Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
«Норникель» зарезервировал $2 млрд для компенсации последствий аварии Бизнес, 16:51 Ширвиндт попал в ДТП в Новгородской области Общество, 16:46 Появилось видео госпитализации Ефремова из суда с подозрением на инсульт Общество, 16:37 В МВД Белоруссии допустили высылку фотокорреспондента «Россия Сегодня» Политика, 16:33 Британцы выбрали лучшего Джеймса Бонда Стиль, 16:25 Минтруд выступил за выборочное увеличение пособий на детей Общество, 16:20 У объявившего о забастовке завода в Минске начались задержания Политика, 16:19 В Минске пропал автор фильма о женщинах Лукашенко Общество, 16:13 Белорусские пограничники опубликовали видео въезда Тихановской в Литву Политика, 16:04 ФРГ назвала сроки санкций за кибератаки россиян на бундестаг Политика, 15:59 Как использовать жесты во время публичного выступления Pro, 15:58 Ипотека под 0%: как работает субсидирование ставок от застройщиков Недвижимость, 15:56 В Минске на место гибели участника протестов стали приносить цветы Общество, 15:49 Свечников — фаворит, Овечкин нет. Главные события Кубка Стэнли Спорт, 15:46
Офисы после пандемии: куда вернутся из карантина белые воротнички
Мнения ,  
0 
Михаил Бродников

Офисы после пандемии: куда вернутся из карантина белые воротнички

Это произойдет неизбежно и довольно скоро: карантин закончится, и миллионы уставших от самоизоляции сотрудников начнут возвращаться на свои рабочие места. Но офисный мир не будет прежним: в прошлое уйдет традиционная аренда, а понятие «рабочее место» — пересмотрено. Также неизбежно произойдет переоценка самого назначения офиса.

Среднесрочная перспектива — офисное фиаско

Любой кризис задает новые непривычные вопросы, требующие ответов. Рядовые сотрудники пытаются понять, насколько эффективно они тратят свое рабочее время в офисе и можно ли то же самое делать на удаленке. О том же думают и руководители компаний, просчитывая, правильно ли была организована у них работа в доCOVIDные времена и что можно оптимизировать. Экономия на офисах после пяти недель работы на удаленке может оказаться в числе первых статей для сокращения расходов. Кризис сильно изменит рынок офисной недвижимости в пользу гибких решений.

В числе главных пострадавших посткарантинной действительности окажутся традиционные офисы. Их позиции сейчас подрывает то, что еще недавно казалось основой стабильности и надежности — долгосрочная аренда.

Слишком уж были завышены ожидания. Последние два года офисный рынок Москвы демонстрировал пиковые значения. Офисная недвижимость была вторым по популярности сегментом после торговой (25% против 30%), подсчитывал ЦИАН. За 2019 год объем введенных в эксплуатацию площадей утроился по сравнению с ситуацией годом ранее. На 2020–2023 годы был заявлен ввод в эксплуатацию 1,4 млн кв. м. Ставки демонстрировали многообещающий рост. Однако прогнозы не оправдались.

Кризис сужает горизонт планирования для арендаторов вместе с бюджетами на офис. С другой стороны, арендодатели, будучи скованными условиями кредитных организаций, не всегда готовы проявить гибкость в отношениях со своими арендаторами. Для описания сложившейся ситуации в шахматах есть термин «цугцванг» — когда у обеих сторон нет полезных или нейтральных ходов и любое движение ведет к ухудшению позиции. Однако выход все же есть.

Уже сейчас традиционные арендодатели обращаются к операторам гибких офисов (смарт-офисов) с предложениями о сотрудничестве. Первым нужна помощь с заполнением пустующих помещений и, как следствие, сохранение непрерывности денежного потока, вторые идут по пути максимально интересного предложения для рынка и привлечения максимального числа клиентов. Смарт-офисы теперь сдаются на срок от одного дня в ответ на требования кризисного рынка. Эта модель вполне может оказаться палочкой-выручалочкой для арендодателей. Некоторые из них уже приступили к таким переговорам.

По оценкам SOK и JLL (Jones Lang LaSalle Incorporated — американская коммерческая служба недвижимости), до недавнего времени на смарт-офисы и коворкинги приходилось меньше 1% аренды. Без учета последних изменений в течение двух лет они прогнозировали двукратный рост предложения на рынке.

Не исключено, что кризис существенно ускорит проникновение гибких офисов — и традиционная офисная аренда уйдет в прошлое быстрее, чем рассчитывали консультанты. На рынке, помимо ставших уже привычными для Москвы текущих предложений операторов — фиксированных, нефиксированных мест в коворкингах, обособленных смарт-офисов, появятся предложения нового типа, которые уже получили широкое распространение на развитых рынках США и Европы. Например, у ключевых операторов смарт-офисов уже сейчас наблюдается новая услуга организации tailor-made-офисов (под одного клиента), но с тем же уровнем сервиса и, что важно, на таких же гибких условиях — никаких долгосрочных обязательств и бытовых вопросов.

Краткосрочная перспектива — гибкая система работы в офисе

Никто не знает точно, сколько сотрудников вернется после карантина в офисы. По данным аналитического центра НАФИ, из примерно трети работодателей, которые смогли перевести своих сотрудников на удаленку, лишь 20% готовы сохранить такую форму работы по окончании вынужденной самоизоляции. При этом стоит учитывать, что опрос проводился через три недели после объявления карантина.

Если говорить о западном рынке, по результатам опроса Gartner, сделанного в апреле текущего года, из 500 финансовых директоров половина сказала, что на удаленной работе остановятся около 10% сотрудников.

Основатель проекта «Нет офиса — нет проблем», HR-эксперт по выстраиванию дистанционной работы Евгения Тудалецкая уверена, что на практике доля удаленщиков составит как минимум половину от тех, кто сейчас вынужден работать из дома. За месяц карантина топ-менеджеры уже освоились с заочным руководством и относительно разобрались со слабыми звеньями новой системы. А возможность сэкономить не только на офисе, но и на зарплатах — ведь удаленщиков можно нанимать не только в городах-миллионниках, но и в менее высокооплачиваемых регионах — слишком привлекательна в период кризиса.

Операторы гибких офисов благодаря своей гибкости сразу вышли с предложениями, которые учитывают удаленную работу части сотрудников своих клиентов и помогают им существенно сэкономить. Этот вариант называется Hot Desk.

Он предполагает, что в смарт-офис, приватное пространство, рассчитанное на определенное число мест, могут получить доступ в полтора-два раза больше сотрудников. То есть в офис, рассчитанный на шестерых, имеют доступ 9–12 человек. Благодаря системе бронирования в личном кабинете они могут резервировать места и работать в офисе попеременно, а остальное время — удаленно или в общих зонах, доступных в любом здании сети оператора. По нашим оценкам, все идет к тому, что одно рабочее место будет рассчитано на двух-трех человек, а удаленная работа займет от 30% до 70% рабочего времени.

Письменный стол станет по-настоящему рабочим инструментом, где не останется места для личного пространства: сувениры, открытки и фотографии — локальные интерьеры докризисной жизни любого офиса — вероятно, сменят дисклокацию. Для работодателя игра, безусловно, стоит свеч. Такой подход позволяет снизить среднюю стоимость одного рабочего места — до 15 тыс. руб. в месяц для небольших команд. Можно прогнозировать, что и крупные компании, еще недавно предпочитавшие арендовать или приобретать собственные особняки, в том числе и в силу представительских причин, отдельные свои подразделения будут переводить на систему гибких офисов. Такие арендаторы с большим штатом, по нашим подсчетам, смогут экономить на умном распределении рабочих мест более 70%.

При этом сжатие офиса, конечно, имеет свои пределы. Бизнес двигают люди, им необходимо обмениваться информацией и идеями, загораться и вдохновлять. Все это требует расширения коммуникационных зон. Постепенно в понимание рабочего пространства, того, что окружает или находится в непосредственной близости от рабочего места, вписывается клубная функция. Она развивается параллельно с предложением утреннего кофе или пятничного пива в смарт-офисах и успешно переживает карантинные издержки в тот момент, когда все кафе и рестораны закрыты.

На злобу дня — безопасное пространство

Карантинные будни пройдут намного быстрее, чем привычка бояться встреч. Прежде чем вернуть своих сотрудников в офисы, компаниям предстоит продумать, как снять социальное напряжение, что сделать, чтобы люди могли спокойно работать, а не озираться по сторонам в поисках возможных источников вирусов.

Идея с первой полки — сохранение социальной дистанции в офисе. Например, в Пакистане вышедшие из карантина сотрудники с удивлением обнаружили, что пространство между их рабочими местами увеличено с 2 до 4 м, отмечал Bloomberg. Целесообразность такой меры кажется избыточной, особенно с учетом того, что по пути в офис сотрудники окажутся в общественном транспорте, где плотность значительно выше, чем в офисе, а по бюджету ударит рублем.

Маски и перчатки, санитайзеры и градусники — это то, что будет с нами еще долго. Скорее всего, компании задумываются о разумном сокращении точек контакта сотрудников, первой из которых служит турникет при входе. Многие компании уже протестировали системы Face-ID, аналогичные тем, что установлены в большинстве мобильных устройств. Вместо традиционных карт для идентификации сотрудника используются его биометрические данные, что помимо безопасности еще удобно и экономично, учитывая стоимость каждого пластикового пропуска (около 300 руб., а в Сити — около 1 тыс. руб.).

Настоящей же гарантией безопасности для рабочих пространств может стать только специальная обработка воздуха. Наши партнеры, производители воздушных фильтров и очистительных систем, говорят о росте спроса на их продукцию, но, опять же, из-за экономии процесс переоснащения рабочих пространств не будет быстрым. В то же время сейчас в большинстве компаний нет даже простейшей системы очистки воздуха, забираемого с улицы, а начинать нужно именно с этого. Следующим этапом может стать установка обеззараживающих систем, улавливающих более 90% вредных частиц в воздухе. Использование же в офисе ионизаторов делает воздух практически стерильным, нейтрализуя даже вредные частицы, осевшие на поверхностях. Для установки этого дорогостоящего оборудования у работодателей есть и дополнительный стимул — повышение работоспособности своих сотрудников и сокращение больничных листов на 35–46%, как свидетельствуют пользователи. А это будет одним из главных мотиваторов, с которым нам предстоит выйти из карантина.

Пока же арендаторам и традиционных офисов, и коворкингов остается сохранять социальную дистанцию, сглаживая кривую распространения, и осваивать всевозможные способы ведения бизнеса удаленно. Благо выбор сегодня гигантский. Но это уже совсем другая история.

Об авторах
Михаил Бродников Михаил Бродников, управляющий директор SOK
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента