Лента новостей
Все новости Недвижимость
СМИ узнали об использовании лыжником Полтораниным допинга на Играх-2018 20:45, Спорт Путин отправил в отставку начальника следственного департамента МВД 20:44, Общество Минэкономразвития решило отложить разработку макропрогноза 20:41, Экономика Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 9 апреля 20:33, Общество Росавиация назвала даты рейсов для вывоза россиян из-за границы 20:30, Общество В Уральском федеральном округе умер первый пациент с COVID-19 20:28, Общество Глава BitMEX прогнозирует падение биткоина на 60% 20:19, Крипто На что может рассчитывать пострадавший бизнес в Москве 20:19, РБК и Центр поддержки экономики Джозеф Байден стал единственным кандидатом американских демократов 20:10, Политика СК возбудил три уголовных дела из-за фейков о COVID-19 20:08, Общество Кудрин прокомментировал переговоры с ОПЕК+ фразой «разум победит» 20:05, Экономика Число умерших от коронавируса в мире превысило 90 тыс. человек 19:56, Общество Подмосковье вслед за Москвой ограничило посещение кладбищ 19:51, Общество «Деньги есть, а счастья не прибавилось»: люди об экономии на карантине 19:50, Quote Ротенберги и Тимченко вошли в новый состав совета директоров КХЛ 19:48, Спорт Минэк предложил помочь пострадавшим от COVID-19 кинотеатрам и дантистам 19:25, Экономика Что случилось за день. Главные новости РБК 19:21, Общество ЦБ рекомендовал банкам перенести решения о выплате дивидендов 19:14, Финансы Главный редактор «Проекта» Баданин сообщил о слежке и обратился в СК 19:13, Технологии и медиа Собянин пообещал «жестко наказывать» нарушающих карантин на автомобилях 19:10, Общество Мужской чемпионат Европы по баскетболу перенесли на 2022 год 19:04, Спорт Власти двух регионов сообщили о смерти пациентов с коронавирусом 19:01, Общество Госдеп призвал Москву принять меры против «Русского имперского движения» 18:51, Политика Россиян из аэропортов Подмосковья будут эвакуировать к местам проживания 18:49, Общество Производство бензина в России упало почти на 20% 18:45, Бизнес Как индустрия технологий изменилась с коронавирусом 18:44, Индустрия 4.0  Количество зараженных COVID-19 в мире превысило 1,5 млн 18:44, Общество «Почта России» объяснила разброс в прогнозе о падении выручки в 2020 году 18:32, Общество
Где российским ретейлерам искать новые возможности в 2020 году
0
Андерс Лильенстолпе Где российским ретейлерам искать новые возможности в 2020 году

Сфера розничной торговли продолжит серьезно меняться в 2020 году. Это обусловлено множеством факторов, среди них — высокая конкуренция, развитие онлайн-торговли, запрос покупателя на комплексный и комфортный потребительский опыт. Все это приводит к тому, что российские ретейлеры вслед за мировыми (а иногда и опережая их) переосмысляют свои бизнес-модели.

Чтобы оставаться конкурентоспособными и показывать высокие результаты, они осваивают новые концепции и форматы, ищут перспективные локации, оптимизируют распределительные сети. Каковы потенциальные точки роста российского ретейла в 2020 году?

Магазины новых форматов

Споры о том, победят ли на рынке традиционные офлайн-магазины или онлайн-маркетплейсы, больше не актуальны. Будущее за ретейлерами, в стратегии которых офлайн- и онлайн-торговля дополняют и стимулируют друг друга. Продавцам необходимо обеспечить гибкость и мобильность в продажах, чтобы товар был доступен покупателю там, где ему удобно, и тогда, когда ему удобно. В достижении омниканальности многие изобретательно задействуют новые технологии. Скажем, «Леруа Мерлен» в пилотном режиме внедряет умную систему специальных уведомлений. Если покупатель недавно искал на сайте товары для покраски, но в магазине купил только колер, он получит сообщение о том, что мог забыть приобрести валик.

Поскольку границы между онлайном и офлайном стираются, на рынке появляются новые концепции — например, интерактивные шоурумы и пункты тест-драйвов. В ближайшие годы для определения наилучшей локации для них все чаще будет использоваться big data, а структура трафика — точно соотноситься с целями точки продаж. Новые концепции осваивают даже крупные сети, годами существовавшие только в строго определенных форматах. Например, IKEA, которую трудно представить вне желто-синей коробки рядом с «Мегой», в 2019 году открыла дизайн-студию в новом жилом комплексе рядом с Ботаническим садом. Она занимает небольшую площадь недалеко от центра Москвы и заточена специально под потребителя, находящегося на этапе разработки дизайн-проекта или обустройства квартиры.

Подстраиваясь под новые запросы клиентов, важно адаптировать к текущим изменениям логистику. На смену линейным цепочкам поставок приходит их сложное хитросплетение: необходимо использовать все возможные пути к клиенту. В некоторых сегментах, таких как fashion, до 50% товаров из онлайн-заказов возвращается и поступает обратно в цепочку поставок, что приводит к большим расходам на возврат. Решить проблему «последней мили», краеугольного камня логистики, можно с помощью расширения функционала офлайн-магазинов до центров сборки и выдачи онлайн-заказов. О планах переоборудовать часть магазинов в дарк-сторы — то есть центры обработки онлайн-заказов — уже заявили «Ашан» и X5 Retail Group.

Районные центры

Омниканальность — естественное развитие районных торговых центров. Помимо строительства с нуля, под этот формат перестраивают старые советские кинотеатры, универсамы, в них открываются образовательные центры, спортивные студии, химчистки, магазины фермерских продуктов, кулинарии и т. д. В результате ретейлеры могут не просто освоить новые локации, но и сблизиться с клиентом, качественно улучшить взаимодействие с ним и его потребительский опыт.

Размещение в небольшом районном торговом центре позволяет обеспечить присутствие бренда на сравнительно небольших торговых площадях, что особенно актуально в свете того, что в последние годы ретейлеры меняют форматы и делают свои магазины более компактными. Это позволяет покрыть торговой сетью максимальную территорию, возникает потребность оптимизировать логистическую цепочку и мерчандайзинг, отказавшись от товаров, которые продаются хуже и медленнее. Освоение районных торговых центров помогает удовлетворить потребительский спрос на шопинг рядом с домом, а также увеличить количество точек продаж в новых районах с неудачно сложившимся стрит-ретейлом.

Районные торговые центры, занимающие небольшую в сравнении с моллами площадь, избирательны в отношении арендаторов. Создатели таких комплексов все чаще тщательно продумывают концепцию и планировку, что делает районные ТЦ привлекательными для арендаторов. Все это хорошо видно на примере объектов ADG Group в Москве.

Зачастую в столице районные ТЦ становятся особенно востребованными там, где активно возводятся новые жилые микрорайоны. В новостройках не всегда удачно продумана коммерческая инфраструктура, в этом случае жильцы оказываются оторванными от розничных сетей и точек продаж, к которым привыкли. Поэтому формат районных ТЦ, способный закрыть их потребности, динамично развивается. Если в 2019 году, по данным JLL, в Москве ввели в эксплуатацию всего два районных ТЦ площадью 21 тыс. кв. м, то в 2020-м запланировано открытие уже 16 центров на 132 тыс. кв. м, а в 2021-м — еще 14 с такой же общей площадью. Для регионов формат районных торговых центров тоже становится актуальным: прежде всего это происходит там, где построили очень много крупных ТЦ.

В будущем наибольшего успеха добьются те игроки, которые построят эффективную бизнес-модель с фокусом на потребителя и его запросы. Совмещать клиентоориентированный подход с привлекательной ценовой политикой можно только одним способом: брать максимум от новых форматов торговли и технологий, помогающих оптимизировать бизнес-процессы. 

Об авторах
Андерс Лильенстолпе генеральный директор компании JLL
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.