Высшие чиновники и депутаты сохранили свою недвижимость на Западе
Депутаты Госдумы, сенаторы и члены правительства, согласно своим декларациям, второй год не спешат избавляться от заграничной недвижимости. В прошлом году из реестра обладателей имущества за рубежом выбыли четверо, в этом — шестеро.
Кто избавился
У троих парламентариев заграничная недвижимость была записана на супругов, которые в этом году в декларации не указаны. Таким образом, 224-метровой квартиры в США больше нет у семьи депутата Владислава Резника, первого зампреда комитета Госдумы по финансовому рынку, объявленного Испанией в международный розыск по линии Интерпола.
У депутата, члена «Единой России» Александра Ремезкова на жену были записаны земельный участок в Австрии площадью 1211 кв. м и квартира площадью 76 кв. м там же. Теперь в декларации Ремезкова указаны только два земельных участка для сельхозпользования в России.
У супруги депутата-единоросса Белана Хамчиева была квартира площадью 174 кв. м в ОАЭ и два машино-места там же. Сейчас жены в декларации нет, а на Хамчиева записаны только земельный участок площадью 2 тыс. кв. м, некое незавершенное строительство на 412 кв. м и около 30 кв. м — доля в квартире у его ребенка, вся недвижимость находится в России.
Еще три семьи депутатов не распались, а просто избавились от недвижимости.
Жена депутата Госдумы Анатолия Выборного в прошлом году была обладательницей земельного участка площадью 990 кв. м и жилого дома площадью 500 кв. м в Черногории. В новой декларации заграничная недвижимость исчезла.
Выборный продажу участка и дома в Черногории связал с предварительными выборами, организованными «Единой Россией». «В этом году я участвую в праймериз «Единой России», а по правилам, которые установила партия, участвовать можно только при отсутствии недвижимости за границей, хотя по закону такого ограничения нет», — пояснил депутат РБК. По его словам, наличие или отсутствие этой недвижимости — «незначительный фактор, влияющий на доходы семьи: недвижимость в Черногории в разы меньше, чем в Москве или Подмосковье».
Член Совета Федерации от Самарской области Сергей Мамедов продал свою 89-метровую квартиру в Эстонии. «Это [продажа квартиры] ни с чем не связано. Владеть ею можно и дальше, но я решил продать», — отметил парламентарий в разговоре с РБК. По словам сенатора, он продал недвижимость «за большую сумму, чем приобретал». «Это была не то чтобы удачная инвестиция, но я на этом не потерял», — добавил политик.
У сенатора от Ивановской области Владимира Бочкова нет больше квартиры в Черногории площадью 133 кв. м — в том году она была в собственности у его жены, сейчас у пары вообще нет недвижимости.
Кто приобрел
Семья депутата Госдумы Сергея Петрова, основателя сети автосалонов «Рольф», наоборот, приобрела недвижимость за рубежом — на его супругу в декларации теперь записан участок площадью 7,5 тыс. кв. м в США. Депутат был недоступен для комментария.
Недвижимость в США появилась в декларации женившегося в прошлом году пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова — это квартира Татьяны Навки площадью 126 кв. м. Алексей Навальный сообщал, что нашел у Навки дом в Нью-Джерси, приобретенный за $930 тыс.
Семья министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова получила в собственность недвижимость в Великобритании — дом площадью 211 кв. м записан на супругу Абызова.
«Это недвижимость супруги, а вопрос ее приобретения — личное дело каждого», — прокомментировал этот факт представитель Абызова.
Жилой дом аналогичной площади в той же стране указан в статусе «в пользовании» у его сына и дочери. В «пользовании» жены и детей Абызова по-прежнему осталась квартира в Великобритании площадью более 340 кв. м.
Абызов стал самым состоятельным членом правительства в 2015 году: его доход составил 455,6 млн руб. При этом он увеличился почти в два раза: годом ранее министр заработал около 222 млн руб.
Прочие члены правительства и парламентарии, имевшие недвижимость за рубежом, о которых ранее писал РБК, сохранили ее.
Любимые страны
Самой большой популярностью у госслужащих пользуются Болгария, Испания и Швейцария. В декларациях российских политиков в Болгарии указано восемь объектов недвижимости общей площадью 642 кв. м — у сенаторов Игоря Чернышенко и Евгения Алексеева, депутатов Михаила Берулавы, Сергея Вострецова, Дмитрия Гудкова и Сергея Кузина, министра труда Максима Топилина. При этом Вострецов еще в прошлом году рассказывал РБК, что выставил обе свои квартиры в Болгарии на продажу, так как «очень хочет поселиться в Крыму», но посетовал, что квартиры в том регионе сейчас не покупают.
Прежде всего это объекты для инвестиций, отмечает собеседник РБК в нижней палате.
По-прежнему популярным направлением для подобных инвестиций является жилье в Испании. Здесь расположены квартиры депутатов Александра Брыксина, Аркадия Пономарева и семьи Владимира Поцяпуна, дом жены единоросса Николая Валуева, семья депутата Андрея Макарова владеет частью земли площадью 1,5 тыс. кв. м и частью дома площадью 159 кв. м. Часть дома принадлежит жене министра образования Дмитрия Ливанова, дом площадью 927 кв. м есть у жены сенатора Ахмета Паланкоева, дом площадью 313 кв. м в собственности у жены депутата Умахана Умаханова.
Валуев в прошлом году заявлял РБК, комментируя продажу недвижимости в Германии, что он и его жена «не хотят ничем быть связанными с заграницей». Тем не менее от испанской недвижимости супруга не избавилась. Валуев в воскресенье не ответил на звонки РБК.
Общая площадь недвижимости российских политиков в Швейцарии — 1,5 тыс. кв. м. Эта страна указана в декларации вице-премьера Ольги Голодец, депутатов Валерия Гартунга и Бориса Зубицкого, сенатора Андрея Клишаса.
Недвижимость в США депутата Петрова, жены Дмитрия Пескова Навки и сенатора Вячеслава Фетисова занимает площадь 27,8 тыс. кв. м. Это больше, чем совокупная площадь недвижимости членов правительства и парламентариев в какой-либо из прочих стран. Причина тому — внушительные размеры земельных угодий сенатора Вячеслава Фетисова. В стране, где знаменитый хоккеист жил, когда выступал в НХЛ, у него есть земельный участок площадью 20 тыс. кв. м, квартира площадью 220 кв. м и 1200-метровый жилой дом.
Закон не запрещает сенаторам иметь недвижимость за рубежом, сказал Фетисов РБК. «Она [недвижимость] не мешает мне заниматься политической деятельностью и защищать права своей страны, — подчеркнул сенатор. — У меня дочь родилась в Америке, друзья в этой стране, 14 лет жизни там прошло». Фетисов напомнил, что декларирует недвижимость с момента ее покупки.
Второй страной по размеру площади недвижимости является Италия — там задекларировано 12,3 тыс. кв. м на всех: жилые дома есть у семей сенаторов Виталия Богданова и Александра Верховского, семья последнего также владеет земельным участком площадью 2630 кв. м.
В Италии есть земля у семьи зампреда правительства Александра Хлопонина — 8224 кв. м и дом площадью 818 кв. м, у министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова.
За рубежом нельзя владеть только финансовыми ресурсами, акциями и облигациями, напоминает политолог и член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов. Однако «Единая Россия» сделала наличие иностранных активов, в том числе недвижимости, одним из фильтров для участия во внутрипартийных праймериз, напоминает он, поэтому депутаты с недвижимостью будут становиться анахронизмами. Он отмечает, что та недвижимость, которой располагают депутаты, преимущественно была приобретена до введения санкций. Люди, обладающие иностранными активами, будут постепенно вымываться, но этот процесс не будет взрывным, считает он.