Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 600 100 руб +3%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 13 июля Общество, 07:47 «Коммерсантъ» сообщил о негласном визите Трутнева в Хабаровский край Политика, 07:39 Экс-полицейские из Приморья предстанут перед судом за убийство на охоте Общество, 07:14 Власти приступили к реформе российской «мягкой силы» Политика, 07:00 В ЦБ сообщили о новой схеме мошенничества с рекламой во время эпидемии Общество, 06:38 Почти 2,5 тыс. крупных компаний получили отсрочку по налогам Экономика, 06:04 В Нижегородской области при крушении самолета Ан-2 погиб человек Общество, 05:38 На Сахалине эвакуировали более 140 детей из детсада Общество, 05:22 РЖД приостановили продажу билетов на несколько поездов на юг из-за аварии Общество, 05:00 Эксперты включили четверть россиян в группу риска при хищениях с карт Финансы, 05:00 Минтруд предварительно одобрил компенсацию работникам на удаленке Общество, 04:45 Главреда телеканала «Царьград» оштрафовали за фейки о коронавирусе Технологии и медиа, 04:14 В США покончил с собой внук Элвиса Пресли Общество, 03:45 Президент Сербии опроверг сообщения о причастности России к протестам Политика, 03:21
Столичным магазинам и супермаркетам не хватает бойких торговых мест
Городская недвижимость ,  
0 

Столичным магазинам и супермаркетам не хватает бойких торговых мест

Количество торговых центров в Москве растет с каждым днем, как и конкуренция между ними. Но арендаторы от этого только выигрывают: впервые за последние пять лет арендные ставки наконец-то стабилизировались, а концепция каждого нового объекта стала тщательно продумываться. Между тем парадокс ситуации в том, что качественных торговых площадей городу по-прежнему не хватает, - пишут "Новые известия".

Дефицит ощущается в первую очередь на рынке street-retail - так называемых торговых коридоров Москвы. Это порядка пятнадцати улиц в исторической части города с хорошей транспортной доступностью, через которые по определению проходит большой людской поток, и аренда на них очень дорогая. Самый известный из коридоров - Тверская улица, где очередь арендаторов расписана на много лет вперед. Только за последний год рост ставок в "коридорном" сегменте составил 5-8%. Такая ситуация заставляет мелких арендаторов уходить в торговые центры (ТЦ), уступая место крупным сетям.

С торговыми же центрами ситуация противоположная - рынок находится в состоянии стагнации. Сегодня в Москве порядка полусотни современных ТЦ, и даже на самые привлекательные площади цены растут все медленнее и, по прогнозам аналитиков, скоро вовсе замрут. На окраинах города они уже перестали расти. Средние цены на аренду площадей в торговых центрах, по данным компании Knight Frank, составляют 900-1,3 тыс. долларов за 1 кв. метр в год, не включая НДС (рост за первые шесть месяцев 2005 года - 4-5%). По данным же других участников рынка, ставки несколько выше. Например, эксперты компании 4Rent Estate считают, что средние цены сегодня держатся на уровне 1,2-1,4 тыс. долларов за 1 кв. метр в год, а максимальные доходят до 2,35-2,5 тыс. долларов.

Но о насыщенности рынка торговых площадей в Москве говорить пока рано. Спрос на качественные объекты по-прежнему высок. Причем теперь арендаторам требуются площадки с тщательно продуманной концепцией, с удобным расположением там, где проходят большие потоки людей. Понятно, что такие места обычно в центре города, а там все приличные площади уже заняты. Поэтому девелоперы ищут новые возможности. Например, реализуют концепции подземных комплексов, которые наверняка будут востребованы рынком. Среди строящихся "подземок" - торговые комплексы "Павелецкая площадь", "Пушкинская площадь", "Площадь Тверской заставы", которые сдадут в 2006 году.

На земле между тем свободных площадей все меньше. В конце 2004 года, по данным компании Noble Gibbons, их доля в ТЦ в центре города не дотянула и до 1%. В наиболее выгодно расположенных объектах все, как правило, сдается еще до окончания строительства. В комплексах, удачных с точки зрения места и концепции, к моменту их открытия остается не более 1-3% свободных площадей, а в центрах, которым не очень повезло с расположением или реализующих менее эффективную концепцию, этот показатель доходит до 5%.

Что же специалисты понимают под "удачной концепцией" торгового комплекса? Во-первых, удобное расположение для посетителей. Если рядом с метро - это уже 50% успеха. Во-вторых, планировка помещений. Она должна быть максимально рациональной и не напоминать лабиринт, в котором покупателям трудно ориентироваться. Территория ТЦ должна хорошо просматриваться, что важно и для покупателей, и для охраны. Особое значение имеет подбор арендаторов. Все новые комплексы ориентированы прежде всего на так называемых якорных арендаторов, занимающих значительные площади - от 500 до 1 тыс. кв. метров - и привлекающих основную массу клиентов.

Как показывает практика, наличие хотя бы трех крупных арендаторов увеличивает покупательский интерес к новому объекту в среднем на 50%. Но собственнику здания в погоне за "крупняком" не стоит забывать и о мелкой рыбке. И здесь предпочтение отдается узнаваемым брендам. Владельцы ТЦ очень щепетильны, и один из первых вопросов, который они задают потенциальному арендатору, - есть ли его магазины в других комплексах такого же формата.

Он-лайн заявки
на ипотеку
Новый раздел
РБК-Недвижимости
Подобрать квартиру