Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Майами за $45 млн выставили на продажу особняк с ванной от Захи Хадид Деньги, 15:14
«Дом.РФ» подсчитал, как изменились ставки по ипотеке в конце января Деньги, 13:29
Инвестиции в коммерческую недвижимость России выросли до нового максимума Деньги, 12:57
В «Домклик» рассказали об итогах ипотечного кредитования «Сбера» в январе Деньги, 11:09
Льготная IT-ипотека: новые условия программы для покупки жилья Деньги, 11:03
В Подмосковье заметно выросло предложение участков без подряда Загород, 10:33
Аналитики назвали лидеров по объемам строительства жилья в России Жилье, 02 фев, 19:16
Арендовать небольшой офис за пределами Сити по-прежнему сложно Новости компаний, 02 фев, 18:54
Риелторы назвали размер скидки при продаже новостроек в Москве Деньги, 02 фев, 15:34
Деньги в бетон: стоит ли инвестировать в недвижимость в 2023 году Деньги, 02 фев, 13:48
Эксперты назвали города с максимальным ростом цен на новостройки Деньги, 02 фев, 13:10
Налоговые последствия: НДФЛ при продаже квартиры для уехавших из России Мнения, 02 фев, 12:56
Риелторы назвали города Подмосковья — лидеры по росту цен на новостройки Деньги, 02 фев, 11:04
Росреестр зафиксировал рекорд по электронным сделкам с жильем в Москве Жилье, 02 фев, 09:11
Столичным магазинам и супермаркетам не хватает бойких торговых мест
Городская недвижимость ,  
0 

Столичным магазинам и супермаркетам не хватает бойких торговых мест

Количество торговых центров в Москве растет с каждым днем, как и конкуренция между ними. Но арендаторы от этого только выигрывают: впервые за последние пять лет арендные ставки наконец-то стабилизировались, а концепция каждого нового объекта стала тщательно продумываться. Между тем парадокс ситуации в том, что качественных торговых площадей городу по-прежнему не хватает, - пишут "Новые известия".

Дефицит ощущается в первую очередь на рынке street-retail - так называемых торговых коридоров Москвы. Это порядка пятнадцати улиц в исторической части города с хорошей транспортной доступностью, через которые по определению проходит большой людской поток, и аренда на них очень дорогая. Самый известный из коридоров - Тверская улица, где очередь арендаторов расписана на много лет вперед. Только за последний год рост ставок в "коридорном" сегменте составил 5-8%. Такая ситуация заставляет мелких арендаторов уходить в торговые центры (ТЦ), уступая место крупным сетям.

С торговыми же центрами ситуация противоположная - рынок находится в состоянии стагнации. Сегодня в Москве порядка полусотни современных ТЦ, и даже на самые привлекательные площади цены растут все медленнее и, по прогнозам аналитиков, скоро вовсе замрут. На окраинах города они уже перестали расти. Средние цены на аренду площадей в торговых центрах, по данным компании Knight Frank, составляют 900-1,3 тыс. долларов за 1 кв. метр в год, не включая НДС (рост за первые шесть месяцев 2005 года - 4-5%). По данным же других участников рынка, ставки несколько выше. Например, эксперты компании 4Rent Estate считают, что средние цены сегодня держатся на уровне 1,2-1,4 тыс. долларов за 1 кв. метр в год, а максимальные доходят до 2,35-2,5 тыс. долларов.

Но о насыщенности рынка торговых площадей в Москве говорить пока рано. Спрос на качественные объекты по-прежнему высок. Причем теперь арендаторам требуются площадки с тщательно продуманной концепцией, с удобным расположением там, где проходят большие потоки людей. Понятно, что такие места обычно в центре города, а там все приличные площади уже заняты. Поэтому девелоперы ищут новые возможности. Например, реализуют концепции подземных комплексов, которые наверняка будут востребованы рынком. Среди строящихся "подземок" - торговые комплексы "Павелецкая площадь", "Пушкинская площадь", "Площадь Тверской заставы", которые сдадут в 2006 году.

На земле между тем свободных площадей все меньше. В конце 2004 года, по данным компании Noble Gibbons, их доля в ТЦ в центре города не дотянула и до 1%. В наиболее выгодно расположенных объектах все, как правило, сдается еще до окончания строительства. В комплексах, удачных с точки зрения места и концепции, к моменту их открытия остается не более 1-3% свободных площадей, а в центрах, которым не очень повезло с расположением или реализующих менее эффективную концепцию, этот показатель доходит до 5%.

Что же специалисты понимают под "удачной концепцией" торгового комплекса? Во-первых, удобное расположение для посетителей. Если рядом с метро - это уже 50% успеха. Во-вторых, планировка помещений. Она должна быть максимально рациональной и не напоминать лабиринт, в котором покупателям трудно ориентироваться. Территория ТЦ должна хорошо просматриваться, что важно и для покупателей, и для охраны. Особое значение имеет подбор арендаторов. Все новые комплексы ориентированы прежде всего на так называемых якорных арендаторов, занимающих значительные площади - от 500 до 1 тыс. кв. метров - и привлекающих основную массу клиентов.

Как показывает практика, наличие хотя бы трех крупных арендаторов увеличивает покупательский интерес к новому объекту в среднем на 50%. Но собственнику здания в погоне за "крупняком" не стоит забывать и о мелкой рыбке. И здесь предпочтение отдается узнаваемым брендам. Владельцы ТЦ очень щепетильны, и один из первых вопросов, который они задают потенциальному арендатору, - есть ли его магазины в других комплексах такого же формата.

Главное Лента