Как коронавирус изменит рабочие места и офисы
Уже сейчас понятно, что пандемия коронавируса будет иметь самые масштабные последствия для общества. Привычные и не вызывающие вопросы практики и нормы в самых различных сферах жизни будут пересмотрены, изменены и, возможно, исчезнут.
Стремительное распространение инфекции уже затронуло бизнес многих компаний, в первую очередь международных или имеющих многочисленные контакты с иностранными партнерами, которые ограничили командировки, ввели правило карантина для вернувшихся из-за границы сотрудников и перевели часть персонала на удаленную работу. Вместе с тем в большинстве российских компаний меры предосторожности пока еще не приобрели столь масштабный характер.
Несмотря на весьма различающуюся реакцию в адрес потенциальной угрозы, уже сейчас можно утверждать, что новый вирус станет суровым испытанием для современных офисных интерьеров в том виде, в каком мы все привыкли видеть их сейчас. Пандемия обозначит наиболее уязвимые места и станет катализатором важных тенденций развития офисных интерьеров, которые по ряду причин сдерживались до этого момента.
Во-первых, произойдет ужесточение требований к инженерным системам, в частности к вентиляции, чтобы обеспечить комфортные и безопасные условия работы для персонала в условиях высокой плотности рассадки в open space. К слову, обеспечение помещений мощностями системы вентиляции — один из наиболее проблемных вопросов в офисном fit-out.
Во-вторых, офисы ждет динамичное развитие инфраструктуры для удаленной работы сотрудников. Это направление включает в себя большое количество взаимозависимых составляющих: от выстраивания технической базы до организации управленческих процессов, которые далеко не всегда можно перестроить оперативно. Сейчас у компаний на один аргумент больше, чтобы серьезно подойти к проработке данных решений.
В-третьих, новые обстоятельства подтолкнут развитие корпоративной видеоконференцсвязи. Все мы привыкли пользоваться видеосвязью в популярных мессенджерах, тогда как наличие корпоративной подписки на профессиональные приложения и соответствующее оборудование в переговорных только начинает становиться обязательным атрибутом среднестатистического офиса. Такие решения оптимизируют бизнес-процессы за счет проведения переговоров в дистанционном формате, что позволяет сократить расходы на организацию командировок сотрудников и минимизировать число контактов.
В-четвертых, внимание будет обращено на продуманный подход к организации офисного быта: регулярный и качественный клининг, политику чистых столов, ограничения на принятие пищи в офисе — минимальный набор для поддержания чистоты и эстетической привлекательности офисного пространства.
Все перечисленные тенденции существуют на рынке уже некоторое время. Причиной их возникновения, конечно, не является пандемия коронавируса. Однако внедрение в жизнь данных технологий и практик позволит рационализировать использование офисных интерьеров, сэкономит ресурсы, повысит комфорт рабочих мест и сократит количество личных контактов между людьми.
В сложившейся ситуации не хочется проводить аналогии с эпидемиями Средневековья, когда катализатором к распространению заболеваний становились антисанитария и отсутствие элементарных норм гигиены. Однако проблема коронавируса в очередной раз обозначает важность ответственного подхода к организации корпоративного пространства, соблюдения норм при проектировании систем жизнеобеспечения и внедрения актуальных современных технологий для оптимизации работы офисных сотрудников.