Какие плюсы могут найти отельеры в кризис-2020
Минус или ноль вместо мегаприбыли
Вспышка коронавируса стала неприятным и неожиданным ударом для российского гостиничного рынка. 2020 год должен был стать очень успешным для отельеров, однако отмена масштабных мероприятий, вроде ПМЭФ и Евро-2020, и введение карантина поставили этот бизнес под удар. Согласно прогнозам аналитиков, по итогам марта загрузка московских гостиниц составит 12–18% против 53% годом ранее. В Санкт-Петербурге заполняемость находится на уровне 15% вместо 66%, как ожидалось изначально. По самым скромным подсчетам, потери российских отелей за июнь−август составят 7,5−9,5 млрд руб.
Ситуация осложняется тем, что пока никто не знает, сколько продлится изоляция и как скоро восстановится поток гостей после ее окончания. Даже если пандемию удастся остановить до лета, рынок не сможет быстро отыграть потери. Как минимум еще два-три месяца после окончания карантина люди будут воздерживаться от путешествий.
Сейчас наверняка можно сказать лишь одно — 2020 год станет самым сложным для гостиничной отрасли, речь будет идти лишь о том, чтобы сохранить в дееспособном состоянии инфраструктуру и объекты гостиничного хозяйства. Теперь выйти в ноль уже кажется хорошей стратегией.
Время обновиться
Уход на карантин вынуждает отельеров закрываться на консервацию, разрывать срочные трудовые соглашения и перераспределять функционал. Ситуация сложная и непривычная. Гостиницы выбирают стратегию максимального снижения возможных затрат.
В жизни отелей без гостей наступает затяжная пауза, которую можно использовать для внутренних изменений. Собственники гостиниц в России — не только федеральных и международных сетей, но и независимых гостиничных объектов — еще до вспышки коронавируса планировали проводить реновацию в 2020 или 2021 годах, создавая для этого необходимые резервы.
Из 25,3 тыс. средств размещения в России (данные Федерального агентства по туризму) четверть относится к постройкам советского периода (санатории, пансионаты, базы отдыха). В их числе — большое количество отелей и здравниц в Крыму, многие из которых не проходили реновацию по 10−20 лет.
Поэтому при отсутствии гостей процесс реновации и реконструкции для гостиниц может стать направлением, куда можно распределить высвободившиеся ресурсы и время, учитывая тот факт, что такие работы занимают от шести до десяти месяцев.
Если провести реновацию гостиницы во время карантина, то можно избежать значительных сложностей при таких работах в действующем отеле с гостями и по окончании пандемии выйти на рынок в обновленном формате, имея конкурентные преимущества.
Большой плюс — это возможность сохранить рабочие места. Значительную часть работ (разработка архитектурного проекта, дизайн-проект, проект инженерии, вентиляции и кондиционирования) возможно выполнять на удаленке без нарушения карантина. В России есть профессиональные компании, способные выполнять подобные работы. Мы получаем запросы на услуги по данному направлению и видим, что это востребовано и дает отельерам шанс для обновления гостиничных объектов.
Реновация гостиниц — это возможность загрузить производства российских компаний-поставщиков и тем самым поддержать малый и средний бизнес из смежных отраслей, возможность сократить издержки за счет работы с российскими товарами (независимость от роста валюты), шанс сохранить квалифицированный персонал. Итог реконструкции или реновации — обновленный гостиничный объект, готовый к приему гостей, поток которых будет постепенно восстанавливаться после окончания карантина и спада пандемии.
Бизнес ждет поддержки банков и властей
Но проведение реконструкции и реновации в условиях отсутствия прибыли немыслимо без всесторонней поддержки правительства и финансовых институтов.
Власти медлят с поддержкой гостиничной отрасли. Сейчас отсчет идет уже не на месяцы, а на недели и дни. Ранее министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил, что пока не считает необходимым вводить полный пакет льгот, о чем просили крупные игроки рынка. Максимум, о чем может идти речь сейчас, по мнению чиновника, — отсрочка от выплат НДС на три-четыре месяца, продление налоговых каникул и субсидирование кредитных ставок сроком до года.
Это лишь малая доля тех необходимых мер для спасения и смягчения экономического удара от коронавируса, в которых нуждается отрасль. Если поддержки не будет, начнутся банкротства, увольнения и стагнация.
Гостиничный бизнес сейчас ждет от правительства следующих шагов:
- освобождение от выплаты страховых взносов;
- возмещение оплаты труда;
- выделение займов на операционные расходы, что крайне необходимо в текущих условиях;
- погашение процентов по кредитам;
- значительное снижение (до 6%) или отмены ставки НДС;
- каникулы по оплате коммунальных платежей;
- отсрочка или отмена уплаты земельного и имущественного налогов за 2019 и 2020 годы;
- продление виз иностранцам, собирающимся посетить Россию до пандемии;
- введение моратория на проверки.
Бизнес ждет от властей помощи в диалоге с банками для выделения необходимых средств по минимальной или нулевой ставке с кредитными каникулами. Без заемного финансирования проведения каких-либо серьезных работ будет невозможным.