Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 730 300 руб +0.03%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
На Манхэттене анонсировали строительство самого высокого здания Запада Недвижимость, 18:17
В России до конца года примут закон об индустриальном ИЖС. Что это значит Недвижимость, 16:58
Прогулка в облаках: как использовать пространство над городом Недвижимость, 15:47
Царицыно, МГУ и Путевой дворец: как застраивал Москву Матвей Казаков Недвижимость, 15:45
Москва утвердила 10 новых площадок реновации Недвижимость, 15:18
Минстрой допустил рост ипотечной ставки выше 8,5% по итогам года Недвижимость, 14:16
Дом из клееного бруса: в чем преимущества и недостатки Недвижимость, 13:37
Росреестр зафиксировал новый ипотечный рекорд в Москве Недвижимость, 13:12
Сбер отметил спад ипотеки в России на 40% после изменений госпрограммы Недвижимость, 12:52
Агентство «Этажи» расширило спектр услуг для покупателей недвижимости Недвижимость, 12:08
Как получить почтовый адрес на дом и участок. Инструкция Недвижимость, 10:11
В «Авито» зафиксировали скачок цен на аренду жилья в России Недвижимость, 09:17
Доля свободных офисов в Москве достигла минимума за 14 лет Недвижимость, 09:00
В ЦИАН назвали районы Москвы с максимальным ростом цен на новостройки Недвижимость, 19 окт, 18:02
Заводы, дороги, мосты и жилье: сколько строили в СССР во время войны
Город ,  
0 

Заводы, дороги, мосты и жилье: сколько строили в СССР во время войны

Комсомольская бригада на востановлении Днепрогэса. 1944 год
Комсомольская бригада на востановлении Днепрогэса. 1944 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

В годы Великой Отечественной войны в СССР ни на день не прекращалось гражданское и инфраструктурное строительство. Накануне 75-летия Победы в Минстрое России назвали основные цифры и факты о строительстве в 1941–1945 годах.

Речь идет о тысячах заводов, тысячах километров дорог и миллионах квадратных метров жилья. Подробности — в фотогалерее.

Бригада каменщиков Власова на строительстве жилого дома № 17 на Тверской улице. 15 апреля 1940 года
Бригада каменщиков Власова на строительстве жилого дома № 17 на Тверской улице. 15 апреля 1940 года (Фото: Федор Кислов/ТАСС)

Накануне войны в 1940 году в стройке по всей стране было задействовано около 1,9 млн человек, еще 1,5 млн человек работало в сфере ЖКХ и бытового обслуживания. В 1938–1940 годах в СССР было построено 5,3 тыс. школ, больниц и поликлиник на 28, 7 тыс. коек, детских садов и яслей на 98 тыс. и 138 тыс. мест соответственно. С 1938 года по первое полугодие 1941-го в стране ввели 42 млн кв. м жилья (госпредприятиями и местными властями — 34,4 млн кв. м, городским населением за свой счет — 7,6 млн кв. м).

Строительство Челябинского металлургического завода. 1942 год
Строительство Челябинского металлургического завода. 1942 год (Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС)

В годы войны основной задачей всего строительного комплекса СССР стали сооружение новых и реконструкция существующих производственных зданий на востоке страны. В 1941–1945 годах в СССР возвели 3,5 тыс. заводов. Широко было развернуто строительство металлургических заводов, электростанций, угольных шахт и заводов военной промышленности.

Строительство нового мартеновского цеха на Урале. 1942 год
Строительство нового мартеновского цеха на Урале. 1942 год (Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС)

Были построены: металлургический и трубопрокатный заводы в Челябинске, завод «Амурсталь», Узбекский и Казахский металлургические заводы, Актюбинский завод ферросплавов, Норильский горнометаллургический комбинат, Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, Сызранский завод тяжелого машиностроения, Южно-Уральский машиностроительный завод, Орский завод строительных машин, Уральский и Ульяновский автомобильные заводы, Алтайский и Владимирский тракторные заводы и т.д.

Керчь. Бригада путевых рабочих восстанавливает железнодорожный путь на станции Керчь-II. 1942 год
Керчь. Бригада путевых рабочих восстанавливает железнодорожный путь на станции Керчь-II. 1942 год (Фото: Марк Редькин/ Фотохроника ТАСС)

Киев. Прибытие первого поезда по восстановленной железной дороге. 1943 год
Киев. Прибытие первого поезда по восстановленной железной дороге. 1943 год (Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС)

Война нанесла транспортной инфраструктуре СССР огромный ущерб. Было разрушено 65 тыс. км железнодорожных путей, взорвано 13 тыс. мостов общей протяженностью около 300 км, полностью или частично разрушено 4,1 тыс. железнодорожных станций. В период 1941–1945 годов строители ввели 9 тыс. км новых железнодорожных путей и восстановили около 63 тыс. км железнодорожных линий.

Поезда на станции метро «Партизанская». Точная дата съемки не установлена, ориентировочно 1945 год
Поезда на станции метро «Партизанская». Точная дата съемки не установлена, ориентировочно 1945 год (Фото: ТАСС)

В годы войны не прекращалось строительство Московского метрополитена, третья очередь которого была сдана в эксплуатацию в 1943 году. После нападения фашистской Германии на СССР строительство метрополитена в Москве было временно приостановлено, однако работы возобновилось уже в декабре 1941 года. В январе 1943-го введен в эксплуатацию участок длиной в 6,5 км от «Площади Свердлова» (сейчас — «Театральная») до «Завода имени Сталина» (сейчас — «Автозаводская»), а в 1944-м открылось движение на линии от Курского вокзала до Измайловского парка. Тогда открыли станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Электрозаводская». В те годы штат Метростроя более чем на 70% состоял из женщин.

​Бригада штукатуров М. Клюйкова во время отделки дома № 27 на Невском проспекте в Ленинграде
​Бригада штукатуров М. Клюйкова во время отделки дома № 27 на Невском проспекте в Ленинграде (Фото: асилий Федосеев/ Фотохроника ТАСС)

В 1941–1945 годах в СССР построили или восстановили 8,4 тыс. школ, больниц и поликлиник на 23,5 тыс. коек, детсадов и яслей на 34,5 тыс. и 22,3 тыс. мест соответственно.

Жители Севастополя во время работ по восстановлению портовых сооружений после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. 1944 год
Жители Севастополя во время работ по восстановлению портовых сооружений после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. 1944 год (Фото: Евгений Халдей/ТАСС)

Со второго полугодия 1941-го и до конца 1945-го в СССР было построено и введено в эксплуатацию 102,5 млн кв. м жилья (60,8 млн кв. м — в РСФСР). Во втором полугодии 1941 года возвели 7,7 млн кв. м жилья, в 1942-м — 5,8 млн кв. м, в 1943-м — 10,5 млн кв. м, в 1944-м — 15,7 млн кв. м, в 1945-м — 15,0 млн кв. м. Работы велись государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами, колхозниками и сельской интеллигенцией, рабочими и служащими.

Бригада строителей Дзержинского района Ленинграда ремонтирует дом № 16 в Саперном переулке, пострадавший от артиллерийского обстрела. 1944 год
Бригада строителей Дзержинского района Ленинграда ремонтирует дом № 16 в Саперном переулке, пострадавший от артиллерийского обстрела. 1944 год (Фото: Сигизмунд Кропивницкий/ Фотохроника ТАСС)

В 1945 году в СССР в сфере строительства было занято 1,8 млн человек, в сфере ЖКХ и бытового обслуживания населения — более 1 млн человек.

РБК Сервис
База новостроек
без рекламы
Главное Найти квартиру Лента