Лента новостей
Все новости Недвижимость
ЦСКА пятый раз за шесть лет выиграл регулярный чемпионат КХЛ 22:11, Спорт Путин поздравил военных с Днем Сил специальных операций 22:02, Общество Пассажиры поезда из Москвы в Ниццу смогут вернуть билеты без сборов 21:55, Общество Число жертв коронавируса в Италии возросло до 17 человек 21:54, Общество ФНС заявила об урегулировании задолженности по счетам ООО «Гугл» 21:42, Общество Bank of America предсказал худшие со времен последнего кризиса итоги года 21:35, Финансы Сбербанк заявил о планах дать грант на создание вакцины от коронавируса 21:34, Общество Джокович разгромил Хачанова в четвертьфинале турнира в Дубае 21:28, Спорт ГИБДД раскрыла число жертв ДТП на дорогах России в 2019 году 21:18, Общество На выборах президента Федерации легкой атлетики остался один кандидат 21:17, Спорт На Кубани задержали подозреваемого в убийстве восьмилетней девочки 21:06, Общество Аэропорт Шереметьево переведет в терминал F рейсы из Италии 20:53, Общество Европейские биржи закрылись падением индексов из-за коронавируса 20:52, Экономика Бывший посол Ирана в Ватикане умер от коронавируса 20:45, Общество Теннисистка Кузнецова вышла в полуфинал турнира в Дохе 20:32, Спорт Счетная палата отвергла претензии Минздрава к методике оценки больниц 20:14, Общество Глава ВОЗ отметил Россию за агрессивный ответ на появление коронавируса 20:10, Общество Перенесшего микроинсульт телеведущего Диброва выписали из больницы 20:03, Общество Как облигации сместили акции с пьедестала IPO 20:00, Quote Греф подтвердил планы Сбербанка направить на дивиденды половину прибыли 19:58, Финансы Курс евро впервые за полгода превысил ₽73 19:57, Экономика Владимир Путин посетил «московский Диснейленд». Фоторепортаж 19:56, Фотогалерея  Закрытый из-за коронавируса отель на Канарах покинут 130 туристов 19:54, Общество Футболист Тарасов перенес операцию в Италии после перелома 19:49, Спорт Скончался режиссер Театра на Васильевском Владимир Туманов 19:28, Общество SEC оштрафовала Стивена Сигала за рекламу ICO 19:26, Крипто Крупнейший спутниковый оператор отказался транслировать более 30 каналов 19:22, Технологии и медиа Спортивный арбитраж назвал сроки проведения слушаний по делу РУСАДА 19:22, Спорт
Дискаунтеры и гипермаркеты идут в регионы
0
Дискаунтеры и гипермаркеты идут в регионы

С развитием рынка сетевого продуктового ритейла основным игрокам становится тесно в крупных городах. Поэтому отечественные компании и западные фирмы, работающие на российском рынке, ставят перед собой задачу охватить как можно больше регионов. Пока в целом это экстенсивное развитие, при котором некоторые компании теряют в управляемости: чем больше регионов, тем сложнее руководить всеми магазинами. Причем нельзя говорить о том, что идет экспансия только столичных сетей, считают эксперты. Так, сети "Пятерочка" и "Дикси" - "родом" из Санкт-Петербурга, "Магнит" - из Краснодара, "Виктория" - из Калининграда. Таким образом, идет экспансия крупных компаний, которые строятся как федеральные сети, против локальных коллег.

"В регионы активно проникают малые и большие форматы - очень хорошо идут дискаунтеры и гипермаркеты", - сказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" ведущий аналитик РБК Валентин Крохин. Так, компания "Седьмой континент" имеет хорошие шансы для регионального развития, но она сделала одну очень интересную вещь: в регионы идет принципиально только одним форматом - гипермаркетом, созданным именно для этого.

Именно за счет региональной экспансии аналитики ожидают открытия второго дыхания у сетевиков в ближайшее время. Объем рынка продуктового ритейла в 2005 году, по оценке Росстата, составил почти половину от общего объема розничной торговли в стране - 112,7 млрд долл. Цифры совпадают с данными независимых аналитиков - 100-130 млрд долл. В 2005 году рост сетевого ритейла составил около 25%, и эксперты считают, что это очень хороший результат, учитывая, что в 2000 году процент был в районе нуля. В последующие несколько лет среднегодовые темпы роста будут в районе 40%, что показывает перспективность и хорошее развитие рынка. И эти 40% будут достигаться во многом и за счет регионального развития.

Большинство компаний, интенсивно развивающихся в регионах, принадлежат к низшему сегменту - условному дискаунтеру с ограниченным ассортиментом, невысокими ценами. Но потребитель в регионе у дискаунтера может быть разный - и достаточно обеспеченные люди, и не очень, считает независимый эксперт Алексей Тихомиров. Этот формат наиболее легко систематизируется и управляется, а ограниченный ассортимент позволяет работать четче, завозить больший объем товара в магазины сети через распредцентр и работать с гораздо более ограниченным числом поставщиков, что при большом разбросе магазинов очень важно. Ритейлерам, прежде всего, интересен "потребительский пояс" вокруг Московской области - Владимирская, Тульская, Калужская области и т.д. Туда идет сеть "Копейка", а также другие компании аналогичного формата, например, "Пятерочка". Затем в программе освоения города-миллионники и города с населением 500-600 тыс. человек.

Но отмечается еще одна интересная тенденция - внимание к городам с населением 150-200 тыс. человек. Как правило, в европейской части России многие из них имеют градообразующие предприятия - оборонные, машиностроительные, легпрома и другие. И если завод или фабрика нормально работают, то люди имеют деньги, в то время как современной торговли там практически нет. Потому любой сетевой магазин объективно обречен на успех в таких городах. При этом имеется возможность его контролировать на небольшом удалении от центрального офиса и успешно решать логистические проблемы опять же за счет сравнительно небольших расстояний. Этот сектор начинает потихоньку осваиваться, и в первую очередь там обживается именно сеть дискаунтеров "Копейка".

Пока движение большинства федеральных компаний заканчивается на Урале, за которым кипит своя жизнь, причем не менее активная, чем в европейской части России. В этих регионах, например, Красноярске, Омске, Томске, Новосибирске, Кемерове и т.д., успешно работают мощные местные игроки, готовые противостоять "вторжению в Сибирь". Но крупнейшим ритейлерам пока есть куда двигаться и до Уральского хребта. Причем эксперты считают мифом вытеснение местной торговли. Когда сети приходят, то происходит достаточно адекватное цивилизованное взаимодействие.

Ранее были трения из-за того, что федеральные компании часто за собой приводили федеральных поставщиков. Потому был период притеснения местных производителей продуктов, товары которых не попадали на полки сетевиков. Сейчас эта проблема решена. Местные власти смотрят в последнее время весьма положительно на приход солидных ритейлеров - это новые рабочие места, дополнительные налоги и т.д. Практика свидетельствует, что места под солнцем хватает всем, и местные встречают столичных достойно, давая хороший конкурентный ответ, иногда ввязываясь в ценовую войну, хотя это и дается тяжело местному ритейлеру. Так, нижегородская компания "ВКТ" планирует в течение года открыть 45 магазинов сети "Райцентр" на территории региона, и еще пять - по договору франчайзинга. При этом компания готова держать конкурентный удар, в том числе ценовой, и не намерена продавать свои магазины другим торговым сетям, таким как "Пятерочке", "Копейке" или "Магниту".

Российский ритейл осуществляет планы по экспансии и в страны СНГ, но тактика в этом случае намного более осторожная, чем в России. Другие государства - это другие законы, другие обычаи и т.д. Как ни странно, союзная Белоруссия считается у экспертов "темной лошадкой", где для успешной торговли надо подружиться с "административным ресурсом". Перспективны Украина, хотя сейчас там бизнес идет тяжело по "революционным" причинам и сильной конкуренции со стороны местных игроков, а также Молдова, Казахстан, Узбекистан, некоторые другие республики. Правда, работа сетей в среднеазиатских республиках осложняется спецификой культуры потребления. Там покупателям привычнее пойти поторговаться на базар, а супермаркет - европейский стиль, и к нему еще нужно привыкнуть.