Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Дальневосточный гектар: как получить бесплатно землю и деньги на освоение Жилье, 27 янв, 18:35
Более трети россиян ощутили в январе подорожание услуг ЖКХ Деньги, 27 янв, 15:03
ЦБ зафиксировал рекордную выдачу ипотеки в декабре Деньги, 27 янв, 14:36
«Авито» спрогнозировал снижение цен на загородное жилье в России Загород, 27 янв, 14:04
Москва анонсировала планы по капремонту на 2023 год Город, 27 янв, 12:47
Москва заняла последнее место среди крупных городов по росту цен на жилье Деньги, 27 янв, 10:20
Договор дарения: как правильно оформить передачу квартиры Жилье, 27 янв, 09:44
Рекорды и антирекорды: чем удивил рынок жилья в 2022 году Жилье, 27 янв, 00:02
Росстат зафиксировал рекорд ввода жилья в России Отрасль, 26 янв, 21:18
РСХБ предложил увеличить лимит по сельской ипотеке и расширить программу Загород, 26 янв, 19:09
Минстрой отметил «серьезный недобор» прироста ипотечного портфеля Деньги, 26 янв, 17:01
В Зимбабве построят новую столицу специально для богатых Город, 26 янв, 16:08
Спрос на новостройки в России в 2022 году сократился на 22% Жилье, 26 янв, 15:49
Эксперты назвали самые дефицитные строительные профессии Отрасль, 26 янв, 13:21
Строители потеряют рынок, если в ближайшее время не создадут новые стандарты и правила
Городская недвижимость ,  
0 

Строители потеряют рынок, если в ближайшее время не создадут новые стандарты и правила

Реформа технического регулирования в России провалена, и если бизнес не включится в разработку национальных стандартов, а также критериев допуска компаний на рынок, то после вступления страны в ВТО строителям придется работать по законам конкурентов. Об этом заявил вчера на межрегиональной конференции, посвященной регулированию и стандартизации в промышленности, директор департамента строительства Ассоциации строителей России (АСР) Михаил Кайков.

Эксперт убежден, что если Россия не будет иметь своего технического законодательства, то рынки придется отдать иностранным компаниям, как это произошло в некоторых государствах Восточной Европы. Страны, входящие в Европейский Союз, чтобы сохранить свои рынки от засилья товаров из США, еще в 1985 году принялись пересматривать свои нормативные акты, касающиеся технического регулирования. Опытом Европы воспользовались Украина, Белоруссия, Казахстан, Китай. Россия, как всегда, идет своим путем: по словам Кайкова, за четыре года не принят ни один технический регламент, а те наработки, что сделали Белгородский технологический университет и ряд других организаций, совершенно неприемлемы, потому что разрабатывались в рамках проекта закона «О техническом регулировании», в который авторы заложили системные ошибки.

В отличие от Европы, где законодатель в отраслевые директивы заложил минимальные требования по безопасности, а технические характеристики прописал в еврокодах и стандартах, российские нормотворцы принялись создавать отраслевые регламенты. В итоге было предложено утверждать законом состав бригады, порядок передачи смен, элементарные правила техники безопасности – типа «нельзя держаться за оголенный провод или касаться вращающихся частей».

Заместитель руководителя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Лоцманов утверждает, что принятие регламентов в таком виде спровоцировало бы кризис во многих отраслях. Регламенты, по его мнению, должны создаваться по видам опасности, а не по отраслевому принципу, и они не могут заменить стандарты. Михаил Кайков пояснил, почему реформа техрегулирования забуксовала. Например, проект закона предусматривал разработку общего регламента, который касался лишь безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Очевидно, что невозможно говорить о безопасной эксплуатации без проведения предварительных изысканий, грамотного проектирования и соблюдения строительных норм и правил. Поэтому, строители не могли начать разрабатывать этот регламент: «За четыре года, - говорит Кайков, - мы могли бы создать технические регламенты, национальные стандарты в строительстве, и иностранцы обязаны были бы пользоваться этими документами».

Директор департамента АСР не считает авторов закона некомпетентными. Он полагает, что был задействован финансовый ресурс конкурентов, которые разваливали работу над новыми регламентами. Косвенное подтверждение тому – невыполнение ноябрьского решения Правительства РФ, подписанного Дмитрием Медведевым, о формировании систем технического регулирования в сфере строительства. Четыре года борьбы все же обернулись недавно внесением концептуальных поправок в закон, которые позволят создать нормальное техническое законодательство. Но это лишь самое начало. Ассоциация строителей только приступила к работе над техническим регламентом, а еще надо разрабатывать национальные стандарты, стандарты предприятий, критерии оценки строительных компаний, которые, кроме самих строителей, не сделает никто.

В Свердловской области эта работа сдвинулась с мертвой точки: по данным исполнительного директора союза предприятий стройиндустрии Юрия Чумерина, с помощью бизнеса создали и утвердили постановлением правительства первые шесть территориальных строительных норм, регулирующих кровельные работы, установку окон, прокладку трубопроводов, утепление стен и т.д. В разработке находится еще около 15 нормативов. Чумерин считает, что надо ускоряться и не ждать разработки регламентов, потому что если все делать последовательно, то не создадим техническое законодательство не то что к 2010, но и к 2020 году.

Помимо сроков есть и другие проблемы: по словам Юрия Чумерина, много головных болей доставляют ведомственные акты МЧС и прочих контролирующих органов. Они вступают в противоречие со строительными нормами, и с этим надо что-то делать. Михаил Кайков полагает, что надо принимать закон о саморегулируемых организациях (СРО), поскольку в мире разработкой стандартов занимается бизнес-сообщество. Именно СРО должны решать вопросы по допуску на рынок коллег. В связи с этим должен быть прописан механизм ответственности члена СРО при нанесении ущерба рынку или гражданам. Существует понимание, что ущерб должна возмещать СРО, но все это надо закрепить законодательно. Появление СРО, утверждает Кайков, позволит отказаться от дискредитировавшей себя системы лицензирования: из 270 тысяч получивших разрешение компаний реально на рынке работает 30-50 тысяч.

Впрочем, отношение к СРО среди специалистов неоднозначное. Директор Уральского окружного филиала Федерального лицензионного центра Евгений Мельниченко опасается, что обязательное членство в СРО вытолкнет с рынка малый бизнес, поскольку денег у МП хватает лишь на зарплату да на материалы. Не вызывает доверия у Мельниченко и общественное регулирование.

Ассоциация же строителей думает иначе: государство будет контролировать рынок через требования по безопасности, прописанные в регламентах. А бизнесу нужно отдать право допускать на рынок тех, кого он считает нужным. Малые же предприятия, занимающиеся, допустим, штукатурными работами, могут создать свою СРО. Кроме того, отмена лицензирования – это не самоцель: если не примут закон о СРО, полагает Михаил Кайков, то опять продлят срок отмены лицензирования. Участники рынка сходятся в одном: нужно как можно быстрее убирать правовой вакуум, создавая новые либо легализуя старые СНИПы и другие технические нормы. Времени же у россиян нет: правовой вакуум, наблюдаемый ныне, не может длиться долго. Руководитель СОО РСПП Владимир Семенов считает, что мосты и здания падают потому, что есть ошибки и в проектировании и в строительстве, так как отсутствует контроль за соблюдением технических регламентов. «Строительный комплекс, - говорит Семенов, - пока не готов работать по международным стандартам. Даже металлурги, давно работающие на мировом рынке, говорят, что еще не могут конкурировать. Строители должны учиться работать по новым правилам. Иначе проектировать у нас будут французы, а строить турки. Мы уже в третий раз обсуждаем эту проблему, чтобы никто больше не думал, что «авось, пронесет». Не пронесет: мы можем лишиться рынка». © Владимир Терлецкий, АПИ

Главное Лента