Квартира от "Телемакса"
Владелец сети займется жилым строительством
"ABC Электроника", управляющая сетью "Телемакс" и несколькими бизнес-центрами города, выходит на рынок жилого строительства. Компания уже приобрела три участка в Кировском и Невском районах Санкт-Петербурга, на которых намерена построить суммарно около 75 тыс. кв. м жилья среднего класса. Объем инвестиций оценивается в 120 млн долл. Глава "ABC Электроники" предприниматель Виктор Важенин заявляет, что строительство жилья гораздо более выгодно, чем управление коммерческой недвижимостью. Ради него и расширения сети "Телемакс" он даже готов продать свои бизнес-центры. Эксперты при этом рекомендуют девелоперу не уходить полностью в другой сегмент, а сохранять диверсификацию бизнеса.
"ABC Электроника" основана в 1989 году как производитель и поставщик компьютеров и оргтехники, с 1997 года занимается девелопментом, с 2002-го — развивает сеть "Телемакс". Основной владелец компании — Виктор Важенин. Управляет бизнес-центрами: "Акватория", "На Литейном", "Адмирал". Среди проданных объектов бизнес-центры "Президент" ("Росгосстрах") и "Феникс". Сеть "Телемакс" присутствует в Петербурге (15 точек) и еще восьми городах России, оборот сети в 2007 году составил более 100 млн долл.
В будущем специально для реализации проектов жилой недвижимости будет создано отдельное подразделение, для которого планируется разработка специального бренда. По словам Виктора Важенина, генерального директора "ABC Электроника", сейчас им приобретено два участка в Кировском районе и один в Невском, на которых будут построены комплексы площадью 19 тыс., 40 тыс. и 15—20 тыс. кв. м жилья среднего класса. Объем инвестиций оценивается экспертами в 120 млн долл., около 60% средств будут заемными. В дальнейшем направление жилой недвижимости будет продолжено. "Сейчас, если бизнес-центр окупается за семь лет, это считается уже хорошим показателем, — говорит г-н Важенин. — Строительство жилья гораздо выгоднее". Кроме того, "ABC Электроника" планирует продолжить региональное расширение сети "Телемакс". В 2008 году компания собирается вложить в сеть около 20 млн долл. и открыть 15 магазинов. Ради своих планов на розничном рынке и строительства жилья Виктор Важенин готов продать свои бизнес-центры ("Акватория", "На Литейном", "Адмирал"); по его словам, сделки могут состояться в 2009 году.
Екатерина Марковец, директор департамента консалтинга и оценки АРИН, оценивает стоимость бизнес-центров "ABC Электроники" в 120 млн долл. На эти средства можно будет построить около 70 тыс. кв. м типового жилья (без учета стоимости земли). "Желание инвестора заниматься строительством жилой недвижимости вполне понятно: на сегодня этот сегмент рынка недвижимости наиболее доходный, — говорит г-жа Марковец. — Как правило, срок реализации типового жилья составляет около четырех лет с момента продаж, а окупаемость офисной недвижимости составляет около 6—8 лет". С ней согласен старший консультант отдела стратегического консалтинга "Knight Frank Санкт-Петербург" Игорь Кокорев, отмечая также, что объем инвестиций в жилую недвижимость в пересчете на метр тоже может быть меньше. "Успешный проект может окупиться еще до сдачи проекта госкомиссии, — говорит он. — Кроме того, жилая недвижимость финансируется на этапе строительства". При этом эксперты считают, что массового ухода девелоперов из одного сегмента в другой ожидать не стоит. "Офисная недвижимость" (особенно объекты реконструкции, как в данном примере) требует несколько иного подхода от девелопера по сравнению с жилой недвижимостью, — продолжает Игорь Кокорев. — Скорее всего, будет иметь место диверсификация бизнеса, как это происходит, например, с компанией "Теорема".
МАРГАРИТА РАХНОВА