Город, 26 окт 2023, 10:22

Как строительные проекты последних лет изменили Москву. Видео

В новом выпуске программы «Город» на телеканале РБК рассказываем о градостроительном развитии российской столицы за последние годы и выставке уличных акварелей под названием «Строительные проекты, меняющие Москву»
Читать в полной версии

Текстовая версия

Если в эти дни вы окажетесь на Чистопрудном бульваре, обратите внимание на уличную выставку акварельных работ под общим названием «Строительные проекты, меняющие Москву». На картинах запечатлены градостроительные достижения, которые и так у всех на виду, из-за чего воспринимаются как нечто обыденное. На самом деле за последние годы российская столица сделала рывок в инфраструктурном развитии, что вывело город в лидеры среди мировых мегаполисов по качеству жизни. И главная точка опоры, которая обеспечила этот рост и интенсивное транспортное строительство в частности, — строительство метрополитена.

Генеральным проектировщиком и генподрядчиком строительства столичного метро является холдинг «Мосинжпроект», на 100% принадлежащий муниципальным властям. Компания основана 28 октября 1958 года, а значит, на днях отпразднует свое 65-летие. В советское время «Мосинжпроект» начинался как институт, который занимался преимущественно проектированием инженерных коммуникаций. Но все изменилось в 2011 году.

Андрей Бочкарев, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

— В феврале 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о начале проектирования и поэтапного строительства Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Стройкомплексу Москвы необходимо было развернуть производственные мощности, приобрести в шесть раз больше тоннелепроходческих комплексов, собрать все ресурсы, которые занимались проектированием и строительством метрополитенов. Было принято решение о создании специального оператора, генерального подрядчика под полным управлением правительства Москвы — АО «Мосинжпроект». Компанию наделили функциями проектирования, строительства и запуска в эксплуатацию всех линий Московского метрополитена.

Юрий Кравцов, гендиректор АО «Мосинжпроект»:

— За небольшой период времени, чуть больше десятилетия, «Мосинжпроект» запроектировал и построил более 160 км линий метрополитена, 75 станций с соответствующей инфраструктурой, вестибюли, выходы, переходы и так далее. В этом году мы закончили один из самых крупных проектов, который когда-либо реализовывался в постсоветское время, особенно в Москве, — Большую кольцевую линию.

Напомним, БКЛ — это самое протяженное метрокольцо в мире — 70 км, 31 станция. Со станций БКЛ можно сделать рекордное количество пересадок — 47. Именно во время строительства БКЛ был поставлен мировой рекорд, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса: 18 марта 2020 года по всей Москве одновременно работало 23 тоннелепроходческих комплекса. Такого еще не было ни в одной столице мира, ни в одном городе.

Но БКЛ не единственное, чем гордится «Мосинжпроект», да и вся Москва.

Юрий Кравцов:

— В прошлом — в советский период — «Мосинжпроектом» были спроектированы в столице практически все современные инженерные сети, коммуникации, дорожно-транспортная сеть.

С 2012 года «Мосинжпроект» выполняет функции генпроектировщика, техзаказчика и генподрядчика по ряду ключевых дорожных объектов столицы.

Юрий Кравцов:

— «Мосинжпроект» принимал активное участие в строительстве, проектировании, обеспечении и реализации проектов создания транспортного каркаса Москвы. Построены сотни километров улично-дорожной сети, запроектированы мосты, эстакады и туннельные проезды.

Реконструкция развязок на МКАД и вылетных магистралей, Калужское шоссе и трасса Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, Северо-Западная хорда, Новый Крылатский мост, улично-дорожная сеть на территории бывшей промзоны ЗИЛ, включая Кожуховский мост, проспект Лихачева, мост через затон Новинки, набережная Марка Шагала, Московский скоростной диаметр и Южная рокада — в создании всех этих дорожных объектов «Мосинжпроект» принимал непосредственное участие.

Одна из крупнейших в Москве автодорожных строек последнего времени — Московский скоростной диаметр (МСД). Это новая бессветофорная магистраль столицы протяженностью 68 км в черте города. Она соединяет 48 районов столицы, где проживают 5 млн человек. Строительные работы по МСД в основном объеме были завершены в 2023 году.

Далее, выходя за пределы транспортной сферы, к чемпионату мира по футболу 2018 года «Мосинжпроект» реконструировал Большую спортивную арену «Лужники», построил Дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой (в 2020 году за этот комплекс «Мосинжпроект» вместе с Москвой получил международный архитектурный «Оскар» — MIPIM Awards), а также парк «Зарядье», одноименный концертный зал и «Геликон-оперу». Кстати, парк «Зарядье» тоже получил специальный приз жюри MIPIM Awards. Кроме того, «Мосинжпроект» за десять лет стал обладателем 35 наград главного строительного конкурса правительства Москвы «Лучший реализованный проект в области строительства».

А над чем сегодня работает «Мосинжпроект»?

Антон Жиганов, заместитель гендиректора АО «Мосинжпроект» по стратегии и развитию бизнеса:

— Сегодня в активной фазе идет строительство Национального космического центра, а также возведение храма всех строителей на Березовой аллее. Помимо московских проектов, мы участвуем в создании городского курорта «Притяжение» в Магнитогорске, занимаемся развитием сети легкорельсового транспорта в Саратове. В Москве участвуем в строительстве трех новых радиальных линий метро — в активной фазе строительства находится участок с девятью станциями Троицкой линии. «Мосинжпроект» также проектирует Рублево-Архангельскую и Бирюлевскую линии метро. Будет продолжено развитие Арбатско-Покровской линии до станции «Гольяново», планируется строительство станций «Суворовская» Кольцевой линии и «Южный порт» Люблинско-Дмитровской линии. Помимо этого, к возведению запланировано несколько электродепо. Сегодня «Мосинжпроект» является флагманом инжиниринговых компаний России, и это очень большая ответственность. Мы будем прилагать все усилия для того, чтобы этот статус сохранять и в дальнейшем. Ведь лидерство — это наша фундаментальная ценность.

Сегодня в холдинге «Мосинжпроект» работает порядка 14 тыс. человек, это одна из самых профессиональных и эффективных команд российского Стройкомплекса. Взглянуть на результаты ее работы можно на уличной выставке акварели «Строительные проекты, меняющие Москву», которая до 7 ноября разместилась на Чистопрудном бульваре. Или то же самое можно оценить вживую… просто прогулявшись по Москве и обратив внимание на все градостроительные и инфраструктурные изменения последних лет.

Главное