"Приэльбрусье" ждет канатку
Проекту не хватает 220 млн рублей на завершение строительства
Строительство второй очереди канатной дороги на горе Эльбрус (Кабардино-Балкария) приостановлено. По данным генподрядчика ООО "IBS", для завершения объектов не хватает 220 млн руб., выдача которых тянется уже на протяжении месяца. В Сбербанке, основном кредиторе проекта, ссылаются на нестабильную обстановку в стране. По другой версии, причиной неуверенности мог послужить непогашенный долг Сбербанку одного из госпредприятий КБР в сумме 550 млн руб.
Строительство второй и третьей очереди канатной дороги на горе Эльбрус началось в этом году. Канатки должны соединить одни из самых высокогорных станций горнолыжного курорта - "Старый кругозор", "Мир" и "Гара-Баши" (более 3 тыс. м над уровнем моря).
Строительство канаток включено в общий проект развития горнолыжного курорта "Приэльбрусье" (реализуется по ФЦП "Юг России") стоимостью более 6 млрд руб. По данным "РБК weekly Юг", стоимость второй и третьей очереди подъемника - порядка 1 млрд руб. Источники финансирования - республиканский бюджет, частный и заемный капитал.
Как пояснил "РБК weekly Юг" директор ООО "IBS" (генеральный проектировщик и подрядчик проекта) Виктор Попович, запустить в работу вторую очередь канатной дороги планировалось в пик горнолыжного сезона - в феврале 2009 года. Однако в связи с финансовыми затруднениями этот срок может быть отодвинут.
"Чтобы закончить вовремя, нам необходимы средства, на которые мы и рассчитывали, планируя сроки сдачи объекта, - пояснил г-н Попович. - Наш постоянный кредитор Сбербанк РФ не дает внятного ответа по поводу выдачи кредита в размере 220 млн руб. в текущем году". По словам г-на Поповича, именно в эту сумму упирается своевременная сдача объекта. IBS приостановила работы, в которых задействованы не только российские строители, но и французские партнеры - компания ПОМА.
Представители Северокавказского отделения Сбербанка РФ отказались от официальных комментариев по поводу работы с компанией IBS, сославшись на коммерческую тайну. При этом в управлении кредитования банка "РБК weekly Юг" сообщили, что работа идет в прежнем режиме, лишь с одной оговоркой: в условиях финансового кризиса банк избегает больших рисков и отдает предпочтение высоконадежным клиентам.
По данным "РБК weekly Юг", поводом повременить с выдачей кредита IBS для Сбербанка мог послужить и непогашенный долг ФГУП "Эльбрус-авиа" (правопреемник Нальчикского объединенного авиаотряда). По данным источника, близкого к руководству дирекции единого заказчика КБР, госпредприятие задолжало Сбербанку 550 млн руб. В Северокавказском банке Сбербанка России эту версию не подтвердили, но и не опровергли. В правительстве республики заметили, что если долг и существует, то связи между выдачей кредита Сбербанком различным компаниям нет.
В дирекции единого заказчика КБР, которая контролирует все госстроительство в республике, надеются, что реализация проекта не заставит себя долго ждать. "В связи с кризисом поступление денег на развитие горнолыжного курорта из федерального и республиканского бюджетов отодвинулось на более поздний срок, - пояснил "РБК weekly Юг" замруководителя дирекции Олег Шварц. - Логично, что Сбербанк хочет гарантий стабильности проекта, который кредитует". По мнению г-на Шварца, Сбербанк пойдет навстречу IBS, как только решится вопрос с госфинансированием. По его оценке, это случится не позже мая 2009 года.
Денежные проблемы коснулись не только IBS. В ЗАО "СКАДО" (крупнейший участник рынка строительства канаток в России, реализует олимпийские проекты "Роза Хутор", "Газпром") сообщили, что кризис сказался и на их заказчиках. "Проблемы с денежными поступлениями от заказчиков, которые не могут решить вопросы с кредитованием, возникают все чаще", - признался "РБК weekly Юг" гендиректор СКАДО Александр Козловский.
ОКСАНА ПОТАПОВА, РОСТОВ-НА-ДОНУ