Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Какую архитектуру снимали в советских новогодних фильмах
Городская недвижимость ,  
0 

От неоклассики до типовой застройки: какую архитектуру снимали в советских новогодних фильмах

Какие здания выбирали для съемок известных советских новогодних киношлягеров, рассказал москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин
От неоклассики до типовой застройки: какую архитектуру снимали в советских новогодних фильмах

Многие любят смотреть новогоднюю советскую киноклассику 1950–1980-х годов, но не все обращают внимание на декорации в этих кинолентах. Зачастую съемки проходили в кинопавильонах, однако некоторые киношлягеры снимались в антураже реальных городских условий (натурные съемки широко использовались в кинолентах так называемой брежневской эпохи). Конечно, в таких позитивных и светлых фильмах режиссеры и сценаристы старались показать современную и красивую архитектуру, иногда с иронией, если того требовал сюжет.

«Карнавальная ночь»

Пожалуй, самый первый советский новогодний послевоенный фильм — это «Карнавальная ночь» с известной песней «Пять минут» в исполнении Людмилы Гурченко. Все действие происходит в студийных интерьерах дома культуры, и несмотря на то что лента вышла в 1956 году, декорации в фильме представлены в типичном сталинском стиле. В этой ленте есть лишь одна сцена, где снято реальное здание на площади Журавлева, которое сейчас называют Дворцом на Яузе.

Пробная съемка кинофильма «Карнавальная ночь». На снимке: актриса Людмила Гурченко. 1956 год
Пробная съемка кинофильма «Карнавальная ночь». На снимке: актриса Людмила Гурченко. 1956 год (Фото: Лев Портер /Фотохроника ТАСС)

Кадр из кинофильма «Карнавальная ночь». Реж. Эльдар Рязанов. 1956 год
Кадр из кинофильма «Карнавальная ночь». Реж. Эльдар Рязанов. 1956 год

Дворец на Яузе. Наши дни
Дворец на Яузе. Наши дни (Фото: Денис Ромодин)

Здание построено по проекту Иллариона Иванова-Шица в 1903 году для Введенского народного дома. Тогда это была весьма скромная постройка в стиле рационального модерна. В 1946–1947 годах здание было перестроено в стиле неоклассицизма архитектором Борисом Ефимовичем и приобрело свой нынешний вид. С 1947 по 1959 год в этих стенах располагался театр имени Моссовета, а с 1959 и по 1960-е годы — Телевизионный театр, отсюда велись телетрансляции концертов. Затем долгое время здесь размещался Дворец культуры Московского электролампового завода.

«Ирония судьбы, или С легким паром»

Другая, не менее известная новогодняя лента — «Ирония судьбы, или С легким паром» — очень ярко отразила индустриальное домостроение и его безликость, ставшую объектом критики в 1970-х годах.

Кадр из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром», высмеивающий типовую застройку 1970-х годов. Реж. Эльдар Рязанов. 1975 год
Кадр из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром», высмеивающий типовую застройку 1970-х годов. Реж. Эльдар Рязанов. 1975 год

Нетиповая квартира главной героини фильма
Нетиповая квартира главной героини фильма (Фото: кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром»)
 
Жилой дом на проспекте Вернадского в Москве
Жилой дом на проспекте Вернадского в Москве (Фото: журнал «Архитектура СССР», 11/1975)

Но дома, в которых жили герои фильма Женя Лукашин и Надя Шевелева, отнюдь не типовые. В фильме для съемок использовался дом №113 по проспекту Вернадского в Москве. Сейчас на его стене — мемориальная табличка, повествующая об этом событии. Всего в 1969–1970 годах было построено три таких дома, и стоят они рядом друг с другом. Это была экспериментальная серия из унифицированных деталей Единого каталога. Автором проекта выступил коллектив МНИИТЭП под руководством архитектора Андрея Самсонова. Но тогда Совет Министров СССР и ГлавАПУ посчитали серию слишком дорогой. Позже этому же коллективу удалось на ее основе сделать известную и массовую серию П-3.

«Чародеи»

И еще один известный советский новогодний фильм, замыкающий «архитектурную кинотройку», — «Чародеи». Съемки проводились не в студии, а в «живых» интерьерах: герой Семена Фарады плутает по коридорам аппаратно-студийного комплекса (АСК-1) телецентра «Останкино». Массивный остекленный серый параллелепипед на светлом стилобате был построен в 1964–1969 годах по проекту коллектива архитекторов под руководством Леонида Баталова, возглавлявшего в то время мастерскую №7 Моспроекта.

Кадр из кинофильма «Чародеи». Реж. Константин Бромберг. 1982 год
Кадр из кинофильма «Чародеи». Реж. Константин Бромберг. 1982 год

Длинные коридоры этого здания и были обыграны в фильме. Здесь же сняты интерьеры кабинета директора института НУИНУ.

Телецентр «Останкино». АСК-1
Телецентр «Останкино». АСК-1 (Фото: А.Малкин)

Институт НУИНУ
Институт НУИНУ (Фото: Кадр из к/ф «Чародеи»)
 
Интерьер ДК ЗИЛ
Интерьер ДК ЗИЛ (Фото: Денис Ромодин)

Первые кадры кинофильма «Чародеи». С помощью комбинированных съемок гостиницу «перенесли» в Покровский монастырь в Суздале и ретушью «надстроили» туркомплексом «Суздаль»
Первые кадры кинофильма «Чародеи». С помощью комбинированных съемок гостиницу «перенесли» в Покровский монастырь в Суздале и ретушью «надстроили» туркомплексом «Суздаль»

Гостиница «Союз»
Гостиница «Союз» (Фото: из архива Д.Ромодина)
 
В фильме гостиница играет роль жилого дома
В фильме гостиница играет роль жилого дома (Фото: Кадр из к/ф «Чародеи»)

Туркомплекс «Суздаль». Открытка издательства «Детская книга». 1981 год
Туркомплекс «Суздаль». Открытка издательства «Детская книга». 1981 год (Фото: из архива Д.Ромодина)

А вот другие помещения снимали в здании Дворца культуры ЗИЛ, построенном в стиле конструктивизма по проекту братьев-архитекторов Весниных в1930–1936 годах. Почему именно конструктивистское здание было выбрано для интерьеров института НУИНУ — ответ довольно простой: оно находилось в Москве и в нем могла работать вся съемочная группа, ну а обширные залы ДК подошли для массовых сцен. Кроме того, к тому времени внутри был сделан капитальный ремонт, и интерьеры приобрели новое звучание в духе архитектуры конца 1970-х. Правда, внешний вид института определяли две постройки — гостиница «Союз» в Левобережном районе Москвы и туристический комплекс в Суздале, который был введен в эксплуатацию в 1978 году и стал крупнейшим объектом гостинично-туристической инфраструктуры Золотого кольца. Авторы проекта — архитекторы Марк Орлов и Юрий Ранинский. Оригинальная современная архитектура с элементами древнерусского художественного оформления стала для своего времени идеальным сочетанием традиций отечественного зодчества. Правда, его интерьеры с декоративными самоварами и деревянной резьбой не годились для научно-исследовательского института, поэтому для съемок был выбран ДК ЗИЛ.

Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости» 

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Названы районы Москвы, где с начала года сильнее всего подешевело жилье Жилье, 10:30
Тренды рынка элитных коттеджей: чего хотят обеспеченные покупатели Мнения, 10:21
Путин высказался по поводу перегрева на рынке жилья Деньги, 25 апр, 18:21
Совфед предложил оценивать качество жилья, приобретаемого за маткапитал Жилье, 25 апр, 17:03
Эксперты представили индекс стоимости элитной недвижимости в Москве Жилье, 25 апр, 15:04
Элитная аренда в Москве подорожала до нового максимума на фоне ажиотажа Жилье, 25 апр, 14:39
«Сбер» снизил ставки по «Семейной ипотеке» с увеличенной суммой кредита Новости компаний, 25 апр, 13:47
Аналитики оценили рост цен на частные дома в регионах России Загород, 25 апр, 12:53
Собянин анонсировал масштабное благоустройство на западе Москвы Город, 25 апр, 12:25
Каждый третий квадратный метр жилья в ХМАО строит «ДСК-1» Новости компаний, 25 апр, 12:00
Мошенники уходят в онлайн: как обманывают при аренде жилья Жилье, 25 апр, 11:03
Названы округа Москвы с максимальным ростом цен на новостройки Жилье, 25 апр, 10:01
Минфин предложил ограничить строительство в местах подтоплений Жилье, 24 апр, 18:44
В Москве построят кластер с аквапарком и отелем по льготной программе Город, 24 апр, 18:17
Главное Лента