С корабля в квартал
Один из самых закрытых российских бизнесменов, сенатор от Тувы Сергей Пугачев, впервые прокомментировал ход работ по редевелопменту территории Балтийского завода. Именно ему приписывают контроль над "Объединенной промышленной корпорацией" (ОПК), в которую кроме петербургских "Балтийского завода" и "Северной верфи", входит Межпромбанк.
"Громких презентаций не будет, потому что это будет жилье, а не какие-то социальные объекты, просто будет застроена территория в 70 Га. Конкурсы проводятся уже в данный момент, проектные решения рассматриваются. Это будут несколько проектов, разрабатываемых на самом высоком архитектурном уровне", - рассказал "ДП" Сергей Пугачев.
Планируется, что на этой территории после вывода мощностей завода и подготовки инфраструктуры будет построено около 2,2 млн кв. м жилья. Такая цифра появилась в ходе предварительных подсчетов и может измениться к окончанию процесса проектирования. Девелоперы оценивают стоимость этого проекта в диапазоне $3-4 млрд.
По данным Forbes личное состояние Сергея Пугачева в 2007 году составляло $1,3 млрд (50-я позиция в "Золотой сотне"). К девелоперским проектам, которые ОПК реализует в московском регионе, она привлекает банковские кредиты. В марте 2007 года "Сбербанк" выдал ОПК кредит в $750 млн на строительство поселка общей площадью более 1 млн кв. м на Новорижском шоссе в Подмосковье. Раскрывать источники финансирования проекта на землях Балтийского завода в ОПК пока не хотят.
"Когда наконец переедет Балтийский завод, это будет знаменательным событием для нашего города. Его территория – отличное место для нового градостроительного проекта, - уверен председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга Максим Соколов. - Однако не так просто взять все и вывезти оттуда. Главная сложность в том, что бы переориентировать все промышленные логистические потоки Балтийского завода на "Северную верфь" и "Адмиралтейские верфи". Все остальное – это уже технический процесс".
Кроме собственно мощностей по производству крупнотоннажных судов, на котором и специализируется Балтийский завод, территорию предприятия занимают и несколько организаций, далеких от судостроительной отрасли. Так на причалах, предназначенных изначально для достройки кораблей, сейчас работают стивидорные компании "Терминал-Сервис" (в 2006 году перевалило 750 тыс. т грузов) и "ЭКО Феникс Холдинг" (284 тыс. т). "Терминал-Сервис" переваливает рефрижераторные грузы для крупнейших российских импортеров фруктов "Сорус", корпорации JFС и "Санвэй-Групп".
Президент "Соруса" Валерий Линецкий готов к перенаправлению своих грузопотоков, хотя с ним этот вопрос собственники Балтийского завода пока не обсуждали. "Мы готовы покинуть эту территорию. Сейчас нет проблем с мощностями по перегрузке рефрижераторных грузов, например, то же "Морской рыбный порт", - рассказал он. Кроме того, "Сорус" проектирует и собственный "банановый" терминал в Кронштадте, который сейчас находится на стадии "бюрократических согласований".
"ЭКО Феникс Холдинг" переваливает на Балтийском заводе нефтепродукты, которые используются для заправки судов, заходящих в порт Петербурга. Вопрос о возможном переносе мощностей с ними также не обсуждался.
"То, что сейчас через Балтийский завод проходят морские грузопотоки, и промышленные мощности используются как портовые, я считаю неправильным. И дело города – не договариваться со всеми заинтересованными в территории завода сторонами, а устанавливать для них правила", - считает Максим Соколов.
Денис Лебедев