Наценка за вид: как стоимость квартиры зависит от этажа в доме
Стоимость 1 кв. м жилья в Москве различается не только от проекта к проекту и от района к району. Даже в одном и том же доме «квадрат» может стоить по-разному — например, в зависимости от того, на каком этаже находится квартира. По статистике консалтинговой компании Knight Frank, в верхнем ценовом сегменте «этажная» разница в стоимости жилья может составлять до 37%. Разбираемся, как ценообразование зависит от этажа в новостройках массового сегмента.
Наценка за этаж в дорогих сегментах
В Knight Frank исследовали первичное предложение в ЖК Москвы, относящихся к верхнему ценовому сегменту (элитному и премиум-классу), и пришли к выводу, что наценка за этаж тем выше, чем ниже сам жилой комплекс. В высотных жилых комплексах, например, средняя стоимость 1 кв. м повышается с каждым этажом примерно на 1–3%, в среднеэтажных домах — на 3–6%, а в малоэтажных (преимущественно такие ЖК относятся к самому дорогому сегменту де-люкс) — на 5–12%.
Но, хотя «шаг» заметно выше именно в самых дорогих проектах, разница в цене 1 кв. м между квартирами сопоставимой площади и комнатности на первом (чаще — втором, так как первые этажи часто отводятся под инфраструктуру) и последнем этажах одного и того же ЖК в премиум-классе достигает 37%, а в сегменте де-люкс — 25%. Объяснение простое: в премиальном ЖК может быть в два-три раза (и это не предел) больше этажей, чем в камерном элитном.
«Как правило, объекты класса де-люкс располагаются в исторических локациях Москвы и, вписываясь в сложившийся архитектурный облик столицы, не превышают отметки в восемь — десять этажей. Премиальные комплексы — это и среднеэтажные дома, и высотки более 20 этажей», — поясняется в исследовании.
Статистика не учитывает уникальные лоты — пентхаусы, видовые квартиры с собственными террасами, многоуровневые квартиры, лоты с видом на ключевые городские достопримечательности и т. д., подчеркивает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова. По ее словам, средняя стоимость 1 кв. м в пентхаусах примерно на 70% выше показателя для «обычной» элитной квартиры.
Как этаж влияет на цену в массовом сегменте
Свои закономерности есть и в ЖК массового спроса — но ценообразование по этажам здесь отличается от верхнего ценового сегмента. Как следует из статистики сервиса по поиску жилья «Синица», разница между вторым и последним этажами в комфорт-классе в среднем составляет от 10% до 15%, в бизнес-классе — от 12% до 20%.
«Повышение стоимости обычно происходит не от этажа к этажу, а по блокам, которые включают несколько этажей, то есть на нескольких соседних этажах стоимость 1 кв. м квартир будет одинаковой. В комфорт-классе стоимость от блока к блоку чаще всего повышается на 2–3%, в бизнес-классе разброс побольше, повышение может быть в пределах 2–5%», — говорит генеральный директор сервиса «Синица» Наталья Шаталина. По ее словам, самые дорогие в большинстве комплексов — верхние этажи (кроме последнего). При этом самый верхний этаж, если это не пентхаус, стоит обычно чуть дешевле предыдущих, добавляет эксперт.
С коллегой соглашается управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка: «Если не брать видовые квартиры и пентхаусы, самыми дорогими окажутся квартиры, расположенные на этажах в условной верхней трети дома», — говорит эксперт. Самые востребованные при этом — средние этажи, подчеркивает Надежда Коркка. Причина, по ее словам, в оптимальном сочетании видовых характеристик и относительно демократичной цены.
По оценке руководителя департамента консалтинга и аналитики «НДВ-Супермаркет Недвижимости» Сергея Коврова, разница в ценах между лотами на последнем этаже и средних этажах, которые пользуются у покупателей наибольшим спросом, в некоторых ЖК (преимущественно высотных) сейчас доходит до 25–30%.
Самые дешевые квартиры обычно предлагаются на первом и втором этажах домов, более того, они могут продаваться с дисконтом до 10–15% от среднего уровня по ЖК, говорит Сергей Ковров. По его наблюдениям, больше всего у покупателей востребованы квартиры на средних этажах (начиная от пятого) — они являются, так сказать, промежуточным вариантом, который устраивает большинство покупателей.
Какие этажи выбирали покупатели новостроек в 2021 году
Алексей Попов, руководитель «ЦИАН.Аналитика»:
— Мы проанализировали продажи во всех московских ЖК на стадии строительства. Половина всех столичных покупателей в 2021 году приобрели на первичном рынке квартиры не выше десятого этажа. Основной спрос приходится на третий — шестой этажи. Самым популярным оказался четвертый этаж (6% сделок). Это не значит, что все хотят жить именно на четвертом этаже — просто такой этаж есть практически во всех новостройках (в отличие от 20-го и даже 12-го).
Самый непопулярный из нижних этажей — первый жилой. Этажи с 11-го по 15-й выбирает примерно каждый пятый клиент (20%), 16–20-й этажи — 15%, 21–25-й — 9%, 26–30-й — 4%. Минимальный процент сделок отмечен с недвижимостью на верхних этажах небоскребов (выше 30-го этажа) — менее 3% продаж. Таким образом, на этажи до 15-го приходится 69% спроса, выше 15-го — 31%. Это согласуется и со структурой предложения на рынке: этажи с первого по десятый представлены в большинстве новостроек, в то время как 30-этажных небоскребов не так много.
Наталия Шаталина, генеральный директор сервиса «Синица»:
— Сейчас около 58% предложения квартир и апартаментов в новостройках Москвы расположены на этажах со второго по 15-й. «Начиная с 16-го этажа объемы предложения начинают снижаться, после 23-го снижение объемов ускоряется, а с 33-го предложение резко сокращается: на этажах выше 33-го располагаются всего 3% предложения квартир бизнес- и комфорт-класса в старых границах Москвы.