В ближайшее время рынок торговой недвижимости ожидает борьба форматов
По данным "Аналитического консалтингового центра МИЭЛЬ" в Москве в 2008 году были введены в эксплуатацию 15 торговых центров. Прирост качественных торговых площадей относительно предыдущего 2007 года составил 415 тыс. кв. м.
Кризис двояко отразился на вводе новых торговых центров. Открытие ряда проектов было перенесено на более поздние сроки ввода. Однако девелоперы тех объектов, строительство которых было практически окончено, бросили значительную часть сил на завершение своих недостроенных проектов. Это позволило в прошедшем году ввести 45% от заявленных на начало года торговых центров. В 2007 году этот показатель составлял 51%. В результате общий объем предложения торговых центров Москвы к 2009 году составил 3 млн кв. м.
Обеспеченность торговыми центрами жителей Москвы на сегодняшний день составляет 224 кв. м на 1000 жителей, что ниже среднеевропейского уровня, где данный показатель равняется 400 - 600 кв. м на 1000 жителей, и существенно ниже уровня США с показателями в 1200 - 1500 кв. м на 1000 жителей.
Наибольшее количество торговых центров располагается в центре города. Наименее обеспеченными качественной торговой недвижимостью остаются жители ВАО, где высокая доля устаревших форматов торговли тормозит развитие новых проектов.
В целом, к концу года количество предложений на рынке значительно превысило спрос. Если в первой половине 2008 года вакантные площади в качественных торговых центрах составляли 3-5%, и отмечалось увеличение спроса, то в настоящее время свободные торговые площади составляют уже 5-10%.
Традиционно спросом пользуются помещения площадью 50-250 кв. м. Примечательно также и то, что с каждым годом растет количество заявок на большие площади от 1 000 кв. м.
Несмотря кризисное снижение арендных ставок в IV квартале на -8,1%, темп годового прироста арендных ставок превзошел ожидания и составил 23,8%. Цены продаж за 12 месяцев в среднем повысились на 16,5%.
"В ближайшее время мы будем говорить не о насыщении рынка качественными торговыми центрами, а о борьбе форматов, - считает Айдар Галеев, Руководитель Департамента коммерческой недвижимости "АКЦ МИЭЛЬ". - Прогнозируемое изменение потребительских предпочтений в сторону "среднего" и "ниже среднего" ценового сегмента даст толчок развитию более демократичных форматов торговли. Большим спросом будут пользоваться торговые площади, расположенные в месте наивысшего сосредоточения покупательских потоков".