Выход из пробок: могут ли канатные дороги решить транспортные проблемы
Подъемники ассоциируются прежде всего с горным туризмом, однако канатные дороги все чаще используются в качестве общественного транспорта и становятся важной частью транспортной системы городов, обеспечивая новые важные соединения там, где привычные инструменты пасуют. Подобная линия скоро может появиться и в Москве.
В мировой практике есть масса подобных примеров. Во-первых, канатные дороги используются там, где сложно построить обыкновенный мост. С такой проблемой столкнулись инженеры в Лондоне: ограниченное пространство помешало создать высокое подвесное сооружение (сообщения не должно было мешать судоходству). Канатная дорога прошла над Темзой, соединив два растущих района города.
Функции моста канатная дорога выполняет на сингапурском острове Сентоса, где расположен один из крупнейших в мире парков развлечений с гостиницами, океанариумом и прочими достопримечательностями. Воздушный трамвай используется как дополнительное сообщение с материком.
В боливийском Ла-Пасе канатные дороги стали важнейшей частью городской транспортной системы. Особенность южноамериканского мегаполиса, в котором вместе с пригородами проживает более 1,5 млн человек, в необычном рельефе: город расположен в кратере потухшего вулкана на высоте 3,6 тыс. м над уровнем моря. Серпантинные дороги на крутых склонах перестали справляться с возрастающей нагрузкой, и со временем Ла-Пас оказался отрезан от соседнего Эль-Альто, одного из самых быстрорастущих городов в мире. После запуска первых станций время в пути до Эль-Альто сократилось с двух часов до 12 минут. Сейчас в Ла-Пасе функционирует семь линий, на очереди еще три, после завершения работ общая протяженность канатных дорог составит более 30 км.
Мобильные решения для городов
Большое преимущество канатного сообщения перед другими видами транспорта заключается в гибкости в проектировании и минимальном использовании земельных участков. Для пассажирского перрона и технических помещений достаточно 600–1000 кв. м. Опоры занимают площадь от 40 до 50 кв. м, при этом расстояние между ними может быть до 1 км.
Эта особенность позволяет решить транспортные проблемы в густонаселенных, плотно застроенных районах с узкими дорогами. Характерный пример — Каракас, столица Венесуэлы. Из-за транспортной разобщенности жители района Сан-Агустин, разбросанного по горным склонам, с трудом добирались до ближайшей станции метро. Для строительства нормальных подъездных путей требовалось снести треть существующих построек. Городские власти склонились в пользу канатного сообщения. Линия связала станцию метрополитена с удаленными частями района. Сейчас там функционирует несколько станций, внутри которых спрятана коммерческая начинка — магазины, обзорные и спортивные площадки.
С высоты птичьего полета
В России уже есть пример использование канатной дороги в качестве транспорта. В 2012 году была открыта воздушная линия через Волгу, соединившая центр Нижнего Новгорода с городом Бор. Деньги на строительство нового сообщения, разгрузившего Волжский мост, были выделены из бюджета Нижнего Новгорода и области. Средний ежедневный пассажиропоток составляет около 5 тыс. человек. Стоимость билета в одну сторону — 100 руб.
Сейчас на рассмотрении в правительстве Москвы находится проект канатной дороги через Химкинское водохранилище — частная инициатива компании BPS International и Doppelmayr Seilbahnen. Фуникулер мог бы соединить районы, разделенные Химкинским водохранилищем. Особенность проекта в том, что это должно быть государственно-частное партнерство, в котором не предусмотрено финансовое участие города. Планируется, что канатная дорога будет интегрирована в единую дорожную сеть в рамках городской билетной системы по доступным тарифам.
Сегодня добраться с одного берега на другой можно в объезд по МКАД или через центр на метро. Оба варианта отнимут от 30 до 50 минут. Канатная дорога могла бы сократить время в пути до шести-семи минут. Новая линия с 30-местными кабинами сможет перевозить до 5 тыс. пассажиров в час, прогнозируемый пассажиропоток — до 19 тыс. человек в сутки. Существующие технологии позволят обойтись двумя опорами, конструирование которых не затронет природоохранные зоны Химкинского водохранилища. Приводная станция, ключевой элемент канатной дороги, можно было бы расположить рядом с одним из вестибюлей станции метро «Сходненская». По проекту, она будет интегрирована с коммерческим объектом, где планируется разместить фуд-корт и магазины.
Выход для города
Появление новых жилых или коммерческих зданий требует коррекции дорожной сети, однако дополнительный поток 10–20 тыс. пассажиров недостаточен, чтобы окупить вложения в строительные работы, особенно если требуются новые мосты, эстакады, линии скоростного трамвая или метро.
Канатные дороги дают возможность решить подобные задачи без привлечения бюджетных средств — за счет частного капитала. Если, например, в рамках жилого комплекса площадью 100–150 тыс. кв. м, создать канатную дорогу, связывающую жителей с ближайшей станцией метро, то стоимость 1 кв. м реализуемого жилья увеличится на 10–15 тыс. руб. С одной стороны, это дополнительные затраты для инвестора, но и преимущества очевидны: девелопер решает все проблемы с транспортной доступностью, получает яркий имиджевый объект, позитивно влияющий на стоимость продаваемого жилья.
Также канатные станции могут быть интегрированы с коммерческими объектами. Такое сочетание обеспечит стабильный покупательский поток: сдавая объекты в аренду, инвестор компенсирует затраты. Подобная концепция позволит вернуть инвестиции в проект над Химкинским водохранилищем в размере €50 млн.
Желая разгрузить транспортную систему, московские власти стимулируют горожан отказаться от личных автомобилей в пользу метро или автобуса. В этом смысле у воздушного сообщения есть прекрасная возможность показать все преимущества общественного транспорта: пролететь над красивым уголком столицы, да еще по цене одного билета в метро — действительно приятная альтернатива московским пробкам.
Видео в тему