Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
«Орнамент как преступление»
Городская недвижимость ,  
0 

«Орнамент как преступление»

Компактное и недорогое жилье сейчас не в моде: Москва - амбициозный город не для бедных. Потому и непременным атрибутом престижности считается просторная квартира в новостройке. Между тем жилье минимальной площади вовсе не потеряло своей актуальности. В столице найдется достаточно желающих иметь не полный набор бытовых удобств за баснословные деньги, а просто квартиру-комнату, даже не обремененную кухней.
«Орнамент как преступление»

Компактное и недорогое жилье сейчас не в моде: Москва - амбициозный город не для бедных. Потому и непременным атрибутом престижности считается просторная квартира в новостройке. Между тем жилье минимальной площади вовсе не потеряло своей актуальности. В столице найдется достаточно желающих иметь не полный набор бытовых удобств за баснословные деньги, а просто квартиру-комнату, даже не обремененную кухней.

За примерами такого жилища за три моря ходить не придется: к вашим услугам опыт отечественного архитектора-конструктивиста Моисея Гинзбурга.

В 1920-х годах во всех сферах жизни авангардистские методы были не исключением, а правилом. Не избежала кардинальных преобразований и архитектура. Так, в середине 1920-х годов возникло Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое входили конструктивисты Моисей Гинзбург, братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, а также Иван Николаев.

Даже по сравнению с другими прогрессивно настроенными архитекторами того времени, такими, как Константин Мельников и Николай Ладовский, «осавцы» мыслили радикально. Они стремились преобразовать окружающую среду на основе типизации массового строительства, противопоставить показной роскоши простоту и подчеркнутый утилитаризм. В этом они видели залог демократичности отношений между людьми.

Конструктивисты искали свежие принципы планировки жилых кварталов, намеревались переустроить быт, разрабатывали типы невиданных ранее общественных зданий: Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д. Стиль всех построек отличает исключительная простота форм, экономичная планировка пространства и отсутствие всякого украшательства.

Сегодняшнее отношение к эпохе, от которой нас отделяет почти столетие, очень неоднозначно. Некоторые отечественные и западные архитекторы продолжают использовать опыт конструктивизма и находить ему практическое применение. Другие признают лишь каноны, заложенные в классическую эпоху. «Если говорить о европейской традиции, то до 1910-х годов не было ни одного архитектурного стиля, который бы не находился в диалоге с античностью. Зато после 1910-х годов одновременно с абстрактным искусством появилось модернистское градостроительство, которое дает нам другие примеры. Но надо понимать, что модернизм - в принципе очень жесткая левая идеология, которая целенаправленно занимается исправлением человеческой жизни и природы», - рассуждает архитектор Максим Атаянц.

Созидание или разрушение?

Моисей Гинзбург вошел в историю не только как архитектор, но и как теоретик искусства, идеолог русского конструктивизма. Свою теорию он подтвердил на практике, спроектировав жилые здания нового типа: дом Госстраха на Малой Бронной и дом Наркомфина на Новинском бульваре в Москве, дом Уралоблсовета в Свердловске, Дом правительства в Алма-Ате.

На рубеже 1920-1930-х годов Моисей Гинзбург увлекался идеями дезурбанизации и участвовал в проектировании «Зеленого города» - большого жилого района в предместьях Москвы. В начале 1930-х годов, возглавляя группу проектировщиков, разрабатывал районную планировку Южного берега Крыма, ставшего одним из первых примеров подобного рода. В середине 1930-х спроектировал санаторий в Кисловодске. Одна из последних работ Моисея Гинзбурга - проект восстановления Севастополя, разрушенного во время войны.

В 1925 году возникла идея создать «социалистические города» на базе промышленных гигантов в Горьком, Запорожье, Кузнецке, Магнитогорске. «Соцгорода» строили комплексно: вместе с жилыми домами появлялись предприятия, магазины, детские учреждения, школы и клубы и пр. Что касается промышленного строительства, то оно отличалось от дореволюционного современными формами, большим размахом, четким силуэтом.

Освобождение от оков быта - таким был лейтмотив конструктивистов, которые стремились очистить устаревшие классические формы. Их манифестом стал памфлет австрийского зодчего Адольфа Лооса с тенденциозным названием «Орнамент как преступление». Отныне альтернативой украшательству стала красота простых линий и изощренность пропорций.

Дом Наркомфина: быт - под запрет

Самое знаменитое создание архитектора - дом Наркомфина - построен в 1930 году на территории так называемого Шаляпинского парка, спускающегося от Новинского бульвара к Пресненским прудам. «Дом-корабль», идея которого развивает принципы Корбюзье, первоначально стоял на «ногах», которые после сооружения первого этажа оказались закрыты.

Проект архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса выражал принципы новой идеологии: минимум быта, максимум возможностей для общения и личностного развития. К жилому зданию примыкал так называемый коммунальный корпус, где размещались, выражаясь современным языком, объекты инфраструктуры: комбинат питания, спортивный зал, библиотека, клуб и гараж. На придомовой территории архитекторы спроектировали отдельно стоящие прачечную и детский сад (он не был построен). Все это было призвано максимально освободить жильцов от бытовых хлопот и сделать жизненный уклад не приватным, а общественным. Этой же цели служили просторные общие галереи в самом доме - коридоры и одновременно места проведения досуга.

Квартиры в доме имели небольшую площадь и не включали кухню, зато отличались интересной планировкой. Все они были двухуровневыми, а окна выходили на две стороны света. Такое решение позволяло жильцам при сравнительно небольшой площади квартиры (около 38 кв. м) разграничить ее на функциональные зоны (например, жилую и гостевую), а также создавало ощущение большего простора.

Впрочем, философия проекта была компромиссной: наряду с описанными выше квартирами-«блоками» для молодых людей, склонных к коллективному времяпрепровождению, в доме имелось несколько более традиционных и комфортных квартир с кухней и просторной ванной комнатой. А на крыше здания располагались апартаменты наркома финансов Николая Милютина - прообраз нынешних пентхаусов.

В настоящее время решается судьба этого дома, сильно пострадавшего и от времени, и от разрушительных человеческих действий. Возможность его восстановить давно искал внук Моисея Гинзбурга - Алексей Гинзбург, унаследовавший семейную профессию. Наконец, дело сдвинулось с мертвой точки. Научную реставрацию здания намерена осуществить группа компаний «МИАН», которая, в частности, инвестирует в проект около $60 млн. Помощь в реставрации окажут специалисты из Германии, имеющие опыт восстановления объектов, которые были созданы архитектурной группой «Баухаус» примерно в то же время и с применением похожих технологий. «Только сохранив конструкционные особенности здания, мы достигнем главной цели - чтобы дом Наркомфина не только сохранил статус местной достопримечательности, но и вошел в реестр памятников культурного наследия ЮНЕСКО», - убежден Алексей Гинзбург.

После реставрации в доме Наркомфина намечено открыть бутик-отель с апартаментами, которые будут не продаваться, а сдаваться в аренду. Также в здании предположительно разместится помещение для проведения общественных мероприятий (например, архитектурных выставок) и музей Моисея Гинзбурга. В коммунальном корпусе устроят кафе и рестораны, на крыше - спортивный центр и солярий.

Проект не обещает высокой рентабельности. Впрочем, инвесторов помимо извлечения прибыли привлекают и другие мотивы: в частности, репутация участника культурного проекта.

Наследники по прямой

Некоторые идеи дома Наркомфина получили развитие в более поздней московской архитектуре. Например, в 1970-е годы на пересечении Ленинградского проспекта и Беговой улицы был возведен многоэтажный жилой дом на массивных бетонных опорах. В здании повторился и другой излюбленный конструктивистский мотив - ленточное остекление. Красивым это строение не назовешь, более того - оно входит в диссонанс со стоящим на той же стороне проспекта «ажурным» домом и расположенным напротив зданием гостиницы «Советская» (бывший ресторан «Яр»).

Может быть, дело в том, что подражать конструктивистам гораздо сложнее, чем творцам классики? Авангардистские приемы часто не поддаются рациональному анализу: тут требуется интуиция, чувство пропорции и самобытный взгляд на искусство, а эти качества сложно скопировать.

Неудивительно, что впоследствии традиции конструктивизма развивались весьма специфическим образом. Эпоха массовой застройки, наступившая после «сталинского ампира», стала прямым продолжением принципов, заложенных в 1920-е годы. Иногда позитивным, но чаще - доведенным до крайности. По задумке Моисея Гинзбурга, типовые элементы должны были стать своеобразным конструктором, который позволил бы бесконечно варьировать состав и форму зданий. А в итоге мы получили предельно однообразные «хрущевки».

Нет защитника в своем отечестве

Дефицит интереса и усилий для сохранения модернистских объектов сегодня пытаются восполнить иностранцы. Они проводят акции в защиту рушащихся отечественных памятников, включают их в рейтинги культурных ценностей, предлагают гранты на проведение восстановительных работ.

Но отношение профессионального сообщества к этому вопросу различно. Так, архитектор Михаил Филиппов утверждает, что «конструктивизм, включая и творения Моисея Гинзбурга, - дутая величина. Этот феномен ценен только тем, что он пророческий. Но это - пророчество зла. Именно продолжением идей конструктивизма стали обезличенные спальные районы, такие, как Черемушки, Бутово, и все то, что есть во многих современных городах мира. Что касается интереса иностранцев, то раньше они приезжали в Россию, интересуясь балалайками, матрешками и прочими предметами русского фольклорного набора. А теперь они едут спасать памятники конструктивизма».

Впрочем, типичная отечественная черта - утверждать некий подход за счет отрицания другого. Может быть, правильнее последовать мудрости китайцев, гласящей: пусть цветут все цветы. Ведь только при сохранении разнообразия памятников, созданных лучшими архитекторами, останется возможность выбора.

Елена Вознесенская

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Названы города, где для ипотеки нужно получать две-три средних зарплаты Деньги, 23 апр, 17:46
В Минстрое оценили ввод жилья в России в марте Жилье, 23 апр, 17:27
Эксперты выяснили, чем отличаются желаемые квартиры от приобретаемых Жилье, 23 апр, 17:03
Мишустин заявил о продлении выплат многодетным на погашение ипотеки Деньги, 23 апр, 16:22
Как недорого обновить дачу и сделать ее стильной Загород, 23 апр, 15:36
«Домклик» составил портрет типичного заемщика на вторичном рынке жилья Деньги, 23 апр, 15:36
Москва анонсировала планы по ремонту крыш жилых домов в 2024 году Город, 23 апр, 15:09
Верховный суд разъяснил правила использования участка соседей для проезда Загород, 23 апр, 13:37
GloraX усиливает команду и расширяет географию проектов Город, 23 апр, 12:50
«Мосгаз» предупредил о росте штрафов за нарушения с газовым оборудованием Город, 23 апр, 12:46
Названы города Подмосковья с максимальным ростом цен на новостройки Жилье, 23 апр, 11:03
В Москве резко вырос спрос на квартиры в новостройках бизнес-класса Жилье, 23 апр, 10:18
Росреестр назвал лидера среди округов Москвы по сделкам с жильем Жилье, 23 апр, 09:15
Путин подписал закон о запрете коллекторам взыскивать долг по ЖКХ Жилье, 22 апр, 19:35
Главное Лента