Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Лига Европы по футболу. «Шериф» — «Локомотив». Онлайн 22:05, Спорт «Зенит» одержал третью победу подряд в Лиге Европы 21:54, Спорт Самый западный город России остался без света 21:52, Общество В Ингушетии полицейские застрелили напавшего на них с ножом мужчину 21:52, Общество Большой театр оштрафовали на 150 тыс. руб. за нарушения в его поликлинике 21:48, Общество В Китае более миллиарда раз поаплодировали выступлению Си Цзиньпина 21:32, Технологии и медиа Путин предупредил о бойне в случае закрытия границы России с Донбассом 21:28, Политика Путин рассказал об отсутствии головы у бывшего главы МИД России 21:23, Политика Путин назвал целью санкций США вытеснение России с энергорынка ЕС 21:16, Политика Путин объяснил ротацию российских губернаторов 21:04, Политика Вайнштейна лишили членства в Британском институте кино 20:46, Общество Путин назвал главные ошибки России и Запада за последние 15 лет 20:40, Политика Путин ответил анекдотом на вопрос о своем будущем 20:36, Политика Audi представила A7 нового поколения 20:30, Авто Суд в Киеве вернул «Укртелеком» Ахметова государству 20:24, Бизнес Суд Германии осудил россиянина за участие в беспорядках во время G20 20:23, Общество Британское издательство скорректирует учебник после жалоб на расизм 20:18, Общество 11 советов, как купить выгодные авиабилеты 20:05, Спецпроект РБК PINK ЦБ списал средства со счетов Шишханова и Гуцериева в Бинбанке 20:03, Финансы Лига Европы по футболу. «Зенит» — «Русенборг». Онлайн 20:00, Спорт Геннадий Тимченко купит долю в кубанском производителе яблок 19:45, Бизнес Супруга Джигарханяна уволилась с поста директора театра 19:41, Общество Глава Alibaba Group предсказал появление этикеток «Сделано в интернете» 19:37, Бизнес Страх дедлайна, публичного выступления, критики: как побороть стресс 19:32, РБК и Philips Глава МИД Польши заявил о недовольстве частыми визитами Путина в Венгрию 19:32, Политика Золото цифровой пробы: чего ждать от Bitcoin Gold 19:28, Деньги Путин рассказал о демократическом способе бороться со СМИ 19:24, Политика Путин назвал сверхзадачи для будущего президента России 19:16, Политика
Давление сетей в ритейле - миф
06 ноя, 2007 10:08
0
Давление сетей в ритейле - миф
Одно из самых расхожих суждений о будущем российского ритейла звучит так: по мере экспансии федеральных и иностранных компаний доля мелких местных сетей и несетевых игроков будет неизбежно сокращаться. Аргументы — и более широкий ассортимент, и сравнительно низкие цены, и сильные бренды, подкрепленные значительными рекламными бюджетами. Но судьба небольших компаний в ритейле не предрешена.

Одно из самых расхожих суждений о будущем российского ритейла звучит так: по мере экспансии федеральных и иностранных компаний доля мелких местных сетей и несетевых игроков будет неизбежно сокращаться. Аргументы — и более широкий ассортимент, и сравнительно низкие цены, и сильные бренды, подкрепленные значительными рекламными бюджетами. Но судьба небольших компаний в ритейле не предрешена. Отдельные магазины и маленькие сети вполне способны успешно противостоять серьезным конкурентам, если возьмут на вооружение те же технологии управления торговлей, которые применяет крупный ритейл.

Если обратиться к статистике, то российский розничный товарооборот по-прежнему базируется на несетевом (неструктурированном) ритейле. Дмитрий Потапенко, экс-гендиректор сети "Пятерочка": "Оборот всей российской продовольственной розницы в 2007 г. составит $150-170 млрд, из которых сети в сумме соберут не больше $6-8 млрд, т. е. менее 10%!" Доля сетей сегмента нон-фуд колеблется, но в целом, по оценкам г-на Потапенко, не превысит 25%.

Динамика этих показателей выглядит для одиночных магазинов оптимистично: хотя сетевая торговля постепенно повышает свою представленность на всех рынках, России (и Екатеринбургу, в частности) еще далеко до европейских стран, где доля крупных розничных сетей 80-95%. Как сообщает комитет по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга (КТР), на 1 июля 2007 г. сети занимали 20% от общего количества предприятий в непродовольст­венной торговле и 31% — в продовольст­венной торговле столицы Урала, что на 4 и 7% превышает прошлогодние показатели. "Настоящей конкуренции с сетями в России не будет еще лет 20", — уверен Дмитрий Потапенко. Но даже после этого несетевая розница не исчезнет. Тому есть психологическое и бытовое обоснование — у глобализации существуют свои пределы. Многим, в том числе и высокообеспеченным потребителям, рано или поздно надоест закупать продукты или товары для дома на недели вперед, превращая квартиру в склад. Старая добрая розница, лучшим образом представленная в формате "магазина у дома", больше соответствует физиологии горожанина. "Когда потребители приходят в магазин, можете быть уверены, что им абсолютно все равно, сетевой он или нет!" — полагает г-н Потапенко.

Мелкая розница использует технологии крупных сетей

Места для несетевых компаний в розничных сегментах еще достаточно, делают вывод эксперты, а "невыносимое давление сетей" — это не более чем миф, оправдывающий неумение вести бизнес. Под неумением эксперты подразумевают пренебрежение теми законами бизнеса, которые применяются крупными компаниями. Для неструктурированной розницы их никто не отменял — понятие "маленькая сеть" не означает, что компания совсем молодая или что у нее плохо идут дела.

Впрочем, мелкая розница уже начала отходить от кустарной организации продаж, а степень отлаженности бизнеса успешных компаний та же, что и компаний федерального уровня. Уже сейчас владельцы нанимают профессиональных менеджеров и начинают использовать современные управленческие подходы, которые нужны их бизнесам не меньше, чем крупным сетям. Можно говорить как минимум о четырех направлениях оптимизации: это автоматизация процессов, стандартизация менеджмента, управление мотивацией и лояльностью клиентов.

Применение средств автоматизации IT-систем более значимо для мелкой розницы в первую очередь из-за необходимости сокращать издержки, часть которых нельзя естественным образом раскидать по всем объектам. "Некрупные розничные точки автоматизируются настолько активно, что даже пришлось сделать малую автоматизацию самостоятельным направлением", — рассказывают в компании "Оргтехника-Центр". Причем традиционно отстающий в плане автоматизации непродовольственный сегмент начинает проявлять не меньшую заинтересованность, чем продуктовые сети. Например, в компании "ДатаКрат" на автоматизацию непродовольственной розницы приходится до 40% оборота. Дело в том, что даже самая простая из технологий — штрихкодирование, призванная ускорить и упростить работу продавцов, представляет собой и основу совершенст­вования системы закупа, что важно для розничной компании любого размера. В сочетании с коробочными продуктами 3 система дает полную информацию о движении товара и остатках. Сокращаются издержки на ведение учета. У владельца или топ-менеджера бизнеса появляется возможность видеть спрос на различные товарные позиции, а также исключить необъективный выбор поставщиков и откаты со стороны подчиненных на этапе закупа. Оснастить бутик одежды с одним кассовым модулем в минимальном варианте обходится от 100 тыс. руб. А такой вид технологического оснащения, как детекторы фальшивых купюр, и вовсе становится для небольших компаний чем-то вроде "санитарной нормы". По словам Дмитрия Субботина, менеджера по продажам группы компаний "ДОРС Екатеринбург", в нашем городе таким оборудованием оснащены свыше тысячи точек.

Как рассказал Константин Щекотуров, ведущий специалист отдела информационных технологий компании "Оргтехника-Центр", в последние два-три года по­явились различные варианты оснащения розничных точек. Например, сеть магазинов "Римэкс" автоматизировала работу на базе беспроводных технологий: в торговом зале выставлены образцы продукции. "Продавцы сканируют ценник, и на экране радиотерминала видно количество товара на складе и цену. С терминала отправляется заказ на склад, и к моменту оплаты на кассе со склада уже приносят товар. Покупатели обслуживаются быстро и без ошибок", — уточняет г-н Щекотуров. Сеть магазинов "В-52" установила программу обмена данными, благодаря которой информация о продажах, ценах и т. п. передается между центральным офисом и магазинами сети в режиме on-line.

Как сообщает комитет по товарному рынку, в розничном сегменте Екатеринбурга присутствуют такие виды автоматизации, как "убийцы очередей" (недавно внедрила компания "СтройАрсенал"), дающие возможность получить чек на оплату для всех покупок и внести конечную стоимость на кассе. К 2008 г. по проекту КТР в городе внедрят электронные ценники, которые дадут возможность одномоментно менять цены в торговом зале в зависимости от новых поставок плюс позволят управлять продажами и программами лояльности, объявляя скидки в конкретное время. В частности, в 2008 г. таким образом автоматизировать торговлю собирается Metro Сash & Сarry. Пока электронные ценники не распространены, компании применяют другие системы "сверки информации". Например, сеть "Норд" использует информационные киоски, позволяющие при поднесении штрихкода товара, интересующего покупателя, не только получить точные данные о цене (не сверяясь с печатным прейскурантом, что при сотнях и тысячах наименований занимает много времени), но и сравнительную таблицу товаров, аналогичных выбранному. "Норд" трудно отнести к малым сетям, но стоимость установленных в нем киосков экономкласса вполне по силам и небольшому магазину — поясняет Константин Щекотуров.

Окупаемость подобных внедрений будет зависеть от разных факторов. Какие-то могут отбиться сразу же. "Ультрафиолетовый детектор DORS 100 стоит 400-1000 руб., одного такого достаточно на небольшой магазин, он окупается практически после первой же обнаруженной фальшивой купюры", — поясняет г-н Субботин. Технически сложные системы отбиваются больше года, однако эксперты считают, что срок окупаемости не решающий фактор. Помимо повышенной управляемости бизнеса у владельца автоматизированной компании появляется возможность сократить количество персонала. "В ритейле на площади 250 кв. м максимальное число сотрудников не должно превышать 15 человек. Причем это не лучший результат, есть компании, в которых на 400 кв. м работают восемь человек", — подчеркивает Дмитрий Потапенко. Также бизнес приобретает маркетинговое преимущество — покупатели воспринимают автоматизированный магазин лучше. В перспективе автоматизация должна стать основой для построения сетевой компании. "Если в первом магазине вы используете сетевые технологии развития с централизацией управления, в дальнейшем объем не имеет значения", — считает г-н Потапенко.

Стандартизация менеджмента сокращает затраты на персонал

В момент открытия второго и третьего магазина, т. е. превращения компании в мелкосетевую, возникает потребность в другой стороне автоматизации — стандартизации менеджмента. Ведь в основе управления розничной точкой, независимо от того, крупносетевая она или нет, лежат одни и те же принципы. Партнер компании SERVICEMAN Training & Consulting Андрей Ничипоренко: "Приходишь в магазин — там и чисто, и консультации грамотные, а на следующий день зайдешь в него или в другую точку сети — все наоборот. Такого никогда не произойдет в симфоническом оркестре или футбольной команде — они, в отличие от сотрудников сферы торговли, всегда действуют слаженно". Дело в том, что музыканты оркестра усваивают гласные и негласные правила в течение нескольких лет, а в магазине все иначе — один сотрудник работает два года, другой три месяца, а третий две недели, и слаженности в работе не получится. Эта проблема актуальна для большей части российской розницы: текучка персонала в непродовольственном сегменте ритейла достигает 40%, а в продовольственном доходит до 100% в год.

За несистемную и неэффективную работу подчиненных ответственен руководитель бизнеса, так как его задача — синхронизировать действия работников. Г-н Ничипоренко обозначает две ключевые ошибки, снижающие эффективность деятельности. Первая возникает на этапе выдачи указаний. Хотя менеджер и считает, что подчиненные должны понимать его с полуслова, но фразы "приберись в магазине", "разберись с ценниками" могут быть трактованы как угодно, и это даже при старательном исполнении ведет к неразберихе. Вторую ошибку руководители совершают, решив, что объяснять долго — все равно придется переделывать, и берут на себя работу подчиненных. Учитывая естественные пределы выносливости менеджера, такая методика тоже неоправданна.

Поэтому вне зависимости от количест­ва магазинов, находящихся в управлении, необходимо разрабатывать стандарты менеджмента. А именно расшифровывать в письменной форме все требования к каждому из сотрудников. Например, под фразой "приберись в магазине" подразумевается, что пол чистый, товар на полках лежит ровно и т. п. Только если сотруднику выдали полную письменную инструкцию, в которой прописана последовательность действий, можно контролировать и оценивать качест­во выполнения задачи. Это будет ориентиром для обучения нового персонала, для проверки того, насколько тот или иной сотрудник соответствует вашим правилам. "Прибрался плохо" — это просто оценка, а вот "выполнил 15 стандартов из 20" уже представляет собой конкретную информацию. Андрей Ничипоренко называет два типа стандартов — стандарт выполнения работы и стандарт состояния магазина (пример см. в "Деталях" на с. 68). Их применение ставит работу магазина в зависимость уже не от случайностей, а от правильности составления стандартов и умения управлять их выполнением.

Имея возможность сократить количест­во сотрудников и лишние издержки на персонал за счет автоматизации процессов плюс располагая конкретными инструментами оценки выполненной работы подчиненных, владельцы могут тратить больше ресурсов на мотивационные программы. Из-за острого дефицита квалифицированных кадров внимание к работникам актуально для предприятий любого размера. Как рассказала Галина Веричева, директор по развитию компании "Кадровые технологии", качественный соцпакет — эффективный способ удержания персонала: "По мнению сотрудников, в идеальный соцпакет сейчас в первую очередь должна входить оплата медицинских услуг, детских программ и посещений спортивно-оздоровительных учреждений". Сотрудники желали бы также получать компенсацию обедов и иметь возможность взять льготный кредит (см. "Детали" на с. 70).

Перспективу развития несетевой розницы создают мелочи

Конечно, не все проблемы мелкой несетевой розницы преувеличены. Одно из объективных слабых мест — закупочная система. В отличие от крупного сетевого ритейла, диктующего условия поставщикам, мелким игрокам приходится полностью принимать их требования, что делает ассортимент и цены несетевых компаний менее конкурентоспособными. Закупка за границей (например, товаров нон-фуд) добавляет проблем со сроками: отдельно стоящие контейнеры выстраиваются на таможне в бесконечные очереди, оставляя меньше времени на продажу товара, особенно сезонного или модного. В продовольственной рознице проблема неравных условий ведения бизнеса решаема через поиск альтернативы. Дмитрий Потапенко: "Свет клином на них не сошелся, выбирайте других поставщиков, менее известных или еще лучше — местных. Масштабы страны и сложности логистики заставляют компании среднего уровня иметь дело с поставщиками по территориальному принципу — кто ближе к магазинам в конкретном городе".

Есть много субъективных мелочей, помогающих вести бизнес. Например, с точки зрения восприятия подходящие для магазина цвета — желтый и красный. Необходимость перейти улицу отсечет 30% клиентов, высокие ступеньки отпугнут еще 30%. Неправильный выбор оборудования ведет к потере прибыли: например, в одном из магазинов стоит два вида холодильных камер — российские и рядом белорусские, а их надо по-разному обслуживать и по-разному прокладывать коммуникации.

Учитывая эти факторы на этапе подбора, ремонта помещения и установки оборудования, можно как минимум не потерять потенциальных оборотов. Тогда в идеале оборачиваемость автоматизированного магазина с четкими стандартами управления будет, по мнению г-на Потапенко, семь-восемь дней, а издержки, включая зарплату руководителя и выплаты акционерам, не превысят 12%.

Марина Промышленникова 

Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости