Lemcon снова строит в России
Финская девелоперская компания Lemcon и консалтинговая компания Knight Frank объявили о выводе на рынок индустриального парка в Калужской области. Первая очередь проекта будет реализована на 135 га земли, ее общая площадь составит порядка 500 тыс. кв. м. Объект ориентирован на предприятия автомобильной промышленности. В Калуге уже разместили свои производства Volkswagen, Volvo Trucks, Peugeot Citroen и Mitsubishi, поэтому представители компании говорят о потенциальной востребованности своего проекта.
Lemcon входит в компанию "Лемминкяйнен Тало" и работает более чем в 70 странах мира. В России компания представлена с 1972 года. Среди реализованных проектов на сегодня завод по производству автомобильных шин "Нокиан Тайерс" во Всеволожске, электронный завод "Элкотек" в Санкт-Петербурге, заводы по производству гофрокартона Stora Enso в Арзамасе и Луховицах, а также складской комплекс "Тиккурила" в Мытищах и лесопильное предприятие "Свирь Тимбер" в Подпорожье.
Стоимость реализации первой очереди проекта, по оценкам старшего вице-президента Lemcon Юха Хеюхтюа, составит 600–700 млн евро. По его словам, подготовка земли, проектирование, прокладка сетей и создание инфраструктуры занимают примерно 25% от общей суммы. "Реализация проекта каждого конкретного предприятия будет осуществляться за счет будущих собственников помещений. Отдельно следует считать также стоимость производственного оборудования", – отметил директор по развитию компании Lemcon Дмитрий Абакумов.
Для реализации второго этапа строительства парка компания взяла в аренду еще около 617 га территорий, уточнил г-н Абакумов. Всего первая стадия займет, в зависимости от сложности строительства, 18–22 месяца. "В данный момент мы ведем переговоры с несколькими потенциальными клиентами, которые будут присутствовать на территории технопарка, но активно мы еще не занимались продажами. Если все пойдет, как мы планируем, и мы заключим как минимум 2 контракта до конца этого года, то с начала следующего года мы выйдем на строительную площадку, что позволит нам к концу 2009 года завершить строительство первых объектов", – добавил он.
Всего в технопарке, как заявил г-н Абакумов, будет ориентировочно размещено около 20 предприятий, а количество рабочих мест достигнет отметки в 3 тысячи. В дальнейшем Lemcon рассчитывает на привлечение клиентов из других отраслей: машиностроение, металлообработка, производство строительных материалов.
Роман Бурцев, партнер компании Knight Frank считает, что создание компанией Lemcon индустриального парка в Калужской области "является важным шагом в развитии промышленности в России". Несомненным преимуществом данного предложения для западных и крупных российских инвесторов, по его мнению, является снижение рисков при реализации своих проектов в России, "так как все риски берет на себя девелопер".
Развитию индустриально-промышленных парков, по словам директора логистической компании МАКС Валентина Лесняка, несмотря на создание правительственной программы по развитию промышленных территорий, мешают нехватка энергомощностей и рост конкуренции среди логистических и индустриальных девелоперов. "Он привел к тому, что срок возврата на вложенные инвестиции возрос и теперь составляет не менее 10 лет, что существенно тормозит развитие проектов", – отметил он.
Генеральный директор "Эспро Маркетинг" Елена Веселова считает, что основной сложностью при общении с региональными компаниями является "неготовность местных клиентов к тем услугам, которые предлагает федеральный девелопер". По ее словам, федеральным девелоперам, прежде чем начать строительство, приходится вести разъяснительную работу, обосновывая необходимость и разумность своих требований. При этом при выборе региона для строительства, по мнению Елены Веселовой, необходимо ориентироваться на следующие показатели: численность населения, экономические показатели развития, уровень развития торгового сектора, расположение относительно транспортных коридоров, общий спрос на складские помещения и уровень конкуренции.
Арина Ковина