Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Недвижимость
«Коммерсантъ» узнал схему поставок турбин Siemens в Крым 06:26, Бизнес Пентагон выделил $1,8 млрд на разработку ядерных ракет нового поколения 06:14, Политика Госдеп рассказал о желании США улучшить отношения с Россией 05:39, Политика В Москве втрое выросло число разрешений на парковку для инвалидов 05:11, Общество В США полиция застрелила похитившего собственного ребенка россиянина 05:05, Общество СМИ узнали о сохранении запрета на полеты в Египет до конца года 04:22, Общество Волгоградский губернатор обвинил в природных пожарах поджигателей 03:57, Общество Politico узнал о недовольстве Трампа санкциями против России 03:45, Политика Главу Минфина США заподозрили в просмотре затмения со служебного самолета 03:33, Политика Пенс пообещал ужесточить санкции против Венесуэлы в интересах демократии 03:00, Политика СМИ сообщили о продаже «Открытием» доли в кипрском банке 02:54, Финансы Еврокомиссия ответила Берлускони на идею о параллельной валюте в Италии 02:38, Политика На газопроводе в Нижегородской области произошла вспышка газа 02:28, Общество Число жертв кораблекрушения в Бразилии достигло десяти человек 02:09, Общество В CNN признали полезность критики Трампа для поднятия рейтингов 01:57, Общество Катар объявил о восстановлении дипотоношений с Ираном 00:55, Политика ВЦИОМ оценил число недовольных роумингом россиян 00:03, Технологии и медиа Модная аномалия: почему в России растут продажи Chanel и Dior 00:03, Бизнес СМИ назвали причину смерти российского посла в Судане 00:01, Политика ЦСКА пятый год подряд сыграет в групповом раунде Лиги чемпионов 23 авг, 23:44, Спорт В Роттердаме отменили концерт из-за подозрительного автобуса из Испании 23 авг, 23:43, Общество Глава Большого театра пообещал добиться личной встречи с Серебренниковым 23 авг, 23:41, Общество МИД Судана выразил соболезнования в связи со смертью российского посла 23 авг, 23:25, Политика О трудовых правах должны знать все: работа – это не только обязанности 23 авг, 23:14, Партнерский материал Полиция задержала виновника ДТП на Волоколамском шоссе 23 авг, 23:14, Общество Угроза каждому: как госфинансирование культуры приводит к преступлениям 23 авг, 23:07, Общество В ЮАР пройдет первый легальный аукцион по продаже рогов носорога 23 авг, 22:55, Бизнес Посла России в Судане нашли мертвым в его доме 23 авг, 22:55, Политика
Антикризисный дизайн
25 мар, 2009 15:07
0
Антикризисный дизайн
В тяжелый период столичные компании столкнулись с необходимостью экономить. Сегодня они стали более предусмотрительно относиться к расходам, особенно к арендным платежам. Среди основных антикризисных задач появилась еще одна: сохранить функциональность офиса и комфортность рабочих мест на небольшой площади.

В тяжелый период столичные компании столкнулись с необходимостью экономить. Сегодня они стали более предусмотрительно относиться к расходам, особенно к арендным платежам. Среди основных антикризисных задач появилась еще одна: сохранить функциональность офиса и комфортность рабочих мест на небольшой площади.

Прощание с простором

По аналитическим оценкам экспертов рынка коммерческой недвижимости, только осенью 2008 года цены и арендные ставки снизились на 25-40%, а в 2009 году она может подешеветь еще на 20-40%. В последнем квартале спрос на офисы значительно сократился. "На рынке аренды в октябре 2008 года также резко увеличилась суммарная площадь экспонируемых объектов - на 57% по сравнению с сентябрем, а в ноябре она возросла еще на 6%, - говорит Денис Колокольников, генеральный директор компании RRG (консалтинг в сфере коммерческой недвижимости). - С октября началось уменьшение цен и в сегменте аренды, и в сегменте продажи. За октябрь снижение цены предложения на рынке купли-продажи составило 2,6%, за ноябрь она снизилась еще на 2,3%, до значения 6313 долл. за кв. м. Средняя арендная ставка в конце осени по сравнению с докризисными летними месяцами оказалась ниже на 19%".

Ситуация связана с тем, что многие компании в виде антикризисных мер сократили штат сотрудников, а также стали более взвешенно подходить к вопросу использования офисного метража. Некоторые решили выживать в кризисе с помощью радикальных мер - переезда в помещение меньшей площади или сокращения размеров собственного помещения, сдав излишки в субаренду. "Эта тенденция отразилась на организации пространства, - говорит Александр Бандуркин, партнер компании "Астарта престиж", производителя систем перегородок. - Клиенты стремятся планировать офисы более компактно, при этом сохраняя количество рабочих мест и функциональные зоны".

В тесноте, да не в обиде

Из-за высоких арендных ставок коммерческой недвижимости российские компании и ранее не отличались расточительностью в вопросах использования площадей. Однако чтобы произвести впечатление на клиентов и партнеров, под зону ресепшн чаще отводили просторные помещения. При этом отделка также должна была удивить посетителя дороговизной и стилем. Кризис заставляет пересматривать ориентиры. Например, компании-аутсорсеры - PR-агентства, тренинговые, консалтинговые фирмы - в планировке вообще могут отказаться от фронт-офиса. "В основном мы проводим выездные встречи на территории заказчика. Так удобнее обеим сторонам: клиент не отвлекается от своей работы, а наши менеджеры получают наглядное представление о деятельности компании-партнера, - говорит Сергей Пархоменко, генеральный директор PR-агентства "Идеи&Решения". - Для гостей в офисе есть приватная зона, где можно побеседовать и попить чаю".

Отказаться от приемной директора - рациональный шаг для многих организаций. Помощника может заменить секретарь с ресепшн, там же могут подождать гости руководителя.

Залы для брифингов, переговоров и семинаров, которые тоже являются частью фронт-офиса, можно заменить одним помещением с многофункциональной мебелью. Она за несколько минут изменит планировку под нужное мероприятие. "Если переговорную комнату разместить рядом с кабинетом руководителя и установить между ними раздвижную систему перегородок, то изменяться сможет не только назначение, но и площадь помещения, - поясняет эксперт "Астарта престиж". - Подобным образом могут разделяться также две маленькие переговорные или переговорная и зона отдыха".

В пределах комфорта

Однако такие компании, как банки, страховые фирмы, клиники, ни при каких обстоятельствах не пожертвуют клиентской зоной. Комфортный зал ожидания для них - залог удобства посетителей, а значит, эффективной работы.

В этом случае оптимизировать стремятся рабочую зону. В пример можно привести фитнес-центры, где клиентская зона - тренажерный или спортивный залы. Помещения для сотрудников здесь могут быть совсем небольшие. "Кабинет для менеджеров у нас всего 8 квадратных метров, в нем - шесть рабочих мест для девяти человек, - говорит Денис Дёмочкин, представитель спортцентра Zebra Fitness. - Они работают по сменам, места хватает всем. Площадь занимают только столы и тумбочки, для документов и личных вещей используем навесные полки".

Во многих случаях эффективнее отказаться от кабинетной системы и разместить сотрудников в открытом пространстве. Однако его тоже необходимо использовать рационально. "Если изначально помещение не разбито на кабинеты, то делать это с помощью капитальных стен, проводя ремонт, по мнению экспертов "Астарта престиж", не стоит. "Если использовать мобильные перегородки, то можно в доступном исполнении создать отдельные кабинеты для менеджеров, - поясняет Александр Бандуркин. - При этом конструкции высотой 2 метра не нарушают принцип открытой планировки и позволяют использовать единую систему вентиляции и кондиционирования в помещении".

Ставка на эргономичность

Безусловно, сокращение рабочего пространства компаний - это вынужденная мера. Но психологи отмечают ряд преимуществ компактных офисов перед масштабными. "В небольших фирмах зачастую выше сплоченность коллектива, крепкий командный дух, положительная атмосфера, целеустремленность сотрудников, ориентация на результат", - считает психолог-тренер Андрей Мамонтов. Компактный "open space" позволяет всем сотрудникам быть в курсе происходящих событий, особенно если идет работа над общим проектом. Переговорная, смежная с кабинетом руководителя, - это не только постоянный контроль, но и необходимая помощь в ответственный момент.

Навесные полки вместо шкафов и тумбочек позволяют нужным документам быть на расстоянии вытянутой руки и экономить как минимум 20 рабочих минут в день на хождение по офису.

Оптимизируя офисное пространство, можно параллельно найти эффективные решения перераспределения функционала сотрудников. Например, вместо личного помощника директора можно взять еще одного менеджера, а задачи первого переложить на секретаря.

"Небольшой офис скорее непривычно, чем плохо, - считает Алена Филинова. - Отсутствие кухни, например, это возможность прогуляться в обеденный перерыв, попробовать блюда разных ресторанов, лучше узнать район". Также психологи рекомендуют пятиминутки кофе-брейков проводить стоя с чашками. За это время можно снять стресс, быстро обменяться оперативной информацией, проблемами и даже найти неожиданное решение.

Светлана Топал 

Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости