Каким должен быть умный дом и сколько за него готовы платить. Опрос
Для покупателей квартир на первом месте стоят сервисы умного дома, обеспечивающие безопасность, затем следуют элементы, обеспечивающие дополнительный комфорт. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного «Институтом развития строительной отрасли» совместно с девелоперской компанией «Брусника» и «РБК-Недвижимостью».
Несмотря на заметный интерес к умным домам, россияне пока не готовы переплачивать за новые возможности. Почти 40% респондентов заявили о готовности ежемесячно платить не более 500 руб., чего в сегодняшних условиях недостаточно для содержания полного функционала системы «Умный дом».
Методология опроса
Цель опроса — оценить ситуацию на рынке, выяснить потребности и отношение к технологиям системы «Умный дом» у покупателей новостроек, а также понять, какие технологии наиболее востребованы и сколько за их внедрение готов платить потребитель.
Опросы проводились Институтом развития строительной отрасли в период с 12 июля по 19 августа 2021 года. В нем приняли участие 490 покупателей и 45 профессиональных участников рынка недвижимости из 53 регионов России. Более 55% участников опроса экспертов — застройщики.
Среди респондентов-покупателей 39,2% женщин и 60,8% мужчин, преобладают представители возрастных групп от 25 до 35 и от 35 до 44 лет (34% и 35% соответственно). Средний возраст участника опроса покупателей составил 37 лет, а средний уровень дохода — 114 тыс. руб. в месяц.
Системой «Умный дом» сегодня оснащены примерно 20% проектов жилой недвижимости в Москве и Подмосковье, отмечают в Институте развития строительной отрасли. Современные технологичные решения управления домом в той или иной мере присутствуют в 90% высокобюджетных новостроек. Пока в России нет единых обязательных нормативов по элементам такой системы, но развитие технологий, а также пожелания покупателей требуют ее внедрения.
Самые привлекательные функции системы «Умный дом»
В данный момент на рынке нет единого понимания, что такое умный дом, какие функции среди его систем должны быть обязательно, а какими можно пренебречь. Поэтому любое исследование на эту тему имеет высокую ценность, отметили в девелоперской компании «Брусника».
По результатам опроса видно, что для потребителей на первом месте стоят сервисы, обеспечивающие безопасность, а уже потом идут элементы, добавляющие комфорта. «Исключение — автоматизированная сдача показаний в управляющую компанию. Она за последние несколько лет из категории дополнительных услуг перешла в разряд обязательных атрибутов любого современного дома. Оценки экспертов в целом совпадают с мнением покупателей. Однако по ряду позиций мы видим существенные расхождения», — уточнили в пресс-службе компании «Брусника».
В целом эксперты и покупатели схожим образом оценивают привлекательность тех или иных функций системы «Умный дом». Однако по ряду позиций наблюдаются заметные отличия (см. таблицу выше).
Основные выводы исследования
Кирилл Холопик, руководитель портала ЕРЗ.РФ:
- Абсолютным лидером как по мнению экспертов, так и покупателей стала функция автоматического сбора и передачи в управляющую компанию данных о потреблении энергии, воды и тепла. По этому параметру мнения респондентов из двух групп полностью сошлись.
- Очевидно, что эксперты недооценили значимость для покупателей функции видеонаблюдения за двором, подъездом и входами. Этот параметр относится к самым важным по мнению 71% покупателей и только 56% экспертов.
- Начиная с третьего места мнения по важности отдельных функций системы «Умный дом» разошлись. Мы видим, что застройщики недооценивают важность таких функций, как фиксирование протечек и автоматизированное запирание стояков, а также системы удаленного обнаружения проникновения в квартиру и ряда других. При этом переоценивают такие функции, как управление системами освещения и подсветки дома и удаленное управление доступом людей и транспорта на территорию.
- В целом покупатели отмечают в качестве привлекательных гораздо больше функций, чем эксперты, что говорит о недооценке профессиональными участниками рынка значимости этих параметров и уровня потребительского спроса на технологии системы «Умный дом».
Сколько готовы платить за умный дом
Согласно результатам опроса, 39% из принявших участие в опросе готовы платить за работу систем умного дома до 500 руб./мес., 30% — до 1,5 тыс. руб./мес., 14% — до 3 тыс. руб./мес. Однако за счет наиболее состоятельных покупателей, готовых выкладывать по 10–50 тыс. руб. и даже по 100 тыс. руб в месяц, средняя сумма возможного платежа составила 3,5 тыс. руб.
В домах стандарт-класса потенциальная плата за функции умного дома в 1,8 раза ниже, чем в комфорт-классе, и в 3,6 раза ниже, чем в бизнес-классе. Оценка покупателей стандарт-класса в целом совпадает с экспертной, но средняя потенциальная сумма ниже: 1,8 тыс. против 2,3 тыс. руб. Покупатели в комфорт-классе настроены чуть щедрее экспертов, а средняя потенциальная сумма выше: 3,3 тыс. против 2,2 тыс. руб. Покупатели в бизнес-классе в основном готовы платить меньше, чем ожидают эксперты, но за счет «сверхщедрых» покупателей средняя максимальная сумма от покупателей заметно выше экспертной оценки: 6,5 тыс. против 4,7 тыс. руб.
Почти 40% респондентов сегодня готовы ежемесячно доплачивать за «ум» дома не более 500 руб., чего недостаточно для внедрения полного функционала умных домов, считает Кирилл Холопик. Скорее всего, именно этим, по его мнению, и объясняется пессимизм застройщиков в части востребованности широкого внедрения всех функций умных домов в новостройках.
По результатам внутреннего исследования компании «Брусника», почти половина потребителей не хотят платить за установку сервисов умного дома больше 10 тыс. руб., хотя «железо» и софт для сервисов, которые им необходимы, в среднем стоят 60 тыс. руб.