Писатель Леонид Рудницкий: Я так же искал недвижимость, как герой моей новой книги
В мае в издательстве ACT вышла книга «Риэлтор неуловимый». Ее автор писатель Леонид Рудницкий ответил на вопросы М2 и рассказал, что в профессии агента по недвижимости может быть детективного, а что - фантастического.
Немного о книге. Игорь Волков работал риэлтором по поиску коммерческой недвижимости не первый год и имел неплохую репутацию в своем кругу. Однажды шапочный знакомый подкинул ему заказ: банк искал особняк под VIP-отделение. Через несколько недель прочесывания московских улиц Игорь нашел великолепное здание. Сделка стоимостью $10 млн состоялась, а у Игоря начались неприятности - продавец особняка оказался мошенником. Служба безопасности объявила Игоря виноватым: в течение десяти дней он должен найти аферистов, иначе...
- Первый вопрос: в одной из ваших книг героем был клерк, теперь риэлтор - почему такой выбор? И второй: насколько вы считаете профессию риэлтора «детективоемкой», разве в ней может быть что-то необычное, фантастическое?
- Выбор героев во многом взят из моей жизни. До литературной деятельности я служил в разных коммерческих банках. Когда ушел из очередного банка, обанкротившегося в 1998-м году, то стал заниматься недвижимостью. Искал производственные площади и земельные участки в промзонах в Подмосковье. Потом искал коммерческую аренду в Москве.
Насколько «детективоемкая» эта профессия? Я не думаю, что в большой степени, потому что если работаешь нормально в недвижимости, то там ничего особенного не случается, если, конечно, не пускаться во все тяжкие. Иногда можно нарваться на мошенников, но их видно по многим признакам.
- Позвольте, я повторюсь с вопросом. Все-таки вы выбирали для своих героев такие профессии, в которых, как правило, ничего не происходит. У них обычная скучная жизнь.
- Да, в большинстве случаев это так.
- Но тем не менее у вас она полна приключений.
- Иногда установленный порядок вещей нарушается и обычный человек поневоле становится похож на авантюриста. Мне не нравится писать про суперменов, как делают многие. Берут, например, офицера спецназа и пишут про него. Когда читаешь такую литературу про человека подготовленного, тренированного, этакого неуязвимого «терминатора», с легкостью преодолевающего все препятствия, - ему почти не сочувствуешь. У него нет сомнений, мучительных раздумий, он не страдает, ему не больно, ему не страшно. Такая машина получается для убийства. Поэтому подобные книги лично я читаю без особого интереса. Интересно читать про того, кто переносит все эти тяготы тяжело, кого читатель может отождествить с собой и пожалеть.
- Сюжетные повороты, связанные с недвижимостью, которые вы описываете, - это реально?
- Был ли прототип главного героя в действительности?
- Да. Допустим, где вами подсмотрено то, что риэлторы пишут: «Срочно куплю квартиру для сотрудников нефтяной компании»?
- Такие объявления я сам писал, да и многие риэлторы тоже.
- Что еще было в вашей жизни и есть в книге?
- Практически все, за исключением фантастических приключений и криминала (улыбается). Я точно так же искал недвижимость, как герой моей новой книги. Сначала я занимался загородной недвижимостью, помогал выводу предприятий из Москвы в область. Потому что в Москве некоторые промышленные предприятия были разбросаны среди жилых застроек, и это стало в определенный момент неудобно. Я помог выводу пары предприятий за город. А потом как-то затихло это движение вывода промышленности, зато усилился спрос на аренду торговой недвижимости от всевозможных ритейлеров. Универсамы, аптеки, банки, сети магазинов бытовой химии и хозтоваров, стоматологические клиники - все искали аренду в людных местах с большими пешеходными потоками. Цены на нее взлетели до небес. Банки до кризиса активно развивались, искали себе помещения в проходных местах для открытия новых отделений. Вот я с ними и работал.
- Я хотел бы еще спросить: вы тоже были фрилансером?
- Да, я был фрилансером. Меня приглашали и в агентстве работать, но как-то мне не захотелось заниматься сидячей работой. Я вообще не люблю находиться в офисе, мне больше нравилось передвигаться - искать эту самую недвижимость. Я активно ездил по области, по городу, искал объекты, шерстил всевозможные источники, какие только можно.
- Случались ли с вами ситуации, которые вы описываете, - что риэлтора кинул продавец?
- Левых объектов лично в моей практике не случалось. Но довольно часто заказчики не хотели платить комиссионные за сделанную работу. Или норовили урезать их вдвое, втрое.
Недвижимость можно искать двумя путями: либо заключаешь договор, либо работаешь без него. Договор - это относительная гарантия оплаты, а когда работаешь без договора, полагаешься только на честное слово, которое не всегда оказывается честным.
Был несколько лет назад в Москве такой бизнес - продажа стройплощадок. Это когда фирма без денег, без штатов, без опыта в строительстве, но зато со связями среди чиновников получала участок и разрешение на застройку. Сама застроить его она не могла, потому что ничего у них не было, кроме стола и телефона. Они оформляли всю документацию на себя, гордо именовались заказчиком и продавали ее. Это называлось «продать стройплощадку». Продавали их за хорошие деньги подрядчику. Подрядчик, как правило, уже был строительной организацией с техникой, опытом, специалистами. Он строил сам либо еще раз перепродавал стройплощадку субподрядчику из провинции, который был рад любой работе. Когда я помогал продавать эти стройплощадки, заказчики не платили практически никогда, потому что там трудно проследить, кто ее купил, куда она ушла. Дело дохлое, да и договора нет.
Я перешел на поиск участков в промзонах и производственных площадей. Без договоров старался не работать. Но даже и по договорам не было гарантии, что тебе заплатят. Потому что механизм очень простой: мы едем с клиентом на объект, смотрим - ему объект нравится или не нравится. Если объект не нравится (или даже нравится), он может сказать, что ему «не подходит, денег нет, дорого, рельеф неровный, дорога узкая, коммуникаций нет и т.д.». Отговорок множество. Я верю и начинаю искать другие объекты. А потом до меня доходят слухи, что этот человек, мой заказчик, купил все-таки эту площадку.
- Как же так? - спрашиваю. - Я же тебя возил на этот объект, тебе он не понравился. А теперь мне говорят, что ты его купил. Где мои комиссионные? Договор ведь есть все-таки.
А он отвечает:
- Ты знаешь, тогда я передумал. А прошло время, и я понял, что ничего лучшего не найду.
- Тогда заплати.
- Не могу, в этот раз эта площадка пришла ко мне от другого риэлтора. Нет оснований для оплаты.
Так что тут тоже ничего не докажешь. Приходилось мириться с этим.
- Еще такой вопрос. По сюжету герой книги оказывается в Москве будущего, и вы описываете то, что со временем пробки стали в столице настолько гигантскими, что городские власти начали выпрямлять улицы, чтобы они были строго перпендикулярными и параллельными, а дома переносить. Откуда это пришло и действительно ли вы так видите будущее?
- Вообще-то та система организации дорожного движения, которая у нас есть, не может пропускать большие потоки автомобилей. По радиальным улицам все сходится к центру, и пропускная способность такой системы ограничена. Выход - строить воздушные дороги над домами, как в Токио, что изуродует облик города. Либо выравнивать улицы. Способ дорогой, но радикальный. Это моя фантазия. Мне подумалось, что, может быть, так оно и будет когда-нибудь.
- Сейчас вы не занимаетесь риэлторской практикой?
- Года три уже не занимаюсь. Я полностью ушел в литературу. А недвижимость осталась в стороне.
- Как писатель-фантаст вы можете заглянуть не на 100 лет, как описали в книге, а на...
- На 10-15?
- На 10-15. Что будет с недвижимостью в Москве?
- Последние 100 лет недвижимость только дорожала во всем мире. Если и были откаты в стоимости, позднее они компенсировались и рост продолжался.
- Какие еще неожиданности встретят ваших героев в Москве будущего?
- К тому времени изменится много чего. Нефть и газ закончатся, людям придется обходиться альтернативными источниками энергии, которых будет катастрофически не хватать. Лифты остановятся, а воду станут брать из колодцев во дворе. Метро преобразится до неузнаваемости. Подземные переходы и некоторые тротуары станут платными. В городе появятся четыре конкурирующие милиции, а проверки паспортного режима будут проходить даже в министерствах. Разрешат многоженство и многомужество.
- Весело, да не совсем.
- На то она и антиутопия. Зато в книге много юмора. Самое подходящее чтение для кризисного времени.
- Планируете ли вы встречи с читателями?
- Да, 10 июня, в среду, в 19.00 состоится встреча в книжном магазине «Буква» (бывший «Прогресс») на Зубовском бульваре, 17. Это третий дом от метро «Парк культуры». Приглашаю всех и в особенности коллег-риэлторов.
Беседовал Игнат Бушухин