Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 730 300 руб +0.03%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Высокие потолки: плюсы, минусы, варианты оформления Недвижимость, 14:03
Шторы в спальне: основные тренды, выбор и уход Недвижимость, 09:56
Как покрасить холодильник: пошаговая инструкция и советы экспертов Недвижимость, 22 янв, 14:43
За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра Недвижимость, 22 янв, 10:18
Элитное жилье в Москве подорожало в полтора раза за год Недвижимость, 21 янв, 17:44
Названы девелоперы с самой высокой выручкой в Новой Москве Недвижимость, 21 янв, 15:28
Ипотека для ИП и самозанятых: как получить кредит в 2022 году Недвижимость, 21 янв, 14:00
ЦИАН выяснил, кому сложнее всего снять квартиру в Москве Недвижимость, 21 янв, 13:56
Риелторы назвали округа Москвы с самым сильным ростом цен на новостройки Недвижимость, 21 янв, 11:24
Рост или падение: что будет с ценами на новостройки в 2022 году Недвижимость, 21 янв, 09:56
В России выросло число нотариальных сделок с недвижимостью Недвижимость, 20 янв, 17:55
ГД приняла в 1-ом чтении законопроект о росте штрафов для коммунальщиков Недвижимость, 20 янв, 17:21
Риелторы назвали минимальную стоимость аренды жилья в Москве Недвижимость, 20 янв, 16:33
В «Дом.РФ» и ВЦИОМ оценили планы россиян по улучшению жилищных условий Недвижимость, 20 янв, 13:22
Коммерческая недвижимость уходит в провинцию
Городская недвижимость ,  
0 

Коммерческая недвижимость уходит в провинцию

Участники рынка коммерческой недвижимости готовятся к региональной экспансии.

Управляющие коммерческой недвижимостью предсказывают в течение ближайших двух лет перенасыщение Москвы этим видом недвижимости, следствием которого станет выход девелоперов и управляющих в регионы. Такое мнение высказал представитель компании Stiles & Ryabokobylko Евгений Попов на пресс-конференции в четверг. Впрочем, пока доходность этих проектов в регионах довольно низка на фоне высоких рисков, что делает такие проекты не очень привлекательными для инвесторов. Этот сдерживающий фактор, впрочем, вскоре должен утратить свою силу с насыщением столичного рынка и падением уровня доходности на нем.

В настоящее время львиная доля новых офисных и торговых центров строится в Москве и Санкт-Петербурге. Однако некоторые проекты реализуются и в регионах, причем чем дальше от центра на восток, тем торговых и офисных центров становится меньше. Например, по данным компании Stiles & Ryabokobylko, в Казани, которая является одним из самых развитых регионов в новой России после двух столиц, реализовано более 15 проектов в области торговой недвижимости, в то время как в Новосибирске существует 2–3 торговых центра устаревшего образца. При этом характерно, что потребность в офисных центрах в регионах очень велика. Эту особенность отмечают практически все специалисты рынка – нередки случаи, когда в регионе не только невозможно разместить офис крупной международной компании, но и имеющихся нехитрых офисов не хватает на всех желающих местных бизнесменов. Однако, несмотря на высокую потребность в офисных центрах, специалисты считают, что проникновение рынка коммерческой недвижимости в регионы начнется с торговых центров. «Проекты в области торговой недвижимости являются более масштабными, а значит, способны приносить большую прибыль по сравнению с офисными проектами, – считает Евгений Попов. – Успех торговых центров, даже несмотря на не столь высокую покупательную способность населения в регионах по сравнению с Москвой, будет затмевать успех торговых центров». Впрочем, по мнению Евгения Попова, это касается хорошо спланированных и просчитанных торговых центров.

Вслед за торговыми центрами в российских регионах начнут строиться офисные центры. Причем эксперты также предсказывают успех данному направлению. По их мнению, затраты на строительство офисных центров в регионах ниже московских, а международные компании, которые в них будут размещаться, уже привыкли к московским ставкам арендной платы. Этот фактор способен существенно повысить доходность таких центров в регионах. Вслед за офисной в регионы придет складская, производственная и гостиничная недвижимость. Причем гостиницы, по мнению экспертов, будут распространены не дорогие – не более трех звезд – предназначенные для командированных. Москву при этом через два года ждет перенасыщение коммерческой недвижимостью. Однако по-прежнему будут прибыльными проекты по строительству складских и логистических центров в Подмосковье. Ленинградская же область привлекательна в первую очередь для строительства промышленной недвижимости под размещение производств. Производители уже начали освоение этого региона, в частности свои заводы строят здесь Coca-Cola, Caterpillar, Philip Morris и другие. «Российские регионы отстают по развитию коммерческой недвижимости от Москвы на несколько лет, – считает вице-президент Российской гильдии риэлтеров Андрей Гусев. – Москва в свою очередь отстает от Европы и США на несколько лет». По его мнению, отставание связано с целым рядом фактором, в числе которых высокая рискованность таких инвестиций из-за непрозрачности регионального рынка. «В Москве уже почти все деньги, вкладывающиеся в коммерческую недвижимость, являются чистыми, – утверждает он. – Хотя они и не такие чистые, как на западе. В регионах этого нет».

Г-н Гусев также считает, что одним из серьезных препятствий на пути инвестиций в региональную коммерческую недвижимость является отсутствие надежных партнеров в регионах. «Не имея в регионе надежного проверенного партнера, лучше даже не начинать проект, – говорит он. – Это очень большой риск, который может привести к потере средств». Участники рынка полагают, что инвестиции в региональную коммерческую недвижимость сдерживают также высокие политические риски, выражающиеся в непредсказуемом поведении местных администраций, а также непрозрачность рынка, отсутствие аналитических баз и отсутствие разветвленной транспортной системы, которая позволила бы развиваться торговым центрам. При этом Евгений Попов из Stiles & Ryabokobylko указывает на более низкую, по сравнению с Москвой, доходность коммерческой недвижимости в регионах. «Конечно, доходность очень сильно зависит от каждого конкретного проекта, – считает он. – Я уверен, что в регионах есть высокодоходные офисные и торговые центры, но в целом по рынку объемы продаж в торговых центрах на 20–30% ниже, чем в столице. Это связано с уровнем жизни населения. И, естественно, приводит к снижению доходности торговых центров. Точно такая же ситуация наблюдается в сегменте офисных центров». Похоже, что низкая доходность на фоне высоких рисков при строительстве коммерческой недвижимости в регионах и является главным сдерживающим фактором экспансии этого рынка в провинцию.

В частности, инвесторы указывают именно эту причину. «Как инвестор, я считаю, что доходность проектов в регионах должна быть выше вследствие более высокого риска, – считает директор по развитию «ПСБ-Инвест-Групп» Николай Вечер. – Инвестор должен получать премию за риск. Если в Москве и Санкт-Петербурге доходность готовых офисных зданий составляет 12–14% годовых, то в регионах такой проект должен приносить не менее 17%. Если же офисный центр строится с нуля, то доходность в регионе должна составлять 24% против 20% в Москве и Санкт-Петербурге. В противном случае мы просто не будем в него инвестировать». Очевидно, именно этот разрыв между представлениями инвесторов и реальной ситуацией и сдерживает развитие коммерческой недвижимости в регионах.

Елена Тофанюк

Главное Лента