Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Депутат Нилов попросил Чайку расследовать убийство пауэрлифтера Драчёва 12:07, Общество Последний день выдачи виз США перед перерывом начался без ажиотажа 12:07, Общество Роскомнадзор назвал получателей профилактических писем из-за рэп-баттла 12:04, Технологии и медиа Кудрин назвал арест Серебренникова до суда «избыточной мерой» 11:59, Политика Особняк от создателя Эйфелевой башни выставили на продажу в Швейцарии 11:59, Фотогалерея  В СПЧ назвали «излишней мерой» задержание режиссера Серебренникова 11:58, Общество Европа решила защититься от иностранной бизнес-экспансии 11:55, Экономика Минэкономразвития предсказало падение цен на овощи и фрукты на 80% 11:46, Экономика В «Гоголь-центре» отреагировали на задержание Серебренникова 11:44, Общество Dahua Technology открывает дочернее предприятие в российской столице 11:41, Партнерский материал Квартиры в новостройках Москвы подешевели более чем на 10% с начала года 11:40, Жилье Пожарные обнаружили тело погибшего в результате крупного пожара в Ростове 11:39, Общество 7 самых необычных полицейских автомобилей 11:38, Авто  Серебренникова доставили в центральный аппарат СК в Москве 11:22, Общество На Украину отправилась первая партия угля из США 11:20, Экономика Суд признал связанную с бывшей женой Сечина компанию банкротом 11:04, Бизнес Сбербанк профинансирует реставрацию дома Наркомфина 11:02, Бизнес «ПСЖ» купит двух новичков за €220 млн 10:54, Спорт Глава МИД Украины прокомментировал информацию о передаче технологий КНДР 10:53, Политика Спрос на новые загородные дома в Подмосковье упал в 10 раз за 10 лет 10:52, Жилье Аналитики назвали районы Москвы с самыми дорогими новостройками 10:42, Недвижимость СК сообщил о задержании Серебренникова по подозрению в мошенничестве 10:37, Общество Полиция за месяц поймала более двухсот пьяных водителей автобусов 10:31, Общество Суд решил арестовать имущество совладельцев группы «Ладога» 10:29, Бизнес В Филадельфии при столкновении поездов пострадали 33 человека 10:29, Общество Посол Афганистана поприветствовал новую политику Трампа 10:22, Политика ФАС допустила отказ от возбуждения дела против «Альфа-Капитала» 10:21, Финансы Причиной пожара в Ростове-на-Дону назвали поджог дома черными риелторами 10:19, Жилье
Мнение: ТЦ должны научиться работать с пассажирами городского транспорта
Материалы по теме Пассажирские хабы: мировой опыт для Москвы
03 июн, 2015 14:24
0
Константин Королев Мнение: ТЦ должны научиться работать с пассажирами городского транспорта
Строительство в Москве 250 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), интегрированных с торговыми центрами, радикально изменит локальные рынки ретейл-недвижимости. Люди станут по-другому относиться к посещению магазинов, и бизнес должен быть готов к таким изменениям. О том, как грамотно работать с пассажирским трафиком, рассуждает директор по инфраструктурным проектам департамента стратегического консалтинга компании NAI Becar Константин Королев

Константин Королев
Вокзалы, аэропорты — любые путевые пересадочные зоны, где люди располагают вынужденным свободным временем и при этом, перемещаясь из точки А в точку Б, нуждаются в товарах, — площадка для успешной торговли. В среднем ежемесячный трафик московских вокзалов превышает 3 млн человек, аэропортов — приближается к этой цифре. Однако до недавнего времени такой грандиозный поток посетителей не рассматривался как покупательский трафик. В настоящее время ситуация улучшается, на вокзалах появились зоны фуд-корта с понятными концепциями, оформленными торговыми зонами и т. д. Но профессиональных торговых центров, вписанных при строительстве в концепцию ТПУ, пока нет.

Между тем в Европе, Америке и Азии торговые центры существуют при всех, даже сравнительно небольших, транспортных узлах — например, Shinjuku Station в Токио, Berlin Hauptbahnhof в Берлине, Grand Central Station в Нью-Йорке. Благодаря собственному успешному опыту многие международные сетевые операторы выделяют тревел-ретейл в отдельный вектор развития своего бизнеса и прогнозируют рост данного сегмента на 19% к 2020 году.

Грамотная концепция транспортно-пересадочного узла сама по себе провоцирует на прибыльную торговлю. Принятая практика строительства ТПУ формируется на основе двух принципов: во-первых, создание их на местах схождения транспортных маршрутов, во-вторых, формирование сопутствующих объектов, в том числе и торговых, которые обеспечивают комфортное пребывание пассажиров. Мировой опыт свидетельствует, что торговые центры, включенные в концепцию ТПУ, работают очень успешно: ТПУ приносит ретейлерам гарантированный трафик без дополнительных вложений в его привлечение, а ретейлеры ТПУ — арендные доходы.

Berlin Hauptbahnhof (Фото: Caro / Muhs / Globallook)

Shinjuku Station в Токио (Фото: Robert Harding / Globallook)

Девелопмент и ТПУ в Москве

В то же время российские девелоперы относительно недавно стали обращать внимание на возможность освоения ТПУ под торговые центры. Первый проект, в котором постарались учесть все имеющиеся транспортные и пешеходные потоки, — торговый центр «Европейский». В прошлом году его посетило более 40 млн человек. Этот центр «подхватывает» пешеходные потоки с пересадочной станции «Киевская», железнодорожного вокзала и транспортный поток с Кутузовского проспекта.

Торговый центр рядом с Киевским вокзалом (Фото: ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева)

Другой пример торгового центра, расположенного в соседстве с ТПУ, «Атриум», открылся на четыре года раньше «Европейского». Но девелоперы изначально не оценили плюсы, которые дает им такое расположение. Наоборот, они считали соседство с Курским вокзалом скорее недостатком, чем достоинством участка, рассчитывая на покупателей, едущих на автомобиле по Садовому кольцу. Основные входы в торговый центр расположены со стороны этой городской магистрали, что затрудняет доступ к нему пользователей пересадочного узла. И несмотря на то что в нем трехуровневая парковка, основной поток посетителей идет от ТПУ «Курская-Чкаловская».

Но и эти два торговых центра нельзя назвать традиционными ТЦ в ТПУ, так как они не были изначально заложены в концепции вокзалов, которые по сути не являются полноценными пересадочными узлами. В них только сейчас формируются инфраструктурные элементы, а потоки посетителей в основном транзитные: от перрона до выхода из вокзала.

В то же время торговый центр, строящийся там, где планируется большой транспортный узел, должен быть включен в его концепцию. Это позволит на стадии проектирования понимать его целевую аудиторию, ее потребности, уровень дохода и т. д. Размер и профили ретейла при ТПУ напрямую зависят от размера самого узла и ближайшего окружения. Например, значительную долю ретейла на узле в деловом районе составляют предприятия общественного питания. При расположении такого узла в спальном районе состав арендаторов будет аналогичен расположенному здесь торговому центру. Но по такому принципу пока не реализован ни один проект данного формата в России.

ТПУ строящиеся и построенные

Когда мы говорим о развитии ретейла в местах скрещения пассажирских путей, подразумеваются, по сути, два способа его организации: в существующих транспортно-пересадочных зонах и в строящихся.

Существующие объекты, такие как, например, московские вокзалы, — здания с уже сложившейся структурой, многие из которых к тому же являются памятниками архитектуры. Они построены в XIX-м — начале XX века и, естественно, не обладают инфраструктурными зонами, необходимыми для комфорта посетителей (эскалаторы, входные группы и т. д.) В них мы можем рассматривать торговлю в виде отдельных отведенных под нее зон или во внешнем строительстве торговых центров, которые будут использовать трафик, формируемый ТПУ.

То же самое, в принципе, касается и аэропортов. В них не столько стоит вопрос девелопмента, сколько зонирования площадей для ретейла и формирования пула арендаторов, интересных покупателям «в пути». Пока эта работа проводится, насколько мы можем видеть, достаточно грамотно. Например, вполне успешно работают торговые галереи в аэропорту Домодедово. Профили операторов ориентированы на нужды посетителей, отправляющихся на отдых: в последний момент можно купить купальник или лекарства в дорогу, журналы, сделать массаж и т. п.

Значительную долю пула арендаторов занимают разнообразные предприятия общественного питания. Арендные ставки в них сопоставимы со ставками в качественных торговых центрах, а это уровень примерно от $250 до 750 за кв. м в год. Максимальные арендные ставки в торговых центрах столицы достигают уровня $2 тыс. за кв. м в год и иногда выше. Это вполне оправданные расценки на аренду в аэропорту, общий пассажиропоток которого в 2014 году составил 33 млн человек. Очевидно, что такой посещаемости могут позавидовать даже успешные торговые центры. Между тем аэропорт Домодедово — один из крупнейших аэропортов Европы согласно классификации Международного совета аэропортов (ACI). Возможно, его прибыль может быть больше.

 

Проекты ТПУ в Москве

 

 
 
 

 

 

 

 
 
 

 

В ближайшие годы девелоперы планируют активно развивать торговые центры при пересадочных узлах. Например, на станции метро «Выхино», где площадь торгово-развлекательной части проекта составит 235 тыс. кв. м, и ТПУ «Саларьево», реализуемый за счет средств частного инвестора (площадь — 500 тыс. кв. м). Также рядом с Павелецким вокзалом на территории площадью в 11 га расположится ТПУ «Павелецкая», где под торговую составляющую должно быть отведено 40% от общей площади. Кроме вышеперечисленных проектов, самые интересные с точки зрения размещения ретейла это ТПУ «Тимирязевская», «Лесопарковая», «Строгино», «Орехово», «Нагатинская» и «Ховрино».

Пока практики такого строительства не сложилось, но уже сегодня можно отметить, что основная угроза при строительстве торговых центров в новых ТПУ для инвесторов заключается в изменении проекта и приостановке или отмене строительства самих ТПУ. К слову, соглашения, заключенные между Московской областью и транспортными компаниями (ОАО «РЖД» и т. д.), до сих пор так и не реализованы.

Вот перечень главных моментов, затрудняющих строительство ТПУ:

— отсутствие кадастровой оценки на земельные участки под пересадочные зоны;
— не оформленные имущественные права на земельные участки у ОАО «РЖД»;
— участки находятся как на федеральных, так и на муниципальных землях;
— наличие прав третьих лиц на эти площадки;
— отсутствие понимания и развития инженерной инфраструктуры (тактовое движение электричек, строительство эстакад, переходов);
— большинство станций генерируют недостаточный пассажирский поток для обеспечения гарантированного покупательского спроса для ТЦ в составе ТПУ. 

В целом на сегодняшний день отмечается достаточный объем предпроектных решений, которые пора переносить с бумаги в бетон. Сейчас благоприятный период для вхождения инвесторов в проекты, поскольку к тому моменту, когда объекты будут введены в строй, конкурентов у них будет немного.

Константин Королев специально для «РБК-Недвижимости» 

Об авторах
Константин Королев NAI Becar
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости