Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Италия запретила полеты из Бразилии из-за нового штамма коронавируса Общество, 20:30 Мишустин назначил новых замминистров Дальнего Востока и Арктики Политика, 20:21 Мозякин первым в истории КХЛ сделал 500 результативных передач Спорт, 20:06 Подарок на века: как выбрать по знаку зодиака РБК «Стиль» и Алроса, 19:54 СМИ узнали о выходе страховщика из «Северного потока-2» из-за санкций США Политика, 19:48 Матыцин поддержал идею играть «Катюшу» вместо гимна на Олимпиаде Спорт, 19:44 Россия доставила в Аргентину вторую партию вакцины «Спутник V» Общество, 19:23 В Чечне расценили блокировку YouTube-канала «Ахмата» как «душение свобод» Спорт, 19:16 FT узнала о планах ЕС снизить «господство доллара» после эпохи Трампа Экономика, 19:06 Партия на двоих: Денис Родькин и Элеонора Севенард о классике балета РБК Cтиль и Louis Vuitton, 19:05 Прокуратура проверит смерть несовершеннолетнего на северо-востоке Москвы Общество, 18:42 Российские биатлонистки повторили лучший результат сезона в эстафете Спорт, 18:17 Фильмы, которые мы недооценили в 2020 году, но это еще можно исправить 18:16 ДНР и ЛНР передадут Украине группу пленных Политика, 18:12
Книжные магазины в России "сращиваются" с общепитом
 
0 

Книжные магазины в России "сращиваются" с общепитом

В условиях падения интереса россиян к чтению, относительного затоваривания книжного рынка и конкуренции с другими носителями информации, владельцы розничных книготорговых сетей идут проторенным западными коллегами путем "сращивания" с общепитом и развлекательными комплексами.

При книжных магазинах открываются кофейни и рестораны (или, наоборот, при них книжные магазины, что тоже неплохо), кино и театральные залы, игровые площадки для детей и т.д., то есть создаются зоны для отдыха и общения. Пока доля подобных супер- гипермаркетов невелика: по различным оценкам, она составляет около 5% в общем объеме всего книжного ритейла и к 2008 году может вырасти еще на 2%.

Это достаточно немного, но эксперты предрекают этому сегменту рынка большое будущее, опираясь на обнадеживающую статистику, согласно которой, рост продаж здесь составил около 30% по сравнению с годом предыдущим. Кстати, наибольшее увеличение продаж фиксируется в книжных дискаунтерах по понятным причинам – невысоким ценам. Потому весьма интересно, что рост покупок идет и в дорогом сегменте, который даже называют, книжным "бутиком", несмотря на повышенные цены.

Ничего не бывает бесплатно, но небольшой процент, удорожающий книгу, с лихвой окупается комфортом и сервисом, сказал в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" креативный директор сети книжных магазинов "Букбери" Валерий Абель. Другая интересная тенденция – это превращение новых торговых форматов в своеобразные клубы для культурного отдыха всех желающих, а не только библиофилов, где есть спрос на качественную продукцию, что весьма отличается от зарубежных аналогов. Как показывает практика, маркетологи основных игроков этого сегмента рынка магазинов "Лас-Книгас", "Проект О.Г.И", "Буквоед", "Букбери" и других правильно сделали ставку на менталитет российского человека, сохранившего с советских времен трепетное отношение к хорошей книге.

"Мы не торгуем, что называется, "попсой", а продаем хорошую литературу – классику, философию, литературоведение, - говорит в интервью телеканалу РБК менеджер книжного магазина "О.Г.И." Анна Изокар. - Это гуманитарный проект, который существует ради нашего удовольствия, ради удовольствия людей которые к нам приходят, потому что должны существовать маленькие недорогие магазины с интеллектуальными книгами".

Держателей таких магазинов не смущает, что люди приходят выпить чашечку кофе или даже рюмку водки, посмотреть фильм или спектакль, встретиться и поговорить с друзьями и уже попутно выбирают книжки. В отличие от "одноразовой" продукции, купленной в продуктовых супермаркетах или на лотках, их книги читатели не выбрасывают. Многие из новых форматов уже стали популярными клубными брендами, что играет на руку популяризации книжной продукции и в целом идет на пользу рынку.

Не случайно небогатые книжные ритейлеры, чей бизнес не дает быстрых и больших доходов, выделают часть остродефицитных площадей (в Москве дефицит около 20%) под непрофильные направления и, кроме того, участвуют в инвестициях. А, скажем, открытие кофейни или развлекательных сервисов при книжном магазине обходится предпринимателям в кругленькую сумму - до 150-200 тыс. долл. В "Букбери", например, около 10% площадей отдано общепиту. Кроме того, в этой сети стараются выделить как можно больше площади под книги, обращенные "лицом" к покупателю, чтобы дать больше пространства для рассмотрения. Меняется в магазинах-клубах и дизайн, интерьер здесь более домашний, есть кресла и столики для неспешного ознакомления с чтивом, продавцов стараются подбирать образованных, приятных в общении людьми, к которым можно обратится за советом, что бы интересного почитать.

Подобные торговые форматы пока распространены в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, что связано с неразвитостью книжной ритейловой сети в регионах и сосредоточением практически половины всей продукции в столичных областях. В регионах на 70-80 тыс. человек приходится один книжный магазин (в столичном регионе – на 60 тыс.). Потому в городах с населением менее 50 и даже 100 тыс. человек редко встретишь книжные магазины, в то время как на Западе один достаточно крупный bookstore обслуживает 10 тыс. человек. Тем самым участники рынка намерены избавляться от затоваривания в Центре продвижением в регионы, причем, продвигая туда не только дискаунтеры и "обычные" сети, но и, так сказать, элитарные "бутики" надеясь, скорее всего, небезосновательно, что со временем и они станут местными брендовыми клубами.

В последнее время обращает на себя внимание практика открытия книжных магазинов непосредственно издательствами, в основном из-за недостатка розничных торговых площадей. Так, издательство АСТ владеет сетью "Буква" - около 200 магазинов, издательство "Эксмо" аффилировано с сетями "Новый книжный" и "Буквоед". Однако эксперты такую практику не одобряют, полагая что, когда издательство открывает точку для продажи собственных книг, упор там делается только на продукцию этого издательства, и это нехорошо для клиента. "Не думаю, что это от хорошей жизни, и, скорее всего, с развитием книжной розницы, не зависящей от издательств, подобная тенденция пойдет на спад", - говорит г-н Абель. Еще стоит отметить, что участники рынка достаточно спокойно смотрят на снижение тиражей. Так, число книг, издаваемых 50-100-тысячными тиражами, ежегодно снижается на 6%. Сейчас среднестатистический тираж небестселлерной книги примерно 6-7 тыс. Эксперты полагают, что у этого неизбежного процесса, который прошли все развитые рынки, есть и положительная сторона. Ежегодно выдается "на-гора" 100 тыс. наименований, пусть и небольшими тиражами, потому продукции достаточно, чтобы удовлетворить самого взыскательного потенциального читателя, который сможет найти себе то, что соответствует его даже очень узким интересам и запросам.

Болезненный вопрос – цены, которые в последние два года растут на 10-15%, что "вытягивает" показатели роста рынка, хотя российские цены в 3-4 раза ниже стоимости книг в Европе. Ожидать снижения или стабилизации цен, даже в дискаунтерах, не приходится. Эксперты полагают, что для успешного развития книжного бизнеса цены на книги должны расти, но пропорционально доходам населения. Вопрос только в том, как достичь такой пропорции.

Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента