Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Лукашенко заявил о почти завершенном формировании нового правительства Политика, 11:53 Советник Трампа заявил о поражении США в ООН из-за резолюции против Ирана Политика, 11:44 Брайан Трейси — РБК: «Глава компании должен быть как Георгий Жуков» Pro, 11:36 Кожаный профицит: как кожевенная отрасль переживает пандемию РБК и Сбербанк, 11:35 Правительство расширило список субсидируемых авиарейсов Общество, 11:33 МГУ опустился на шесть строчек в Шанхайском рейтинге вузов Общество, 11:22 В Москве выявлено 695 новых случаев COVID-19 Общество, 11:04 Минздрав сообщил о начале производства вакцины от COVID-19 Общество, 11:03 Зеленский назвал несправедливой передачу «боевиков ЧВК» России Политика, 10:57 Футболист ЦСКА отказался играть за сборную Белоруссии из-за протестов Спорт, 10:53 Woman Who Matters: Анна Рудакова — о работе, воспитании детей и комфорте РБК Стиль и Поклонная 9, 10:50 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 15 августа Общество, 10:42 За сутки в России умерли 119 пациентов с COVID-19 Общество, 10:39 В России за сутки выявили 5061 заболевшего COVID-19 Общество, 10:36
PropTech: полезный инструмент или новомодное веяние
Мнения ,  
0 
Игорь Темнышев

PropTech: полезный инструмент или новомодное веяние

Технологии, меняющие рынок недвижимости

Мы живем в период глобальной экспансии технологий, которые потихоньку в масштабах жизни человека, но молниеносно в масштабах мировой истории меняют наш образ жизни. Недвижимость, достаточно консервативная по своей сути, также подвергается влиянию различных технологических трендов. Наряду с уже устоявшимся «финтехом», нам все чаще приходится слышать термин «проптех» (proptech), который является производной двух английских слов: property (недвижимость) и technologies (технологии). Буквально proptech означает технологии в недвижимости. Фактически это одновременно и индустрия, и набор инноваций, призванных изменить то, как мы исследуем, арендуем, покупаем и используем недвижимость.

Эти изменения происходят за счет развития технологий, преимущественно мобильных, где фокус окончательно и бесповоротно смещается от производителя в сторону потребителя, вооруженного гаджетом. Теперь клиент определяет требования к торговым центрам, гостиницам, ресторанам, офисам и даже производствам. Индустрия находится под влиянием экономики совместного потребления, которая породила новые форматы — разного рода ко- и-шеринги. В совокупности это дало рынку недвижимости возможность повысить эффективность утилизации объекта.

Формула единорога

Классификация направлений развития проптеха связана с жизненным циклом объекта недвижимости — от создания до реализации и управления. Наложив ключевые сквозные технологии (большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, виртуальная и дополненная реальность) на сегменты недвижимости (ретейл, жилая, гостиничная, офисная, индустриальная) и этапы жизненного цикла, мы получим проптех-сегменты и бизнесы. Во всем мире появляются стартапы в следующих направлениях: листинг и поиск недвижимости (Zillow, Realtor, Immobilienscout24, ЦИАН); программное обеспечение для управления арендными отношениями; маркетплейсы и классифайды; краудфандинговые и акционерные платформы; данные о недвижимости, оценка и аналитика; ипотечные платформы; брокерские/агентские услуги; управление недвижимостью/строительством; виртуальные туры по объектам.

Некоторые из стартапов уже стали «единорогами»: Airbnb, WeWork, Booking.com, HomeAway, LiquidSpace. В то же время, как в любой популярной теме, в проптехе много различного карго-культа, ведущего к появлению неэффективных бизнес-идей, основанных на неоправданном использовании технологий. Чтобы амбициозный стартап выстрелил, нужно определить, как та или иная сквозная технология может изменить подход к спросу или формированию предложения, операционной модели или порядку реализации процессов.

От итерации к эволюции

Для того чтобы максимально эффективно войти в этот новый мир проптеха, нужно соблюсти два основных правила. Первое — признать, что использование технологий в развитии своего бизнеса — это стратегический приоритет. Другого вектора развития быть не может. Второе — правильно выстроить план движения в новый технологический уклад своей компании. Все должно быть вовремя, чтобы был обеспечен быстрый, но комфортный и мягкий переход компании на новые технологические рельсы.

Здесь, как мне видится, есть три последовательных шага, которые нужно выполнять один за другим. Во-первых, это цифровизация существующих бизнес-процессов, оптимизация за счет использования технологий и программных продуктов. Нужно автоматизировать все, что можно автоматизировать; сделать данные своим инструментом — собирать, структурировать и копить данные о клиентах, транзакциях, объектах. Увеличить коммуникации в единой цифровой среде, где остается цифровой след от действия вашего сотрудника и клиента. Бизнес-модель не меняется, вы просто тем самым повышаете свою операционную эффективность и закладываете фундамент будущих изменений.

Во-вторых, это создание дополнительной ценности для вашего бизнеса как следствие цифровизации бизнес-процессов. Накопленные данные, которые при правильном использовании и интерпретации имеют характер инсайтов, дают вам дополнительный заработок.

В-третьих, это разработка принципиально новых, прорывных, решений, которые изменят сам бизнес-процесс и сформируют новый объем ценности для всех участников рынка.

Выжидательная позиция

Несмотря на то что игроки рынка признают важность использования технологий и проптех становится ключевой темой для обсуждения в отрасли, изменения в индустрии происходят очень медленно. Подавляющее большинство компаний являются наблюдателями, а не первопроходцами, ожидая, когда другие проложат путь.

Подобная пассивность объяснима: задачи, связанные с развитием и применением проптеха, оттесняются текущими вопросами, требующими незамедлительного реагирования в условиях достаточно сложной экономической обстановки и имеющихся KPI. Ведь развитие технологий и переход на новую модель — длительный рискованный процесс, требующий экспериментов, затрат, инвестиций. Как правило, этот процесс ориентирован на рынок будущий, а прибыли нужно приносить уже сейчас.

Тем не менее процесс развития необратим, и то, что мы называем новыми технологиями сегодня, завтра уже станет неотъемлемой частью стандартного процесса. Поэтому на рынке недвижимости ближайшего будущего преуспеют те компании, которые внедряют технологии, совершенствующие текущие бизнес-модели в сегменте недвижимости и разрабатывают новые, делая ставку на проптех.

Об авторах
Игорь Темнышев Игорь Темнышев, директор по цифровым технологиям Colliers International
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента