Лента новостей
Все новости Недвижимость
Эксперты сообщили о резком росте вложений иностранцев в российские активы 06:02, Экономика Протоиерей Смирнов назвал российских мужчин национальной катастрофой 05:47, Общество На круизном лайнере в Японии частично сняли карантин из-за коронавируса 05:17, Общество Небензя назвал количество выполняемых пунктов минских соглашений 05:13, Политика Греф назвал большой вызов для «всех старых компаний» 04:29, Экономика ПНС Ливии прекратило переговоры в Женеве после обстрела Триполи 04:16, Политика Шесть человек погибли в аварии в Калмыкии 03:32, Общество Число погибших от коронавируса превысило 2 тыс. человек 03:15, Общество Карантин для эвакуированных из Китая в Тюмень россиян завершился 03:10, Общество Россия рекордно снизила свое владение госбумагами США до $9,9 млрд 02:54, Экономика Число жертв нового коронавируса в Хубэе превысило 1,9 тыс. человек 02:37, Общество Комиссия ООН отложила сессию из-за невыдачи визы США дипломату из России 02:19, Политика Кудрин объяснил приход во власть «питерской» команды Собчака 02:04, Общество Трамп помиловал экс-губернатора Иллинойса за продажу места Обамы в сенате 02:01, Политика Дубль Холанда принес «Боруссии» победу над ПСЖ в Лиге чемпионов 01:13, Спорт «Ливерпуль» проиграл «Атлетико» в первом матче 1/8 финала Лиги чемпионов 00:57, Спорт Минобороны обвинило США в использовании оружия против Турции в Сирии 00:48, Политика Минобрнауки рекомендовало вузам продолжить обучать китайцев дистанционно 00:45, Общество Трамп назвал санкции против «дочки» «Роснефти» нацеленными на Венесуэлу 00:21, Политика «Газпром» разместил десятилетние евробонды на $2 млрд 00:06, Бизнес Власти решили изменить схему распределения частот под 5G в России 00:00, Технологии и медиа Бастрыкин взял на контроль дело о подготовке подростками терактов в Керчи 18 фев, 23:43, Общество Фонд семьи Евтушенкова с партнерами купит немецкие гипермаркеты Real 18 фев, 23:31, Бизнес В Конституцию впишут гарантии для экс-президентов и статус Совбеза 18 фев, 23:22, Политика Куратор приемных Медведева стала кандидатом на пост в правительстве 18 фев, 23:11, Политика Россия проиграла в споре с ЮКОСом на $50 млрд 18 фев, 23:09, Бизнес «Атлетико» и «Ливерпуль» играют в 1/8 финала Лиги чемпионов. Онлайн 18 фев, 23:00, Спорт Минтруд расширил список профессий для упрощенного получения гражданства 18 фев, 22:58, Общество
Книжные магазины в России "сращиваются" с общепитом
0
Книжные магазины в России "сращиваются" с общепитом

В условиях падения интереса россиян к чтению, относительного затоваривания книжного рынка и конкуренции с другими носителями информации, владельцы розничных книготорговых сетей идут проторенным западными коллегами путем "сращивания" с общепитом и развлекательными комплексами.

При книжных магазинах открываются кофейни и рестораны (или, наоборот, при них книжные магазины, что тоже неплохо), кино и театральные залы, игровые площадки для детей и т.д., то есть создаются зоны для отдыха и общения. Пока доля подобных супер- гипермаркетов невелика: по различным оценкам, она составляет около 5% в общем объеме всего книжного ритейла и к 2008 году может вырасти еще на 2%.

Это достаточно немного, но эксперты предрекают этому сегменту рынка большое будущее, опираясь на обнадеживающую статистику, согласно которой, рост продаж здесь составил около 30% по сравнению с годом предыдущим. Кстати, наибольшее увеличение продаж фиксируется в книжных дискаунтерах по понятным причинам – невысоким ценам. Потому весьма интересно, что рост покупок идет и в дорогом сегменте, который даже называют, книжным "бутиком", несмотря на повышенные цены.

Ничего не бывает бесплатно, но небольшой процент, удорожающий книгу, с лихвой окупается комфортом и сервисом, сказал в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" креативный директор сети книжных магазинов "Букбери" Валерий Абель. Другая интересная тенденция – это превращение новых торговых форматов в своеобразные клубы для культурного отдыха всех желающих, а не только библиофилов, где есть спрос на качественную продукцию, что весьма отличается от зарубежных аналогов. Как показывает практика, маркетологи основных игроков этого сегмента рынка магазинов "Лас-Книгас", "Проект О.Г.И", "Буквоед", "Букбери" и других правильно сделали ставку на менталитет российского человека, сохранившего с советских времен трепетное отношение к хорошей книге.

"Мы не торгуем, что называется, "попсой", а продаем хорошую литературу – классику, философию, литературоведение, - говорит в интервью телеканалу РБК менеджер книжного магазина "О.Г.И." Анна Изокар. - Это гуманитарный проект, который существует ради нашего удовольствия, ради удовольствия людей которые к нам приходят, потому что должны существовать маленькие недорогие магазины с интеллектуальными книгами".

Держателей таких магазинов не смущает, что люди приходят выпить чашечку кофе или даже рюмку водки, посмотреть фильм или спектакль, встретиться и поговорить с друзьями и уже попутно выбирают книжки. В отличие от "одноразовой" продукции, купленной в продуктовых супермаркетах или на лотках, их книги читатели не выбрасывают. Многие из новых форматов уже стали популярными клубными брендами, что играет на руку популяризации книжной продукции и в целом идет на пользу рынку.

Не случайно небогатые книжные ритейлеры, чей бизнес не дает быстрых и больших доходов, выделают часть остродефицитных площадей (в Москве дефицит около 20%) под непрофильные направления и, кроме того, участвуют в инвестициях. А, скажем, открытие кофейни или развлекательных сервисов при книжном магазине обходится предпринимателям в кругленькую сумму - до 150-200 тыс. долл. В "Букбери", например, около 10% площадей отдано общепиту. Кроме того, в этой сети стараются выделить как можно больше площади под книги, обращенные "лицом" к покупателю, чтобы дать больше пространства для рассмотрения. Меняется в магазинах-клубах и дизайн, интерьер здесь более домашний, есть кресла и столики для неспешного ознакомления с чтивом, продавцов стараются подбирать образованных, приятных в общении людьми, к которым можно обратится за советом, что бы интересного почитать.

Подобные торговые форматы пока распространены в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, что связано с неразвитостью книжной ритейловой сети в регионах и сосредоточением практически половины всей продукции в столичных областях. В регионах на 70-80 тыс. человек приходится один книжный магазин (в столичном регионе – на 60 тыс.). Потому в городах с населением менее 50 и даже 100 тыс. человек редко встретишь книжные магазины, в то время как на Западе один достаточно крупный bookstore обслуживает 10 тыс. человек. Тем самым участники рынка намерены избавляться от затоваривания в Центре продвижением в регионы, причем, продвигая туда не только дискаунтеры и "обычные" сети, но и, так сказать, элитарные "бутики" надеясь, скорее всего, небезосновательно, что со временем и они станут местными брендовыми клубами.

В последнее время обращает на себя внимание практика открытия книжных магазинов непосредственно издательствами, в основном из-за недостатка розничных торговых площадей. Так, издательство АСТ владеет сетью "Буква" - около 200 магазинов, издательство "Эксмо" аффилировано с сетями "Новый книжный" и "Буквоед". Однако эксперты такую практику не одобряют, полагая что, когда издательство открывает точку для продажи собственных книг, упор там делается только на продукцию этого издательства, и это нехорошо для клиента. "Не думаю, что это от хорошей жизни, и, скорее всего, с развитием книжной розницы, не зависящей от издательств, подобная тенденция пойдет на спад", - говорит г-н Абель. Еще стоит отметить, что участники рынка достаточно спокойно смотрят на снижение тиражей. Так, число книг, издаваемых 50-100-тысячными тиражами, ежегодно снижается на 6%. Сейчас среднестатистический тираж небестселлерной книги примерно 6-7 тыс. Эксперты полагают, что у этого неизбежного процесса, который прошли все развитые рынки, есть и положительная сторона. Ежегодно выдается "на-гора" 100 тыс. наименований, пусть и небольшими тиражами, потому продукции достаточно, чтобы удовлетворить самого взыскательного потенциального читателя, который сможет найти себе то, что соответствует его даже очень узким интересам и запросам.

Болезненный вопрос – цены, которые в последние два года растут на 10-15%, что "вытягивает" показатели роста рынка, хотя российские цены в 3-4 раза ниже стоимости книг в Европе. Ожидать снижения или стабилизации цен, даже в дискаунтерах, не приходится. Эксперты полагают, что для успешного развития книжного бизнеса цены на книги должны расти, но пропорционально доходам населения. Вопрос только в том, как достичь такой пропорции.