В сегменте пивных заведений Самары идет активная ротация
Формат пивных ресторанов за последний год в Самаре интенсивно развивается: открылось сразу несколько новых заведений ("Ракхаус", "Фрау Мюллер", сеть "Beerлога", Beerka, ресторан в КРЦ "Звезда", "Фигаро" и другие). Рестораторы такую активность объясняют тем, что эта ниша еще не заполнена. Тем не менее несколько пивных ресторанов сейчас уходят с рынка. Как правило, "отсеиваются" неудачные или исчерпавшие свой ресурс проекты.
Формат пивных заведений начал развиваться в Самаре несколько лет назад. Долгое время единственным рестораном в этом сегменте был Beerhouse. Затем один за другим начали открываться новые заведения, причем наибольшую активность в этом сегменте участники рынка проявляли в течение последнего года. В ноябре прошлого года открылся "Ракхаус", в декабре начала развиваться сеть демократичных заведений "Beerлога" группы "ВИД", которая сегодня насчитывает пять баров. По данным "Времени", группа "ВИД" пыталась опередить владельца сети ресторанов "Тинькофф" Олега Тинькова, планировавшего развивать в Самаре сеть демократичных баров "Т" и занять лидирующие позиции на этом рынке. Как заявил "Времени" управляющий ресторанным бизнесом группы "ВИД" Сергей Осипов, в ноябре планируется открытие еще одной "Beerлоги".
Также в 2006 году компания "Проспект" открыла немецкую пивную "Фрау Мюллер". По данным "Времени", проект имел успех, и в ближайшее время начнет работать второе заведение под этой маркой на месте бывшего ресторана "Ямайка". Летом в Самару пришла сеть из Нижнего Новгорода Beerka, которая пока представлена одним заведением, но вскоре планируется открыть еще одно. Около месяца назад в КРЦ "Звезда" появился пивной ресторан группы "СОК", неподалеку - еще одно заведение, "Фигаро".
По мнению аналитиков ресторанного бизнеса, сегмент пивных заведений в Самаре пока не заполнен. Как считает владелец холдинга "Рестория" Александр Терентьев, пивной концепт демократичен, кроме того, он относительно малобюджетен. "В Самаре практически не развита культура потребления, например, вина, а вот пиво очень востребовано, причем во всех ценовых категориях. Пивной концепт достаточно легко реализовать", - говорит Терентьев.
Однако незаполненность ниши пивных заведений не означает, что все объекты оказываются успешными. Так, недавно закрылся спорт-бар "Крылья", принадлежащий холдингу "Рестория", - одно из старейших пивных заведений и первый спорт-бар в Самаре. Александр Терентьев объяснил это тем, что каждое заведение имеет свой цикл развития, и "Крылья" себя исчерпали. Ранее на этом месте располагался бар "Гриль-мастер". По словам Терентьева, ресторанов в этом месте, скорее всего, больше не будет: слишком маленькая парковка изначально снижает проходимость и эффективность места. "Поэтому не выживали расположенные рядом заведения: ресторан "Под парусом" и позже – "Ямайка", несмотря на неплохой концепт. Как сложится судьба открывающейся на этом месте пивной "Фрау Мюллер", неизвестно, проблема парковки не исчезла", - говорит Терентьев.
Кроме того, сегодня выставлен на продажу за 22,5 млн рублей пивной ресторан "Старый город", расположенный в Европейском квартале. Он просуществовал менее года. По мнению Сергея Осипова, это неплохое заведение с концепцией клубного, камерного, но все портит расположение в подвальном помещении. Возможно, ресторан так и не вышел на уровень окупаемости. С этим мнением не согласен генеральный директор группы компаний "Спектр недвижимости" Леонид Боярский. "Это эффективное заведение, просто речь идет о девелоперском проекте. Его владельцы, по сути, делали инсталляцию и теперь продают не просто площади, а готовый бизнес. Отсюда и довольно высокая цена. Это московский подход", - заявил Боярский. Комментарии владельцев "Старого города" "Времени" получить не удалось.
По мнению Александра Терентьева, в Самаре многие компании, открывающие рестораны, не имеют стратегии их развития, грамотных управляющих, распределительного центра, которые позволили бы сделать успешные заведения. "Многие заведения создаются по прихоти владельцев, но потом оказываются малодоходными. Учитывая легкость создания пивного концепта, мы получаем высокую ротацию в этом сегменте», - считает он. Вопрос о реальной эффективности многих пивных заведений остается открытым. Неслучайно, например, группа "ВИД" планировала в течение года открыть порядка 15-20 баров "Beerлога", но к концу этого периода их будет всего шесть.
Елена Чеченина