Пять предметов мебели, которые были в каждой советской квартире
i
i
i
i
i
i
i
Пять предметов мебели, которые были в каждой советской квартире
Мебель Made in USSR — на нее копили, за ней стояли в очередях, ее до сих пор можно встретить в квартире вашей бабушки
Последние два-три десятилетия существования СССР характеризуются огромным количеством массовой стандартизированной мебели, которую выпускали советские мебельные фабрики. Именно с ней ассоциируется советский быт, именно она, наравне с настенными коврами, люстрами с «висюльками», кружевными скатертями и другими узнаваемыми предметами, впоследствии сформировала такие понятия, как: «совок» и «бабушкин интерьер».
Мы собрали пять самых известных предметов советской мебели, которые были мечтой каждой советской семьи, и которыми по прошествии десятилетий россияне продолжают пользоваться.
i
Шкаф «Хельгa»
цена в СССР — от 800 рублей
«Хельга» — прообраз советских шкафов-стенок. Производились «Хельги» в 1950-60-е годы в ГДР (в частности, на мебельной фабрике в городе Штадтрода в Тюрингии). Позднее «Хельгу» производили по немецкой лицензии некоторые советские фабрики. Шкаф был универсальным (предназначался и для посуды, и для одежды и других вещей) и по тем временам считался довольно вместительным, несмотря на свои скромные габариты.
Дизайн «Хельги» был выполнен в классическом стиле. Самым большим было сервантное отделение за стеклом в центральной части шкафа. Две одинаковые дверцы по бокам от него — отделения для одежды — с полками и вешалками. В середине внизу располагались выдвижные ящики.
Со временем появились различные варианты этого предмета мебели. Неизменными оставались компактные габариты.
i
«Маленькая советская стенка»
Из-за небольших размеров «Хельгу» называли «маленькая советская стенка» — по аналогии с Большой Китайской стеной. Это небольшой шкаф: его высота 157,5 см, ширина 205 см, глубина 56,5 см.
i
Артем Дежурко, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ:
— Соединение в «Хельге» двух функций, позволяющее сэкономить пространство в маленьких квартирах, и ее консервативный облик (темная фанеровка, карниз, латунные накладки, имитирующие металлический переплет стеклянных дверец) превратили ее в 1960-е годы в советский хит продаж. «Все хотят шкаф «Хельга»!» — утверждает героиня фильма «Взрослые дети» 1961 года.
В воспоминаниях постсоветского человека «Хельга» — самый узнаваемый, почти неотъемлемый атрибут «оттепельного» жилого интерьера. Но в саму эпоху «оттепели» для тогдашних арбитров вкуса она была символом ненавистного «мещанства». В ее облике, где свежая модернистская мода находит удачный компромисс с традиционным представлением об уюте, непримиримый взгляд современника видел лишь последнее.
i
Стол-тумба
цена в СССР — 100-200 рублей
Это самый популярный предмет мебели советского времени, который оказался настолько удачным, что до сих пор многие не решились от него избавиться, и стол-тумба все еще часто встречается в российских квартирах. Он принадлежит к одному из первых поколений трансформеров: в разложенном виде выполняет функции стола, а в сложенном выглядит как тумба. «Книжкой» его часто называли за то, что он раскладывается и складывается как книга.
Первые подобные предметы домашней мебели появились еще в XVII—XVIII веках в Великобритании и североамериканских колониях. В XIХ веке по принципу «книжек» в Европе стали делать столики для покера: на вечеринках их выставляли только для игры, а потом убирали, чтобы освободить место для танцев. В СССР такие столы производили с 1960-х годов, и они очень прижились в малогабаритных советских квартирах.
i
Советский трансформер
В сложенном виде «книжки» занимали мало места, в разложенном наполовину — могли служить письменным столом, а в разложенном полностью — принимать большие компании
i
Катя Сванидзе, партнер архитектурной студии dvekati:
— В СССР стол-трансформер есть практически в каждой семье. В условиях малогабаритных квартир и комнат в коммуналках этот предмет незаменим. Стол-тумба или стол-книжка, как его прозвали в народе, распахивает свои крылья лишь пару раз в году. В сложенном виде он придвинут к стене и может служить консолью для хрустальной конфетницы и фотографий. Но в дни торжеств и парадных семейных обедов он занимает почетное место в центре комнаты под чехословацкой люстрой. Различные варианты отделок позволяли вписать этот предмет в любой интерьер. Были и более экономичные варианты из ДСП, и более респектабельные –лакированный шпон.
i
Трельяж
цена в СССР — от 100 рублей
Другой яркий пример всем знакомой советской мебели — зеркало-трюмо и его разновидность трельяж (с тремя зеркалами: одним стационарным и двумя поворотными). Прототипами этих предметов мебели были туалетные столики из дамских будуаров. В XVII—XVIII веках, когда был популярен стиль барокко, туалетные столики стали частым элементом обстановки. Трюмо и трельяжи стоили дорого, поскольку сами зеркала стоили немалых денег, а в декоре использовались дорогие сорта дерева, слоновая кость, кожа, ткань, драгоценные металлы и камни.
Вероятно, по идее советских проектировщиков мебели, трюмо и трельяж должны были выполнять ту же функцию. Зеркала крепились на небольшую тумбочку на ножках, в которой были отделения для хранения (по задумке, возможно, для косметики и украшений).
Однако в советских квартирах трюмо и трельяжи можно было увидеть как в спальнях, так и в гостиных и прихожих. А храниться там могло что угодно: от аптечки до детских учебников и тетрадей.
i
Слишком низкий
Неудобство трюмо как туалетного столика состояло в том, что поставить стул и комфортно сесть за него было невозможно — тумбочка была очень низкой, и коленки упирались в дверцы
i
Арсений Леонович, основатель и главный архитектор бюро Panacom:
— Советской послевоенный промдизайн вторичен, многое заимствовалось и адаптировалось. Вдохновением служили, например, ГДРовские и французские образцы. Ведь в послевоенный период все индустриальные дизайнеры стремились создать качественный многотиражный продукт для меблировки массового жилья. Проблему стандартизации благородных пропорций решали не только в СССР.
Трельяж один из первых гибридов, предвестник многофункциональной мебели. Трюмо как бы парит на изящных тонких ножках, у него характерная заниженная талия и огромное зеркало с двигающимися лопастями, чтобы рассмотреть себя с разных сторон. Оно не только для наведения марафета на лице, но если отойти, позволяет увидеть себя целиком. Кстати, трюмо модифицировали: зеркало и тумбочка могли существовать отдельно, а если отвинтить ножки и приделать снизу цоколь, увеличивалось место для хранения.
i
Кресло-кровать
цена в СССР — около 50 рублей
цена в СССР — 50 рублей
Любопытно, что до сих пор в России многие не очень понимают, зачем покупать кресло или диван без функции трансформации в кровать. А все потому, что мы продолжаем жить в домах, построенных при Советском Союзе, а новые квартиры — не намного больше советских (а студии, например, даже меньше). Кресло-кровать или диван-кровать, которые и сегодня продаются в мебельных магазинах, хорошо экономят место в малогабаритной квартире. В СССР популярные кресла-кровати выполняли ту же задачу, что и остальная мебель того времени: они были функциональными и позволяли экономить место.
Производство мебели двойного назначения в СССР подстегнул указ 1957 года об ускорении темпов жилищного строительства. Тогда по всей стране стали строить квартиры, которые потом назвали «хрущевками». Квартир в таких домах были маленькими и с низкими потолками, в отличие от более просторных «сталинок». Это и стало причиной, почему в тот период советские дизайнеры поголовно ударились в минимализм.
i
Дизайн не хуже западного
Многие предметы советской мебели 1950-1960-х годов не уступали по своему качеству и дизайну аналогичным зарубежным моделям. Несмотря на свой аскетический характер и минимализм кресла-кровати выглядели очень стильно и не хуже скандинавский или американских изделий
i
Александр Семенов, автор книг о дизайне мебели в СССР:
— В начале 1930-х годов дизайнер Владимир Мюллер спроектировал для себя кресло-кровать, по форме очень напоминающее распространенное советское кресло гораздо более позднего времени. Он сделал лаконичную деревянную конструкцию, а все мягкое наполнение просто накладывалось сверху, что позволяло регулярно стирать самый пачкающийся элемент. Далеко не во всех креслах-кроватях эта функция потом была предусмотрена, но сама конструкция предмета точно была разработана в первые десятилетия ХХ века, а в 1970–80-е годы получила широкое распространение.
i
Шкаф-«стенка»
цена в СССР от 800 руб.
цена в СССР — от 800 руб.
Период наибольшей популярности «стенок» в СССР пришелся на вторую половину 1970-х и 1980-е годы. Эту массивную систему хранения, состоящую из нескольких шкафов-секций с антресолями можно было увидеть в каждой квартире. В них были отделения для одежды, посуды, книг, белья и других вещей, в некоторых моделях имелась полка для телевизора и отделение по типу секретера (в народе его обычно почему-то называли «баром»).
Отечественная продукция изготавливалась уже из ДСП и по качеству значительно уступала мебели из соцлагеря. Дизайн тоже оставлял желать лучшего: если румынские и чешские «стенки» были лаконичными, то у моделей, которые разрабатывали мебельные комбинаты РСФСР, Белоруссии и Украины, в конце 1980-х годов стали появляться пластиковые украшения под лепнину и декоративные ручки.
Приобрести «стенку» было непросто — люди записывались в очередь на покупку, которой приходилось ждать месяцами. При этом стоила такая мебель немалых денег. При зарплате в 100-120 руб. в месяц стенка могла стоит более 1 тыс. рублей – откладывать на такую покупку приходилась многие месяцы.
Учитывая сложность и дороговизну приобретения, «стенки» покупали «на века». И они свою задачу выполняют до сих пор — во многих российских квартирах стоят «стенки» 30-40-летней давности.
i
Гэдээровские и югославские
Наиболее качественными были «стенки», которые производились в странах Восточной Европы — ГДР, Югославии, Румынии, Польше, Чехословакии. Позднее массовое производство «стенок» освоили и в СССР
i
Арсений Леонович, основатель и главный архитектор бюро Panacom:
— Если ты получаешь талон на стенку Гэдээровскую или югославскую, – это счастье. Стенка была на вершине иерархии априорных ценностей, это безусловный атрибут успеха наравне с ковром и автомобилем. Это была гиперстатусная вещь. Стенка квинтэссенция мультифункционализма - в ней укладывалось все компактно без пыли, не съедая лишнего пространства. Вещь полезная нужная знаковая эпохальная статусная во всех смыслах. Сейчас редко какой мебели можно назначить столько смыслов и значений.
В стенках за стеклянными дверцами размещали чешский цветной набор стекла, немецкий сервиз «Мадонна», коллекцию гжели. Она была глубокая, туда вставал огромный пузатый телевизор цветной «Рубин». Внизу лежала посуда, игрушки, одежда. Сердцем стенки был секретер или бар с откидной дверцей - центр самого сокровенного. Когда его открываешь, загорался свет – умельцы привинчивали туда лампочку. Здесь хранился элитный алкоголь (польская водка «Выборова», немецкий яичный ликер, «Рижский бальзам», чешская «Бехеровка»), импортные сигареты, польские и немецкие журналы с выкройками и прочие «сокровища».