Полонский устремился вниз
![Полонский устремился вниз](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/62/754678210920626.jpeg)
Mirax Group освоит подземное пространство под Смоленской площадью Известная своими высотными проектами Mirax Group собирается строить под землей. Таким образом, компания следует направлению, заданному московским правительством, которое заявило недавно о необходимости комплексного освоения подземных пространств столицы. Торгово-развлекательный центр «Смоленка» площадью 32 тыс. кв. м будет полностью расположен под землей и соединен подземными переходами со станцией метро "Смоленская". Инвестиции оцениваются в 80—100 млн долл. Участники рынка называют проект беспрецедентно дорогим по стоимости квадратного метра.
Корпорация Mirax Group образована в 1994 году (ранее называлась "Строймонтаж"). По собственным данным компании, в 2006 году доходы увеличились до 845 млн долл. с 275 млн долл. в 2005 году. Прогноз на 2007 год — 1,087 млрд долл. Оценочная стоимость бизнеса корпорации на сегодняшний день составляет порядка 4 млрд долл.
Основатели компании — Сергей Полонский и Артур Кириленко. Как рассказал РБК daily член совета директоров Mirax Group Максим Темников, ТРЦ с рабочим названием "Смоленка" будет трехуровневым и в качестве наземной части будет иметь только большой фонтан. Из общей площади комплекса (32 тыс. кв. м) полезная площадь — торговые залы, пункты питания, развлечений и т.п. — составит 14,3 тыс. кв. м, автостоянка на 300 машиномест — 10,5 тыс. кв. м. Также в планах компании строительство подземных переходов под Смоленской улицей и выхода со станции "Смоленская" Арбатско-Покровской линии метро.
Сейчас документация по проекту "Смоленки" находится на рассмотрении регламентной комиссии по предпроектному согласованию, далее последует стадия проектирования, а в сентябре этого года начнется строительство. Параллельно с разработкой проектной документации в июне—июле планируется освободить площадку от городских инженерных сетей. Именно в это время будут обнародованы детали проекта — какими конкретно будут торговая и развлекательная составляющие.
По оценке девелопера, затраты на строительство предполагаются в объеме 80—100 млн долл. — порядка 4 тыс. долл. за 1 кв. м торговых площадей и 2 тыс. долл. за 1 кв. м паркингов. Однако эта цифра будет скорректирована после прохождения экспертизы. Г-н Темников пояснил, что этот проект — "первый пробный шаг компании в освоении подземного пространства, и, если он будет успешным, компания и дальше будет браться за подобные проекты". Он отметил, что аналогичный проект на земле обошелся бы как минимум в полтора раза дешевле.
Аналитики и участники рынка отмечают, что, действительно, девелопер взялся за очень дорогой проект. "Стоимость одного квадратного метра в ТРЦ в 4 тыс. долл. пока не обходилась ни одному девелоперу", — подчеркивает директор по маркетингу и связям с общественностью компании Forum Properties Валех Рзаев. Он добавляет, что расположение объекта очень удачно и, если девелопер захочет продать его, не дожидаясь, пока проект окупится (около шести лет), какой-нибудь западный фонд охотно его купит.
Однако глава подразделения финансовых рынков и инвестиций компании Jones Lang LaSalle Константин Деметриу считает, что ТРЦ под землей в принципе невыгодно строить. "Дешевле будет возвести несколько лишних этажей, а не уходить под землю. Строительство одного этажа под землей сопоставимо по стоимости с двумя на поверхности", — рассуждает он.
Ведущий эксперт-аналитик компании Paul’s Yard Владимир Кудрявцев отмечает, что "дорогие подземные проекты в настоящее время будут оправданны лишь при условии их направленности на совершенствование транспортной инфраструктуры города — дорог, метро, развязок, вокзалов". В связи с этим в Mirax Group уточнили, что проект ТРЦ привязан к строительству подземно-наземного транспортного узла, в которое правительство Москвы будет инвестировать собственные деньги.
Ольга Сичкарь, Наталья Копейченко