимости будет характерен кондо-формат, предполагающий множество собственников при единой управляющей компании. К этому приведет финансовый кризис и отсутствие «длинных» денег в России, с чем нам предстоит еще долго жить.

Об авторах
Александр Шарапов Александр Шарапов, президент Becar Asset Management
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента