Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 730 300 руб +0.03%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В ЦИАН назвали районы Москвы с максимальным ростом цен на новостройки Недвижимость, 19 окт, 18:02
Экология и жилье: когда строительство в России «позеленеет» Недвижимость, 19 окт, 17:52
Продажи вторичного жилья в Москве выросли на 31% Недвижимость, 19 окт, 16:45
Названы главные претензии россиян к ЖКХ Недвижимость, 19 окт, 16:30
В промзоне на юго-востоке Москвы построят 426 тыс. кв. м недвижимости Недвижимость, 19 окт, 14:21
Строительство частных домов включат в нацпроект. Что это значит Недвижимость, 19 окт, 14:03
Вывод новостроек в России вырос на 30% за месяц Недвижимость, 19 окт, 14:00
Получаем техусловия на газ, воду и свет: пошаговая инструкция Недвижимость, 19 окт, 13:16
Segezha Group: «У дерева огромное преимущество в экологичности» Недвижимость, 19 окт, 12:25
Предложение на загородном рынке элитной аренды сократилось за год на 12% Недвижимость, 19 окт, 11:26
Названы самые продаваемые ЖК Старой Москвы в третьем квартале Недвижимость, 19 окт, 11:05
Аналитики назвали города с самыми подорожавшими однокомнатными квартирами Недвижимость, 19 окт, 10:09
Названы регионы-лидеры по объемам выдачи льготной ипотеки Недвижимость, 18 окт, 19:58
В ЦИАН сравнили стоимость аренды и покупки машино-мест в Москве Недвижимость, 18 окт, 19:47
PropTech: полезный инструмент или новомодное веяние
Мнения ,  
0 
Игорь Темнышев

PropTech: полезный инструмент или новомодное веяние

Технологии, меняющие рынок недвижимости

Мы живем в период глобальной экспансии технологий, которые потихоньку в масштабах жизни человека, но молниеносно в масштабах мировой истории меняют наш образ жизни. Недвижимость, достаточно консервативная по своей сути, также подвергается влиянию различных технологических трендов. Наряду с уже устоявшимся «финтехом», нам все чаще приходится слышать термин «проптех» (proptech), который является производной двух английских слов: property (недвижимость) и technologies (технологии). Буквально proptech означает технологии в недвижимости. Фактически это одновременно и индустрия, и набор инноваций, призванных изменить то, как мы исследуем, арендуем, покупаем и используем недвижимость.

Эти изменения происходят за счет развития технологий, преимущественно мобильных, где фокус окончательно и бесповоротно смещается от производителя в сторону потребителя, вооруженного гаджетом. Теперь клиент определяет требования к торговым центрам, гостиницам, ресторанам, офисам и даже производствам. Индустрия находится под влиянием экономики совместного потребления, которая породила новые форматы — разного рода ко- и-шеринги. В совокупности это дало рынку недвижимости возможность повысить эффективность утилизации объекта.

Формула единорога

Классификация направлений развития проптеха связана с жизненным циклом объекта недвижимости — от создания до реализации и управления. Наложив ключевые сквозные технологии (большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, виртуальная и дополненная реальность) на сегменты недвижимости (ретейл, жилая, гостиничная, офисная, индустриальная) и этапы жизненного цикла, мы получим проптех-сегменты и бизнесы. Во всем мире появляются стартапы в следующих направлениях: листинг и поиск недвижимости (Zillow, Realtor, Immobilienscout24, ЦИАН); программное обеспечение для управления арендными отношениями; маркетплейсы и классифайды; краудфандинговые и акционерные платформы; данные о недвижимости, оценка и аналитика; ипотечные платформы; брокерские/агентские услуги; управление недвижимостью/строительством; виртуальные туры по объектам.

Некоторые из стартапов уже стали «единорогами»: Airbnb, WeWork, Booking.com, HomeAway, LiquidSpace. В то же время, как в любой популярной теме, в проптехе много различного карго-культа, ведущего к появлению неэффективных бизнес-идей, основанных на неоправданном использовании технологий. Чтобы амбициозный стартап выстрелил, нужно определить, как та или иная сквозная технология может изменить подход к спросу или формированию предложения, операционной модели или порядку реализации процессов.

От итерации к эволюции

Для того чтобы максимально эффективно войти в этот новый мир проптеха, нужно соблюсти два основных правила. Первое — признать, что использование технологий в развитии своего бизнеса — это стратегический приоритет. Другого вектора развития быть не может. Второе — правильно выстроить план движения в новый технологический уклад своей компании. Все должно быть вовремя, чтобы был обеспечен быстрый, но комфортный и мягкий переход компании на новые технологические рельсы.

Здесь, как мне видится, есть три последовательных шага, которые нужно выполнять один за другим. Во-первых, это цифровизация существующих бизнес-процессов, оптимизация за счет использования технологий и программных продуктов. Нужно автоматизировать все, что можно автоматизировать; сделать данные своим инструментом — собирать, структурировать и копить данные о клиентах, транзакциях, объектах. Увеличить коммуникации в единой цифровой среде, где остается цифровой след от действия вашего сотрудника и клиента. Бизнес-модель не меняется, вы просто тем самым повышаете свою операционную эффективность и закладываете фундамент будущих изменений.

Во-вторых, это создание дополнительной ценности для вашего бизнеса как следствие цифровизации бизнес-процессов. Накопленные данные, которые при правильном использовании и интерпретации имеют характер инсайтов, дают вам дополнительный заработок.

В-третьих, это разработка принципиально новых, прорывных, решений, которые изменят сам бизнес-процесс и сформируют новый объем ценности для всех участников рынка.

Выжидательная позиция

Несмотря на то что игроки рынка признают важность использования технологий и проптех становится ключевой темой для обсуждения в отрасли, изменения в индустрии происходят очень медленно. Подавляющее большинство компаний являются наблюдателями, а не первопроходцами, ожидая, когда другие проложат путь.

Подобная пассивность объяснима: задачи, связанные с развитием и применением проптеха, оттесняются текущими вопросами, требующими незамедлительного реагирования в условиях достаточно сложной экономической обстановки и имеющихся KPI. Ведь развитие технологий и переход на новую модель — длительный рискованный процесс, требующий экспериментов, затрат, инвестиций. Как правило, этот процесс ориентирован на рынок будущий, а прибыли нужно приносить уже сейчас.

Тем не менее процесс развития необратим, и то, что мы называем новыми технологиями сегодня, завтра уже станет неотъемлемой частью стандартного процесса. Поэтому на рынке недвижимости ближайшего будущего преуспеют те компании, которые внедряют технологии, совершенствующие текущие бизнес-модели в сегменте недвижимости и разрабатывают новые, делая ставку на проптех.

Об авторе
Игорь Темнышев Игорь Темнышев директор по цифровым технологиям Colliers International
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
РБК Сервис
База новостроек
без рекламы
Главное Найти квартиру Лента