Бюро недвижимости "Агент 002": покупка жилья – вопрос не только экономики, но и психологии
Недавно американские социологи установили, что распространенное мнение о том, что представители Поколения Y, в отличие от своих родителей, бэби-бумеров, не хотят обзаводиться недвижимостью - ошибочно.
Поколение Y (миллениалс) - это лица в возрасте от 15 до 32, на сегодняшний день самая многочисленная возрастная группа в США, насчитывающая 77 миллионов человек (примерно четверть населения страны). Считается, "миллениалс" склонны затягивать со вступлением во взрослую жизнь - покупкой собственного жилья или арендой, что во многом эксперты связывают с финансовым кризисом. Однако недавнее исследование, проведенное среди 1241 человек данной возрастной группы, показало, что 36% опрошенных лиц уже владеют недвижимостью. А из тех, кто не владеет, 70% намерено обзавестись собственным жильем к 30 годам.
"Нас заинтересовали результаты этого исследования, поскольку мы видим здесь определенную параллель с Россией, - говорит Леонид Меньшиков, генеральный директор бюро недвижимости "Агент 002". - Во-первых, для россиян домовладение было исторически архиважно (как и для бэби-бумеров, предпочитавших брать ипотеку на 50 лет). Во-вторых, в России представителей Поколения Y, как и в Америке, насчитывается порядка четверти населения страны (около 40 млн человек). Силами нашей компании мы неоднократно проводили исследование среди жителей Московского региона, которое дало нам представление о том, что в Москве сложился платежеспособный спрос у молодежи, готовой покупать, но не видящей качественного предложения по доступной им цене. В то же время часть молодежи, напротив, не может позволить себе не то что купить - даже арендовать жилье и в кризис отказалась от аренды и вернулась домой к родителям. Что также вполне соответствует американской тенденции".
С другой стороны, аналитики бюро недвижимости "Агент 002" уже подсчитывали, что в Москве расходы на аренду и покупку жилья в ипотеку сопоставимы. Между тем, беря ипотечный кредит, заемщик становится собственником. Насколько важно это для молодой группы покупателей? Многие из них, в том числе, сильно подвержены эмигрантским настроениям. Сегодня довольно большая категория образованной молодежи, хорошо зарабатывающей и много путешествующей (прежде всего, это лица, чья профессия дает им возможность работать без привязки к конкретной стране и языку - программисты, дизайнеры, фотографы) активно интересуется возможностью купить какую-нибудь незатейливую хижину в Юго-Восточной Азии или в странах Карибского бассейна. "Мы для себя сделали вывод, что покупка жилья в Москве - это уже не только экономический вопрос, но и психологический. Ведь если бы вы купили квартиру стоимостью 6 млн рублей год назад, то сегодня ее стоимость с учетом капитализации составила бы 6,3 млн рублей (по данным аналитического центра ГдеЭтотДом.ру, за год цены выросли на 5,7%). Доходность от аренды за год составила бы 360000 рублей (арендная ставка такой квартиры - около 30000 рублей в месяц). Если бы вы разместили ту же сумму на год на депозите, то минимум заработали бы 600000 рублей (под 10% годовых, но можно найти гораздо более выгодные программы по вкладам)"», - заключает Меньшиков.