Государство будет строить в долг
Вчера первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Юрий Росляк заявил, что через несколько лет в России может появиться долговое агентство, при помощи которого города будут занимать средства для решения важных муниципальных задач. К последним относятся, в частности, строительство социального жилья, объектов инфраструктуры, дорог и т.д. Лоббированием создания долговых агентств занимается на федеральном уровне Международная ассамблея столиц и крупных городов (МАГ), которая в ближайшее время представит в Правительство РФ соответствующие рабочие документы с поправками в законодательство. По мнению авторов поправок, долговые агентства могли бы успешно существовать в России, обеспечивая муниципалитетам доступ к средствам для решения важных задач в области строительства и иных социально значимых отраслях.
Вчера в рамках Шестой конференции "Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики" Юрий Росляк заявил, что следует тщательно проработать инициативу создания в России долгового агентства. "Подобное агентство могло бы консолидировать усилия регионов по осуществлению крупных и высококачественных займов, - отметил Ю.Росляк. - Оно могло бы дать существенную бюджетную экономию и способствовать появлению нового рынка бумаг в России". Интересно, что на Западе долговые агентства успешно работают уже более 100 лет. Они представляют собой аналог банка, в котором муниципальные субъекты могут взять кредит на решение текущих социальных задач, таких как строительство транспортной инфраструктуры и др. Агентства являются конкурентами банков и выгодно отличаются от них более низкими процентными ставками.
Долговые агентства консолидируют займы всех городов страны, включая самые мелкие города и небольшие займы, в один большой высоколиквидный заем путем выпуска облигаций, обеспеченных гарантиями государства. Эти облигации котируются на бирже и являются привлекательными ценными бумагами для инвесторов. Сами долговые агентства имеют статус государственных организаций и подвергаются строгому контролю со стороны государства. Как объясняет один из идеологов создания в России долгового агентства председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы Сергей Пахомов, в настоящее время доходов многих муниципалитетов не хватает для строительства и модернизации инфраструктуры. При этом для многих территорий России единственным источником дохода являются дотации, получаемые из федерального бюджета на строго определенные цели. Для решения других задач муниципалитеты вынуждены брать в банках кредиты, которые обычно выдаются на срок до 1 года и имеют высокие процентные ставки. Так, в 2005 году муниципалитеты России привлекли банковских кредитов на сумму 59 млрд руб. По мнению генерального директора девелоперской компании "АРТ-Билдинг" Андрея Анохина, создание долговых агентств является прогрессивной мерой, поскольку данные организации смогут составить банкам здоровую рыночную конкуренцию.
Создание долгового агентства позволило бы государство занять средства на российском фондовом рынке. К настоящему времени на фондовом рынке уже сложится сегмент объемом около 160 млрд руб., представленный субфедеральными и муниципальными облигациями. Лидеры рынка облигаций, в том числе Москва, сейчас привлекают заемные средства под процент ниже инфляции. Например, в 2005 году столица занимала средства в рублях под 6-8% годовых, сроком до 10 лет, при инфляции, превышающей 11%. Однако если заем Москвы еще более или менее ликвиден, то облигации мелких муниципалитетов почти не интересуют инвесторов. Преимущества облигаций долгового агентства в том, что они объединяют в себе займы сразу многих муниципалитетов. Еще одна важная особенность долговых агентств в том, что они позволяют муниципалитетам привлекать средства не только для решения текущих задач, но и для осуществления стратегических инвестиционных проектов.
Вера Ковалева