Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Axios назвало афроамериканца возможным новым главой Пентагона Политика, 02:45 На что Валерий Меладзе тратит больше всего денег РБК и ВТБ Привилегия, 02:29 Несколько человек погибли при столкновении Lada и поезда на Кубани Общество, 02:14 ООН предупредила об опасности конфликта после убийства ядерщика в Иране Политика, 01:55 Не стало клавишника группы «Дюна» Андрея Апухтина Общество, 01:46 Не главное: какую роль в жизни поколения Z играет секс Совместный проект, 01:32 Рогозин назвал причину увольнения главы ЦЭНКИ Охлопкова Общество, 01:26 В двух странах Европы обнаружили птичий грипп Общество, 01:19 Какие возможности для игр открывает новая консоль PlayStation 5 РБК и PlayStation, 00:40 Венгрия оценила сроки начала производства российской вакцины от COVID Общество, 00:30 В ВОЗ заявили о заинтересованности в российской вакцине от COVID-19 Политика, 00:21 COVID-19 и нет зрителей. Чего ждать от старта Кубка мира по биатлону Спорт, 00:00 Товар — лицо: как дипфейки помогут Голливуду, рекламщикам и программистам Pro, 00:00 Vnukovo Country Club: пространство для развития детей РБК и Vnukovo Country Club, 27 ноя, 23:49
Коммерческая недвижимость уходит в провинцию
Городская недвижимость ,  
0 

Коммерческая недвижимость уходит в провинцию

Участники рынка коммерческой недвижимости готовятся к региональной экспансии.

Управляющие коммерческой недвижимостью предсказывают в течение ближайших двух лет перенасыщение Москвы этим видом недвижимости, следствием которого станет выход девелоперов и управляющих в регионы. Такое мнение высказал представитель компании Stiles & Ryabokobylko Евгений Попов на пресс-конференции в четверг. Впрочем, пока доходность этих проектов в регионах довольно низка на фоне высоких рисков, что делает такие проекты не очень привлекательными для инвесторов. Этот сдерживающий фактор, впрочем, вскоре должен утратить свою силу с насыщением столичного рынка и падением уровня доходности на нем.

В настоящее время львиная доля новых офисных и торговых центров строится в Москве и Санкт-Петербурге. Однако некоторые проекты реализуются и в регионах, причем чем дальше от центра на восток, тем торговых и офисных центров становится меньше. Например, по данным компании Stiles & Ryabokobylko, в Казани, которая является одним из самых развитых регионов в новой России после двух столиц, реализовано более 15 проектов в области торговой недвижимости, в то время как в Новосибирске существует 2–3 торговых центра устаревшего образца. При этом характерно, что потребность в офисных центрах в регионах очень велика. Эту особенность отмечают практически все специалисты рынка – нередки случаи, когда в регионе не только невозможно разместить офис крупной международной компании, но и имеющихся нехитрых офисов не хватает на всех желающих местных бизнесменов. Однако, несмотря на высокую потребность в офисных центрах, специалисты считают, что проникновение рынка коммерческой недвижимости в регионы начнется с торговых центров. «Проекты в области торговой недвижимости являются более масштабными, а значит, способны приносить большую прибыль по сравнению с офисными проектами, – считает Евгений Попов. – Успех торговых центров, даже несмотря на не столь высокую покупательную способность населения в регионах по сравнению с Москвой, будет затмевать успех торговых центров». Впрочем, по мнению Евгения Попова, это касается хорошо спланированных и просчитанных торговых центров.

Вслед за торговыми центрами в российских регионах начнут строиться офисные центры. Причем эксперты также предсказывают успех данному направлению. По их мнению, затраты на строительство офисных центров в регионах ниже московских, а международные компании, которые в них будут размещаться, уже привыкли к московским ставкам арендной платы. Этот фактор способен существенно повысить доходность таких центров в регионах. Вслед за офисной в регионы придет складская, производственная и гостиничная недвижимость. Причем гостиницы, по мнению экспертов, будут распространены не дорогие – не более трех звезд – предназначенные для командированных. Москву при этом через два года ждет перенасыщение коммерческой недвижимостью. Однако по-прежнему будут прибыльными проекты по строительству складских и логистических центров в Подмосковье. Ленинградская же область привлекательна в первую очередь для строительства промышленной недвижимости под размещение производств. Производители уже начали освоение этого региона, в частности свои заводы строят здесь Coca-Cola, Caterpillar, Philip Morris и другие. «Российские регионы отстают по развитию коммерческой недвижимости от Москвы на несколько лет, – считает вице-президент Российской гильдии риэлтеров Андрей Гусев. – Москва в свою очередь отстает от Европы и США на несколько лет». По его мнению, отставание связано с целым рядом фактором, в числе которых высокая рискованность таких инвестиций из-за непрозрачности регионального рынка. «В Москве уже почти все деньги, вкладывающиеся в коммерческую недвижимость, являются чистыми, – утверждает он. – Хотя они и не такие чистые, как на западе. В регионах этого нет».

Г-н Гусев также считает, что одним из серьезных препятствий на пути инвестиций в региональную коммерческую недвижимость является отсутствие надежных партнеров в регионах. «Не имея в регионе надежного проверенного партнера, лучше даже не начинать проект, – говорит он. – Это очень большой риск, который может привести к потере средств». Участники рынка полагают, что инвестиции в региональную коммерческую недвижимость сдерживают также высокие политические риски, выражающиеся в непредсказуемом поведении местных администраций, а также непрозрачность рынка, отсутствие аналитических баз и отсутствие разветвленной транспортной системы, которая позволила бы развиваться торговым центрам. При этом Евгений Попов из Stiles & Ryabokobylko указывает на более низкую, по сравнению с Москвой, доходность коммерческой недвижимости в регионах. «Конечно, доходность очень сильно зависит от каждого конкретного проекта, – считает он. – Я уверен, что в регионах есть высокодоходные офисные и торговые центры, но в целом по рынку объемы продаж в торговых центрах на 20–30% ниже, чем в столице. Это связано с уровнем жизни населения. И, естественно, приводит к снижению доходности торговых центров. Точно такая же ситуация наблюдается в сегменте офисных центров». Похоже, что низкая доходность на фоне высоких рисков при строительстве коммерческой недвижимости в регионах и является главным сдерживающим фактором экспансии этого рынка в провинцию.

В частности, инвесторы указывают именно эту причину. «Как инвестор, я считаю, что доходность проектов в регионах должна быть выше вследствие более высокого риска, – считает директор по развитию «ПСБ-Инвест-Групп» Николай Вечер. – Инвестор должен получать премию за риск. Если в Москве и Санкт-Петербурге доходность готовых офисных зданий составляет 12–14% годовых, то в регионах такой проект должен приносить не менее 17%. Если же офисный центр строится с нуля, то доходность в регионе должна составлять 24% против 20% в Москве и Санкт-Петербурге. В противном случае мы просто не будем в него инвестировать». Очевидно, именно этот разрыв между представлениями инвесторов и реальной ситуацией и сдерживает развитие коммерческой недвижимости в регионах.

Елена Тофанюк

Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента