Мнения, 23 ноя 2017, 15:16
Анна Цфасман

С чем столкнулась российская сеть кофеен при аренде помещений за рубежом

Читать в полной версии

Сеть кофеен «Даблби» за последние годы открыла точки как в России, так и за границей — в Грузии, Испании, Чехии и ОАЭ. Во всех этих странах есть свои особенности аренды коммерческой недвижимости. На личном опыте расскажу о том, как российскому предприятию найти хорошее помещение за рубежом, к кому обращаться и к каким вопросам нужно быть готовым.

Совсем недавно открылась наша первая кофейня в Дубае, очень непростом городе для поиска помещения. Там сейчас наблюдается определенный общепитовский бум — очень много заведений, которые открываются или только собираются зайти на рынок. Это сильно влияет на спрос — на одно помещение может оказаться огромное количество желающих. Но такая проблема не единственная — в Дубае все решают связи. В этом смысле город похож на Москву — нужен или бренд, или «правильные» знакомства.

Сначала мы попытались в Дубае работать с классическими агентами по недвижимости. Однако ничего не вышло, так как на выполнение проекта по поиску помещения они отводили восемь-девять месяцев, что нас совсем не устраивало. Мы начали искать знакомых на этом рынке, изучать его игроков, искать пути взаимодействия с самыми активными из них. И когда уже познакомились с нужными людьми, они и нашли для нас несколько помещений.

Когда нам предложили открыть первую точку в инновационном центре под открытым небом City Walk, мы очень удивились, так как знали, что в этой локации помещение арендовать тяжело. Компания-застройщик находится под патронажем правящей семьи, и они тщательно отбирают арендаторов. Но нам повезло с тем, что у нас очень хорошая репутация на рынке, а потом еще выяснилось, что один из людей, которые принимали решение, был в Москве в «Даблби» — и ему понравилась и концепция заведения, и кофе. Поэтому для нас процесс согласования прошел намного быстрее, чем если бы мы заходили на рынок без таких связей.

Но даже с нужными знакомствами все не так просто. Когда ты что-то строишь в Дубае, то приходится соблюдать очень много требований. Все проекты долго утверждаются, потом — комиссии, которые все это принимают. За каждый день просрочки — огромные штрафы. И даже при всем благосклонном отношении к бренду штрафы вам будут выставлять исправно. Из-за этого кофейня в Дубае стала нашим самым дорогим инвестиционным проектом на сегодняшний день — она обошлась нам в сумму более $350 тыс. Мы рассчитываем, что на самоокупаемость кофейня выйдет за три месяца, а вернуть инвестиции планируем за два — два с половиной года.

Сейчас «Даблби» строит еще две кофейни в Дубае, они будут располагаться в бизнес-центрах. Процесс такой же нелегкий, как и с первой точкой. Правда, когда арендодатели узнают, что первая кофейня находится в центре City Walk, то помещения после этого дают легко — это знак качества бренда. Стоимость аренды в Дубае одна из самых высоких — $20 тыс. в месяц за помещение площадью 160 кв. м с большой летней верандой.

В Испании рынок недвижимости тоже очень непростой. Практически все помещения сдаются с лицензией на определенный вид деятельности. Барселона разделена на зоны, в каждой из которых местные власти устанавливают предельное количество разного рода заведений. То есть вы не можете открыть десятую кофейню на одном и том же перекрестке. Это ограничение направлено на гармонизацию городского пространства, но сильно осложняет выбор помещения под аренду.

Игроки, которые давно на испанском рынке, уже имеют все лицензии, и они не просто сдают помещения по переуступке прав аренды, но и фактически продают лицензию к этому помещению. Вся проблема в том, что стоимость лицензии даже на простые виды деятельности очень высокая — от €80 тыс. до €800 тыс. Это очень большой депозит для кофейни, даже с учетом того, что деньги можно вернуть через какой-то срок при продаже лицензии, а если повезет, то еще и заработать на этом.

Покупка лицензии резко увеличивает стоимость открытия одной точки в Барселоне. Такой порядок накладывает свой отпечаток на рынок аренды — работа ведется через агентство, все данные выложены на сайтах. Просто прогуляться и найти помещение у вас не получится. Нам, правда, повезло — мы нашли место, которое не было обременено предыдущим арендатором, поэтому нам не пришлось договариваться о переуступке прав аренды. Мы купили лицензию напрямую у муниципалитета, что обошлось нам намного дешевле ее цены на рынке. Стоимость аренды в Барселоне достаточно высокая, но нам удалось найти хорошие условия — мы снимаем помещение в одном из самых топовых районов Барселоны площадью 110 кв. м за €2,4 тыс. в месяц.

В Праге мы не обращались к услугам агентства, так как в этом не было смысла — рынок недвижимости там не представляет особых сложностей, и можно найти помещение самим. Мы гуляли в интересующих нас районах, смотрели объявления и сами звонили собственникам. В Праге не очень активный рынок по сравнению, например, с Москвой. Конечно, в топовых местах помещение снять очень сложно, но если смотреть чуть дальше от центра, то можно самим выбрать помещение, каких-то серьезных проблем с этим у вас не возникнет. Кофейня площадью 200 «квадратов» в центре города с большим количеством окон обходится нам в 300 тыс. руб. ежемесячно.

Если говорить о рынке коммерческой недвижимости в Тбилиси, то там все очень просто. Много помещений сдается в аренду, поэтому все, что от вас требуется, — много ходить пешком и звонить собственникам. Чаще всего они идут навстречу арендаторам, и можно договориться как о цене, так и о льготных условиях на первое время аренды. Обращаться к услугам агентств нет смысла — рынок не такой активный и сложностей с оформлением не должно возникнуть. Стоимость аренды в Тбилиси сравнительно небольшая — за помещение площадью около 60 метров мы платим $1 тыс. в месяц. И это при том, что кофейня расположена на одной из центральных пешеходных улиц.

При всех особенностях рынков аренды разных стран есть общие моменты, которые помогут вам получить помещение. Во-первых, будьте готовы к сложным вопросам от владельцев помещений. Как и в Москве, собственникам в других городах не все равно, кто будет арендатором. Нужно не только самим понимать, что у вас за концепция, но и донести это до собственника, а также убедить его, что именно вы должны занять помещение.

Во-вторых, не стесняйтесь обращаться к разным диаспорам, которые есть в других странах. Это могут быть группы как по национальному признаку, так и по общим интересам или сферам деятельности. Так будет проще найти нужных знакомых. Обращаться в большие агентства, как правило, смысла нет, так как это будет очень дорого и неэффективно. Все хорошие места отдают в большинстве случаев знакомым — это правило действовало во всех странах, где мы открывали кофейни. Исключением стала только Прага, но это объясняется небольшим спросом на рынке аренды.

Открытие кофейни в другой стране — это новый опыт, который каждый раз индивидуален. Не бойтесь открывать новые места для своего бизнеса, так как везде есть люди, готовые помочь. Расширение бизнеса — не только финансовые перспективы, но и возможность поучиться у иностранцев. Многое вас удивит, что-то не понравится, но такой опыт всегда дает множество идей и впечатлений, которые потом вы сможете использовать в своей компании.

Об авторах
Анна Цфасман генеральный директор и основатель сети кофеен «Даблби»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное