Сергей Десятов — о прошлом и будущем Artplay
— За 17 лет Artplay прошел огромную трансформацию. То, что мы видим сегодня, — более или менее финальный вариант развития площадки или трансформация все еще не закончена?
— Она продолжается, это бесконечный процесс. Причем не только в Москве. Например, в Петербурге это территория площадью 30 тыс. кв. м и уже больше 200 резидентов, мы активно занимаемся этой площадкой. На стадии подписания договор с Воронежем.
— Вы там станете тиражировать опыт Москвы и Петербурга или это будет своя история?
— У каждого региона есть своя специфика, так что здесь, к сожалению, тиражирование невозможно. Но бренд набрал силу: мы проводили исследования в регионах, которые показали, что в том же Воронеже и Воронежской области наш бренд знают и очень лояльно к нему относятся. Конечно, опрос проходил среди нашей потенциальной аудитории — креативного бизнеса и его клиентов, но все равно это о многом говорит.
— Как вы развиваете Artplay в Санкт-Петербурге?
— В Петербурге у нас небольшой выставочный комплекс, полноценная программа событий. В Москве уже работает Музей цифрового искусства, а в Петербурге только запускается. Вскоре там появится еще и Музей паблик-арта. У нас там большая — около 7 га — территория, которая почти не застроена. Ее еще только предстоит осмыслить и освоить, что открывает огромные возможности. Вместе с городом планируем привести в порядок набережную Охты, сейчас проект в стадии детального обсуждения.
— Это часть городской программы?
— Да, в Петербурге действует городская программа по освоению набережных Охты. В ней участвуют несколько девелоперов, которые строят свои проекты в этой зоне. Мы тоже участвуем. Пока наш план на ближайшие годы — распространить концепцию музея паблик-арта на набережную Охты и, если нам дадут возможность, на акваторию. Это позволит создать, например, плавающие арт-объекты, чего еще не было в России.
— У каждой площадки будет своя специализация?
— У всех наших площадок общая ориентация на архитектуру и дизайн, но везде свои нюансы. Например, Санкт-Петербург более туристический город, чем Москва, поэтому там мы будем развивать площадку прежде всего как выставочное пространство. Такой акцент — еще и стадия становления проекта: когда площадка только запускается, правильно уделить внимание каким-то активностям, интерактивным событиям, массовым мероприятиям. В Москве на первых порах мы регулярно проводили рейвы, концерты. Сейчас ничего такого нет, потому что это другая стадия развития территории. К тому же избыточная событийная активность помешала бы постоянным резидентам Artplay.
— При этом вы говорите о планах по привлечению дополнительной аудитории в Artplay — но ведь это тоже не добавит комфорта вашим резидентам.
— Мы не видим здесь противоречия. На живой территории приятнее работать, если нет серьезных отвлекающих факторов. Именно поэтому мы полностью отказались от некоторых активностей. Например, у нас на территории не осталось ни одного ночного клуба. Развести резидентов и посетителей можно при помощи вертикального зонирования, когда офисы располагаются на верхних этажах, а общественные пространства и все открытые пересечения находятся ниже.
— Кто сегодня ваши основные резиденты в Москве?
— Artplay в Москве — это 100 тыс. кв. м и 600 арендаторов. Мы делаем ставку на взаимодействие различных видов бизнеса и синергетический эффект от их соседства на одной территории. Если говорить об основных арендаторах, то это офисы архитектурных и дизайн-бюро, производители товаров и услуг, которые нужны для реализации архитектурных и дизайнерских проектов (инженерные, строительные компании, шоурум отделочных и строительных материалов), плюс немного рекламного бизнеса. Кроме того, у нас довольно большой сектор образования, который представлен различными школами Universal University и другими институциями. Они тоже активно взаимодействуют с резидентами кластера, потому что студенты этих школ — потенциальные преподаватели, будущие рабочие места, а для нас как для кластера это еще и источник новых арендаторов. Благодаря гибкой арендной политике, возможности предоставлять стартапам небольшие площади на льготных условиях многие открывают свои офисы именно у нас.
— Вы нуждаетесь сейчас в новых арендаторах? Мне кажется, у вас стопроцентная заполняемость.
— Мы нуждаемся в новом месте, у нас не хватает территории.
— Три года назад в состав Artplay вошла территория бывшего завода «Плутон» — дополнительные 50 тыс. кв. м. Это не решило проблему дефицита площадей?
— За это время заполнены все помещения, нужно еще. Мы сейчас ищем возможности для расширения.
— За счет каких территорий?
— Ведем активные консультации с правительством Москвы по возможности надстройки дополнительных площадей над существующими зданиями. Кроме того, заключили трехстороннее соглашение с «Винзаводом» и правительством Москвы о создании территориального объединения под названием Арт-квартал. По сути, это программа нестандартного благоустройства территории между площадками с дополнительными возможностями креативного освоения пространства нашими силами. Город предоставляет нам площадку, а мы организуем на ней разные активности.
— На какие-то кейсы из мировой практики ориентируетесь?
— Ни на кого — у нас свое законодательство, свой менталитет. Мы ориентируемся на опыт работы, который есть у нас с «Винзаводом», и транслируем его на прилегающие городские территории. Иными словами, предлагаем так переделать окружающий контекст, чтобы эта территория полноценно зажила.
— Что сегодня этому мешает?
— Есть большая проблема, связанная с законодательством: у нас много временных граффити, малых архитектурных форм и прочих сооружений, установка которых по действующему московскому законодательству невозможна нигде. Именно поэтому в рамках Арт-квартала мы проектируем специальные места, где такие вещи можно будет делать. Мы сможем там организовывать сменные экспозиции, которые будут бесплатными для горожан. То есть уже в следующем году здесь появится особая эстетическая зона.
— Отвечать за нее будете вы вместе с «Винзаводом»?
— Да, мы уже объявили два конкурса. Один — на создание входной группы в Арт-квартал со стороны Костомаровского переулка. Помимо благоустройства, там должен появиться павильон с продажей билетов на все события, которые происходят внутри, информационными стойками и прочими сооружениями. Второй конкурс более дизайнерский — на элементы благоустройства внутри Арт-квартала. Они будут выглядеть иначе, чем в городе. Сейчас ждем результатов обоих конкурсов, после этого будем обсуждать с городом, что получилось, и приступим к реализации.