Как архитекторы могут помочь малым городам России
Вопросы сбалансированного развития территорий актуальны для большинства стран мира. Однако в России с ее огромной площадью, неравномерной системой расселения, а также "разноментальностью" жителей они во многом являются основой государственной безопасности и территориальной целостности страны. И здесь далеко не последнюю роль может сыграть сформированный в сознании людей, как бы пафосно это ни звучало, образ малой Родины.
Данная тема на прошлой неделе в числе прочих обсуждалась в рамках посвященного проекту федерального закона "О культуре в Российской Федерации" круглого стола, в котором участвовали представители Совета по культуре при Президенте РФ, Минкульта, Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Союза московских архитекторов (СМА) и Союза архитекторов России (САР). На повестке дня стоял вопрос о роли архитектуры в формировании облика малой родины для россиян. "Без коренного изменения отношения государства к архитектуре и градостроительству невозможно решить задачи, стоящие перед государственной культурной политикой, и повысить качество жизни граждан России", - сказал президент СМА Николай Шумаков.
Оплот или обуза?
Рутинное, казалось бы, событие. Однако вопросы совсем не праздные, учитывая зреющие в некоторых властных и либерально-научных кругах идеи о поляризации развития страны и сосредоточении всех ресурсов в отдельных избранных точках роста. В частности, в свое время Эльвира Набиуллина, будучи главой МЭР, предлагала в течение ближайших 20 лет свернуть "избыточную" сеть малых, средних городов и поселков городского типа, ссылалась на некие глобальные и, на ее взгляд, непреодолимые тенденции "убывания городов небольшого размера". Воплощение этих идей в жизнь, по мнению человека, ныне возглавляющего Центробанк РФ, должно принести триллионы рублей на быструю модернизацию 12 городов-миллионников. А в дальнейшем все силы будут направляться на развитие 20 сложившихся крупных агломераций, рекреационно-туристических кластеров и зон ДПИ.
Напомним, что правительство собиралось оказать 313 моногородам поддержку из федерального бюджета в размере 51,5 млрд руб. . Однако впоследствии глава экономического ведомства Алексей Улюкаев сообщил, что удалось согласовать цифру на порядок меньшую - 3 млрд руб., которых хватит на поддержку лишь пяти моногородов.
Возможно, неэффективные экономические единицы действительно нужно удалять? Однако, по мнению многих урбанистов, в результате ликвидации малых городов и моногородов разрушится характерная для России структура расселения, утратится социальный гражданский контроль над большей частью страны. А этот контроль можно осуществлять только двумя способами. Первый - поселенческий. Второй - военные гарнизоны. Что лучше? На макроуровне малые города должны служить естественными регуляторами перенаселенности и перегруженности крупных городов. Неоценима их роль и для деревни, для которой они всегда являлись административными, инфраструктурными, торговыми и социально-культурными центрами.
Спасение утопающих…
В отсутствие внятной градостроительной и социально-экономической политики большинству малых и средних поселений регионов остается только делать ставку на саморазвитие. Впрочем, это мировая практика, когда в провинциальных городах ищутся точки роста: на базе культурно-исторических тем, туриндустрии, образования, производства и т. д. Вот, скажем, в той же соседней Латвии удачно переняли опыт старой Европы - достопримечательность стараются сделать из каждого пенька и ручейка. Сочиняют какую-нибудь сказочную легенду, ставят рядом уютные гостевые домики, создают ландшафтный дизайн, предлагают меню национальной кухни… У путешественника остается масса приятных впечатлений, у хозяина - монеты в кошельке. И таких точек на карте маленькой страны больше сотни, то есть это уже система.
У нас, правда, тоже есть отдельные предприимчивые люди. Рассказывают, например, что в городе Плёс Ивановской области, красота которого вдохновляла великого Левитана, некий бизнесмен скупает домики, переоборудует их в различных стилях и сдает по цене от 25 тыс. до 45 тыс. руб. в сутки. При этом на каждом написано, что здесь останавливались путешествующие короли и принцы. Кроме того, в процесс приема гостей в качестве участников культурно-исторической реконструкции вовлечены местные жители. И почему бы чуть-чуть не соврать, если в конечном итоге это всем во благо?
Есть у нас удачный опыт и в более масштабном плане, как, например, организация ежегодного зимнего фестиваля "Ледяной дом" в Коломне. По словам Евгения Маркова, реализация принципов саморазвития городов отрабатывается сегодня и в других городах, например Струнино во Владимирской и Тара в Омской областях. Где-то, скажем, можно ориентироваться на создание инфраструктуры для обслуживания дачников и жителей коттеджных поселков. Попутно создается реклама, устанавливается система навигаций, издаются карты и путеводители. А в дальнейшем за счет прибыли создается современная туристская инфраструктура.
При этом при недостатке рабочих мест современные технологии позволяют в удаленном доступе задействовать человеческие ресурсы малых городов в банковских, торговых, управленческих системах в крупных городах. Кстати, и подобный опыт у нас уже есть. Например, в регионах расположены колл-центры ряда столичных банков.
Пример для подражания
В мире немало случаев, когда градостроительную политику общественность формирует наравне с властью. Например, с начала 1970-х гг. в Японии начало зарождаться движение горожан machizukuri (в слове две составляющих: "городское сообщество" и "строительство"). Оно появилось в результате того, что многие инициативы местных властей противоречили интересам жителей и шли вразрез с вопросами экологии, качества жизненной среды, сохранения местных идентичности и колорита. Участниками этого движения были бизнес, архитекторы и простые жители. Для каждого проекта формировались свои сообщества.
Впервые движение проявило себя в небольшом городе Нагоя. Выступая против реконструкции одной из улиц и строительства большого дома, местные рыбаки, лавочники, ремесленники, которые на ней торговали, решили превратить свою улицу в центр притяжения туристов. Создали карту с указанием всех мест, где можно было бы приобрести что-то оригинальное, исключительное для этих мест, начали устраивать представления старинных кукол и выставки народного творчества, привели в порядок старинные ограды и фасады зданий. Экзотика, самобытная архитектура привлекли путешественников, и власти отказались от своих замыслов по реконструкции улицы.
Проект частного фонда New Urban Topologies (NUT) шведского урбаниста Томаса Лунда основан на организации диалога между градостроителями и общественностью. Например, в Стокгольме в свое время была напечатана карта города площадью 700 кв. м. Гуляя по ней, чиновники, бизнесмены, жители обсуждали проблемы тех или иных городских территорий, что называется, наглядно. Одним из мероприятий фонда стала дискуссия между известными архитекторами и детьми. Последние выступали заказчиками проектов, по которым затем делались инсталляции из скотча.
По словам Сергея Гнедовского, российские архитекторы (не как отдельные бизнес-единицы, а как профессиональное сообщество) также хотят в значительно большей мере, чем сейчас, быть интегрированными в градостроительный процесс. Более того, за предоставленные права они готовы отвечать своей профессиональной репутацией. Как говорит вице-президент САР Сергей Гнедовский, речь может идти о вовлечении архитектурных экспертных групп в работу по градостроительному планированию (в увязке с социально-экономическими аспектами), мероприятия по сохранению исторического наследия и созданию благоприятной архитектурной среды, выдержанной в местных культурных традициях, в процесс профильного системно-административного контроля. Однако для этого, по его словам, необходимо внесение изменений в законодательство в части признания архитектуры как творческой деятельности с выведением ее из юрисдикции закона о госзакупках, формирования творческих объединений профессиональных сообществ, архитектурного образования и т. д.
"Под давлением бизнеса сегодня строится огромное количество жилой недвижимости, которая по своим потребительским и внешним характеристикам даже хуже, чем это было в 1960-х гг., - говорит Сергей Гнедовский. - А градостроительная сфера должна опираться, в первую очередь, на государственную политику, основанную на интересах всего общества, а не только лишь бизнеса". Как считают архитекторы, изменить существующую систему можно через закон о культуре".
Владимир Миронов