Самые необычные искусственные острова в мире
Нотр-Дам, Канада
Нотр-Дам — редкий пример острова, созданного не в море, а на реке. Материалом для него стал грунт, который накопился при строительстве монреальского метро. Остров насыпали для проведения Всемирной выставки 1967 года. Через десять лет часть зданий снесли при подготовке к Олимпийским играм 1976 года. На их месте прорыли крупнейший в Северной Америке гребной канал. На месте павильонов Франции и Квебека позже построили Монреальское казино — самое большое игорное заведение в стране. В 1980 году Нотр-Дам озеленили при подготовке к садоводческой выставке Floralies Internationales.
Камферс-Дам, ЮАР
Этот остров форме буквы S построили специально для южноафриканских малых фламинго. Он находится недалеко от города Кимберли и стал настоящей достопримечательностью и гордостью местных жителей: в честь розовых птиц называют казино, школы, кафе. Инициатор постройки острова — орнитолог Марк Андерсон, который хотел сохранить сокращающуюся популяцию фламинго в мире. Договорившись с горнодобывающей компанией Ekapa Mining, которая доставила к месту сооружения 26 тыс. тонн материала, ученый спланировал участок земли в открытых водах плотины Камферс. Здесь все продумано для комфортного проживания птиц, включая специальные насосы для подачи пресной воды в искусственные пруды, где фламинго берут глину для гнезд.
Сюртсей, Исландия
Этот остров вулканического происхождения — один из самых молодых в мире. Он появился в 1963 году в результате извержения вулкана в Атлантическом океане и не подвергся эрозии. Ученые решили использовать его для наблюдений за тем, как на необитаемом участке суши будут развиваться флора и фауна. Поэтому въезд на территорию Сюртсея для обычных людей запрещен. За 60 лет здесь сформировался разнообразный ландшафт — от каменных скал до песчаных берегов, — и с каждым годом появляются новые виды растений. Их приносит сюда ветром или со стаями птиц, которые давно обжили территорию. В 2009 году остров оборудовали метеостанцией для наблюдений за погодой и установили веб-камеры.
Острова THUMS, США
Четыре нефтяных острова у побережья Лонг-Бич в Калифорнии засажены пальмами и застроены специальными заграждениями, имитирующими жилые дома. THUMS — аббревиатура из названий пяти компаний: Texaco, Humble (сейчас Exxon), Union Oil, Mobil и Shell. Они создали консорциум, чтобы контролировать буровые работы в заливе Сан-Педро. Издалека остров выглядит жилым, но на самом деле там расположены только нефтяные вышки и нефтеперерабатывающие объекты. Искусственные постройки сделали для того, чтобы защитить от шума живущих поблизости людей и создать видимость типичных курортных островов в Тихом океане. THUMS спроектировал архитектор Джозеф Линеш, который был известен своей работой над парком Диснейленд.
Пеберхольм, Дания
Остров построили в 1995–1999 годах как транзитную точку: здесь автомост плавно переходит в подводный тоннель, соединяющий Данию и Швецию. Изначально такой тоннель хотели рыть на соседнем острове Сальтхольм, но экологи попросили правительство не трогать его и построить для этой цели специальный участок суши. По завершении работ территорию специально не стали осваивать. Ученые хотели понаблюдать за тем, как Пеберхольм будет преображаться природным путем. С 2007 года остров могут посещать только биологи один раз в год. Они фиксируют изменения в численности и разнообразии растений и животных.
Симакао, Сингапур
Правительство решило построить искусственный остров из отходов из-за нехватки земли в Сингапуре. На строительство ушло 63 млн кубометров пыли, полученной в результате переработки коробок из-под пиццы, пластиковых бутылок и другого бытового мусора. На специальном заводе его сжигают, превращают в пыль, а затем отвозят к резервуарам, напоминающим бассейны. Пока накапливается мусор, резервуар заполняют водой, которую перед засыпкой грунта откачивают. Проект обойдется стране в $400 млн и завершится к 2040 году. По плану, на площади острова смогут уместиться 654 футбольных поля.
Кансай, Япония
Остров для международного аэропорта японцы тоже создали из-за нехватки земли. На его возведение потребовалось 10 тыс. рабочих, 80 судов и 21 млн кубометров грунта. Инженеры учли усадку земли, поэтому здание терминала поддерживает 900 колонн, высоту которых можно регулировать. Их техническое состояние круглосуточно контролируют компьютерные системы. Проектирование аэропорта доверили одному из основателей стиля хай-тек, именитому итальянскому архитектору Ренцо Пиано. Проект обошелся правительству региона в $15 млрд и привел к большим долгам, которые аэропорт до сих пор не может выплатить.