Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Будет коллапс»: плюсы и минусы отмены льготной ипотеки на новостройки Жилье, 01:00
Эксперты оценили снижение цен на аренду у границ Украины и новых регионов Жилье, 00:01
Как не испортить дизайнерский интерьер: 7 главных ошибок и их решения Дом, 01 дек, 19:43
С 1 декабря выросли тарифы за ЖКУ: как изменятся платежи Жилье, 01 дек, 18:43
Москва взлетела на 88 позиций в рейтинге самых дорогих городов мира Деньги, 01 дек, 17:14
ЦБ ужесточил требования к ипотеке с низким взносом. Чем это грозит Деньги, 01 дек, 16:17
Кабмин сделал программу социальной газификации бессрочной Жилье, 01 дек, 14:39
Цены на жилье в Москве опустились до уровня февраля 2022 года Жилье, 01 дек, 14:12
Административные барьеры на стройке. Опрос московских девелоперов Город, 01 дек, 13:12
Доля ипотеки в сделках с элитными новостройками Москвы упала в 2 раза Деньги, 01 дек, 12:34
Названы регионы с наибольшим снижением цен на аренду домов Деньги, 01 дек, 12:00
ЦИАН назвал мегаполисы с наибольшими темпами роста предложения новостроек Жилье, 01 дек, 11:18
ЦБ зафиксировал снижение объемов выдачи ипотеки Деньги, 01 дек, 10:23
Какие правовые нормы о недвижимости и ЖКХ заработают в декабре 2022 года Город, 01 дек, 00:05
В России еще не научились делать торговые центры
Городская недвижимость ,  
0 

В России еще не научились делать торговые центры

Подход к девелопменту торговых центров в России еще далек от принятого на Западе. В первую очередь это относится к разработке концепции ТЦ, которой нередко пренебрегают не только девелоперы, но и архитекторы. В России также еще не представлены все форматы ТЦ, которые давно нашли воплощение на Западе. Что касается перспектив развития рынка ТЦ в России, то следует ожидать создания новых форматов, воплощения в жизнь все более профессиональных концепций и прихода новых торговых марок.

Вчера на конференции "Маркетинг торгового центра: от концепции до арендной политики" участники рынка торговой недвижимости обсудили особенности его дальнейшего развития. Как оказалось, в России подход к девелопменту торговых центров (ТЦ) еще далек от принятого на Западе. В первую очередь это относится к разработке концепции ТЦ, которой нередко пренебрегают не только девелоперы, но и архитекторы. В России также еще не представлены все форматы ТЦ, которые давно нашли воплощение на Западе. Выбор же арендаторов очень ограничен, из-за чего практически в каждом ТЦ в Москве и других городах можно встретить одни и те же магазины. Еще одним значительным недостатком российских торговых центров является зачастую не самый дружелюбный персонал – хотя сама идея торговой недвижимости, как ее понимают на Западе, неразрывно связана с созданием для посетителей максимально комфортных условий и доброжелательной атмосферы. Что касается перспектив развития рынка ТЦ в России, то следует ожидать создания новых форматов, воплощения в жизнь все более профессиональных концепций и прихода новых торговых марок.

Развитию рынка торговых центров в России сопутствует масса проблем, связанных с особенностями девелопмента коммерческой недвижимости такого рода. Прежде всего, далеко не все инвесторы и девелоперы ТЦ привлекают специализированные консалтинговые компании, которые должны создать оптимальную концепцию торгового центра. А от концепции напрямую зависит доходность этого бизнеса. И если ряд современных ТЦ были построены по какой-либо корректной концепции, то для совсем небольшого объекта был создан и "раскручен" бренд. По словам управляющего директора ICG London, архитектора Королевского института архитекторов Великобритании Клайва Вуджера, ошибка многих российских девелоперов заключается в том, что они рекламируют лейбл, марку, а не бренд. Еще одно принципиальное отличие российского рынка ТЦ от зарубежного заключается в отсутствии четко прописанной корпоративной культуры.

Между тем, в США и на Западе каждый уважающий себя торговый центр имеет собственную миссию и ценности, а также публично рассказывает о своей кадровой политике, социальной ответственности, отношении к вопросам экологии и т.д. Как правило, с подобной информацией можно ознакомиться на веб-сайте торгового центра. Кстати, в России при рекламе ТЦ его владельцы зачастую пренебрегают возможностями Интернета, и не тратят средства на создание привлекательного сайта. Еще одним существенным недостатком управления ТЦ в России является высокая текучка кадров в отрасли. Как отмечают эксперты, в России можно вырастить или привлечь хороших специалистов, но очень трудно их удержать. Как отмечает генеральный директор Leeds Property Group Елена Флоринская, средняя норма ротации обслуживающего персонала в гипер- и супермаркетах составляет 100%, то есть в течение одного года кадровый состав меняется полностью. Естественно, такая ситуация не отражается положительно на качестве услуг ТЦ.

Россию также ожидает приход новых форматов торговых центров. Например, речь идет о так называемых outlet-центрах, товары в которых продают сами производители, то есть нет наценки организаций-посредников. Еще один формат – это streep-центры, представляющие собой малоэтажные капитальные строения, которые располагаются в ряд одно за другим. Такой формат по своей концепции напоминает хорошо распространенные в восточных странах торговые ряды. Правда, подобные центры все-таки представляют собой хорошо оборудованные магазины.

Также следует ожидать прихода в Россию действительно многофункциональных торговых центров, в которых есть все для активного и пассивного отдыха. Например, на Западе такие ТЦ включают в себя, помимо кино, магазинов и ресторанов, еще и площадки для гольфа и места для рыбной ловли. Наконец, в ТЦ будет представлен гораздо более широкий спектр арендаторов. Да и самих торговых центров становится все больше: по данным Colliers International, в 2006 году только в Москве будет введено в строй 1,3 млн кв. м торговых площадей.

Вера Ковалева

Главное Лента