ТРЦ и кинотеатр – выгодный тандем
Вопросы, связанные с необходимостью размещения кинотеатра в торговом центре, спецификой его расположения, требованиями к помещениям и основными моментами работы кинотеатров в действующем торговом центре, обсуждались на мастер-классе "Специфика размещения кинотеатра в ТЦ и построение отношений между владельцем и арендатором", организованном компанией "Магазин магазинов" в рамках III Московского международного форума лидеров рынка недвижимости MREF 2008.
"Кино является мероприятием развлекательным, и эта отрасль, в отличие от других, не столь быстро реагирует на экономические события, происходящие в мире, – отметил на мастер-классе Владимир Федоров, генеральный директор DVI-cinema. – В период обострений в стране кинопосещение на первых порах не страдает, люди продолжают ходить в кино. Мы уже сталкивались с таким опытом работы в 1998 году, поэтому в ближайшее время не ожидаем спада посещения кинотеатров".
Несмотря на то что, по оценкам экспертов, спрос на билеты в кино в ближайшем будущем падать не будет, застройщику, планирующему кинотеатр в ТРЦ, для того чтобы он приносил реальную прибыль, все равно нужно с большим вниманием подходить к вопросу его разработки и размещения.
"Первое, что нужно сделать девелоперу, – это как можно быстрее определиться с оператором кинотеатра", – считает генеральный менеджер, управляющий компании "Формула кино менеджмент" Андрей Терешок. С ним согласен Владимир Федоров: "Девелоперу, разрабатывающему концепцию торгового центра, решившему там строить кинотеатр, в обязательном порядке еще на стадии эскизного проектирования надо иметь уже подписанное соглашение с оператором кинотеатра". По его словам, владельцы комплексов неразумно вкладывают огромные деньги в нерациональное строительство кинотеатров. "Современные технологии, по крайней мере межзальных стен, сейчас дают возможность получить минимальные нагрузки на перекрытия и выполнить эти стены так, чтобы девелоперу потом не пришлось жалеть о потраченных впустую деньгах", – сказал г-н Федоров. Кроме того, без помощи профессиональных операторов девелопер не может заранее спланировать все необходимые нюансы, связанные со спецификой работы кинотеатра. "Например, как правило, на стадии согласования размещения кинотеатра в торговом комплексе не закладываются технические и другие помещения, необходимые для нормального функционирования кинотеатра, и впоследствии эти ошибки уже практически невозможно исправить", – отмечает Сергей Севастьянов, директор по развитию компании "Каро-фильм".
Что касается арендных ставок, то, как отметили участники мастер-класса, в Москве спрос на кинотеатры достаточно велик, поэтому арендные ставки в столице выше, чем в регионах. "Когда открывается кинотеатр, то по большому счету никто не знает, насколько успешно он будет работать, поэтому мы пытаемся договариваться о временной оплате некоего процента от выручки, а через год, оценив работу кинотеатра, уже определяем фиксированную ставку, – рассказывает Андрей Терешок. – Однако в последнее время на такую схему девелоперы практически никогда не соглашаются".
Участники мастер-класса выразили уверенность в хороших перспективах развития строительства кинотеатров в ТРЦ. Еще несколько лет назад под кинотеатром подразумевалось только отдельно стоящее здание, но сегодня этот формат уже не является популярным. "Хотя он вполне возможен, и успешные примеры у нас есть", – замечает Сергей Севастьянов. "С экономической точки зрения постройка отдельных кинотеатров нецелесообразна, поэтому для операторов кино приоритетным останется рассмотрение предложений аренды на льготных условиях в качестве якорных арендаторов в действующих и строящихся торговых центрах", – считает Вячеслав Коркин, консультант "Магазина магазинов".
К тому же тандем торговых центров и кинотеатров выгоден обоим сторонам, особенно в условиях кризиса. "Для торгового центра кинотеатр также является генератором потока дополнительных посетителей, ведь, даже несмотря на кризис, люди продолжают ходить в кино", – заключил Вячеслав Коркин. Так что, скорее всего, нехватку кинотеатров по крайней мере москвичи чувствовать не будут. Есть спрос – будет и предложение.
Ольга Петрова