Ровно 130 лет назад, 6 октября 1887 года, родился швейцарско-французский архитектор Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, взявший позднее псевдоним Ле Корбюзье. Он стал одним из основателей таких архитектурных жанров, как функционализм, брутализм и модернизм, а также первым реализовал многие архитектурные идеи, которые сейчас применяются практически повсеместно.
В портфолио знаменитого архитектора есть жилые и офисные здания во Франции, США, Японии, России, Бразилии и других странах, а в Индии по его проекту построили целый город. Как творения Ле Корбюзье повлияли и до сих пор влияют на инженерную и архитектурную мысль всего мира — в подборке проектов известного зодчего в материале «РБК-Недвижимости»
«Дом-Ино»
Проект «Дом-Ино» Ле Корбюзье разработал в 1914 году. По сути, это не столько проект отдельного дома, сколько план строительства типовых домов из сборных бетонных элементов. На тот момент такой шаг был новаторским, и эту концепцию после реализовали во многих постройках
Здание Центросоюза в Москве
Здание Центросоюза, он же дом Наркомлегпрома, был построен в Москве в 1928–1936 годах. Это единственный реализованный проект Ле Корбюзье на пространстве бывшего СССР. Дом Центросоюза — один из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением. В зданиях комплекса предусмотрены рабочие места для 3,5 тыс. служащих, а также большой конференц-зал, клубные помещения, читальный зал, ресторан. Здание построено в стиле модернизма и включено в список архитектурного наследия России
Макет «Конкурсный проект Дворца Советов. Москва, Россия. 1931–1932 гг.»
Также у Ле Корбюзье в Москве есть нереализованный проект Дворца Советов. Главный зал, подвешенный на огромной параболической арке, должен был вмещать 14 тыс. человек, с помощью архитектурных ухищрений в нем предполагалось создать идеальную акустику. Малый зал на 5,9 тыс. человек спроектирован аналогично большому, но помимо амфитеатра имеет большой нависающий балкон для публики. Дворец обвинили в излишней утилитарности и плохой планировке, поэтому проекту Ле Корбюзье не был дан зеленый свет
Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке
Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке возводилась в 1947–1952 годах. 39-этажное здание высотой 153,9 м располагается на земельном участке площадью около 73 тыс. кв. м. В американской штаб-квартире работает треть (около 20,3 тыс. чел) от всех сотрудников ООН в мире. Ле Корбюзье участвовал в проектировании небоскреба, но в 1947 году самоустранился от проекта из-за разногласий с местными чиновниками. В итоге в официальный список архитекторов его не включили, но неофициально главную штаб-квартиру ООН называют «Небоскреб Ле Корбюзье»
Дом «Армии спасения» в Париже
Дом «Армии спасения» в Париже строился по проекту Ле Корбюзье в 1926–1929 годах. Здание проектировалось как общежитие для 500–600 бедняков по заказу благотворительной организации «Армия спасения». Архитектор реализовал в этом проекте системы кондиционирования воздуха и отопления, а также двойное сплошное остекление фасада площадью порядка 1 тыс. кв. м. Такие технологии превосходили средний уровень архитектурной и инженерной мысли того времени
Город Чандигарх в Индии
В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению проекта новой столицы штата — города Чандигарх. Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и так далее, строился в течение примерно десяти лет. Постройки, спроектированные непосредственно самим Корбюзье, относятся к административному центру города. Для наружной отделки зданий применена особая технология обработки бетонной поверхности, так называемый bеton brut (с французского — «необработанный бетон»). Эта техника, ставшая особенностью новой стилистики Ле Корбюзье, позже была подхвачена многими архитекторами, что позволило говорить о возникновении нового течения брутализм
«План Вуазен»
В 1922 году Ле Корбюзье вместе с братом представил макет «Современного города на 3 млн жителей», в котором предлагалось новое видение города будущего. В 1925 году этот проект был преобразован в «План Вуазен» — предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом предусматривалось строительство нового делового центра на полностью расчищенной территории, для чего предлагалось снести 240 га старой городской застройки. По плану эту зону должны были занять 18 одинаковых 50-этажных небоскребов. «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией
«Марсельский блок»
Во время восстановления Франции после Второй мировой войны Ле Корбюзье принимал участие в реконструкции городов Сен-Дье и Ла-Рошель. В рамках проектов их восстановления архитектор создал так называемую жилую единицу — типовой многоэтажный многоквартирный дом в стиле брутализма. Самой знаменитой из жилых единиц Ле Корбюзье стал «Марсельский блок» — 17-этажный единый комплекс в Марселе, включающий 337 квартир 23 различных типов. По окончании строительства Общество по охране ландшафта Франции подало против Ле Корбюзье иск в 20 млн франков «за нанесение ущерба природе Франции», но архитектор выиграл суд
Национальный музей западного искусства Токио
Единственный в Японии государственный музей западного искусства является крупнейшим в своем роде в странах Азии. В 1959 году строительство двухэтажного здания было завершено, а в 1979-м расширено японским учеником Ле Корбюзье Кунио Маекавой за счет пристройки дополнительного помещения
Карпентер-центр визуальных искусств в Гарварде
Одна из последних крупных работ Ле Корбюзье — построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств (1959–1962). В этом сооружении воплотился весь многообразный опыт Ле Корбюзье последнего периода. На первом этаже находятся помещения, оборудованные для фотографических и кинематографических опытов, и демонстрационный зал; второй и третий этажи отведены под творческие мастерские, а весь четвертый занимает обширная мастерская скульптуры. Центр визуальных искусств, в противоположность коллективному проекту по созданию штаб-квартиры ООН, — единственная постройка Ле Корбюзье на территории Северной Америки с официально зафиксированным авторством
Церковь Нотр-Дам-дю-О
Кроме жилых и офисных, Ле Корбюзье проектировал также и религиозные здания. В частности, в 1950 году он принялся за проект восстановления часовни под французским городом Роншам. В результате получилась церковь Нотр-Дам-дю-О. Крыша церкви изогнута и напоминает по форме шляпу католической монашки. В некоторых местах толщина крыши превышает 2 м. Во время дождя вода стекает по скату и образует естественный водопад
Вилла Савой
В 1929–1930 годах Ле Корбюзье спроектировал загородный дом для парижского помещика Пьера Савойя. Вилла, названная по фамилии мануфактурщика, воплощала все основные архитектурные принципы модернизма, разработанные Ле Корбюзье. Жилое помещение поднято над уровнем почвы на бетонных опорах, благодаря чему нижний ярус здания кажется естественным продолжением сада. Окна виллы Савой горизонтальные — достаточно новаторское решение по меркам того времени, — что обеспечивает лучшую инсоляцию и проветривание. Белые гладкие стены контрастировали с многоцветными интерьерами. Плоская крыша особняка была чуть ли не первой в своем роде и вызвала много шума в профессиональной архитекторской среде. Позже она дала сильные течи, из-за чего дом забросили. С 1962 года вилла перешла под владение государства, которое сделало из нее открытый для посещения памятник архитектуры
«Двойной дом»
В 1928 году по проекту Ле Корбюзье были построены два дома Вайсенгофа в Штутгарте. Гитлер считал их образцами большевистской архитектуры и хотел разрушить, но домам удалось уцелеть. В 1958 году они были классифицированы муниципалитетом столицы Вюртембергского графства как архитектурные памятники. В 2016 году «Двойной дом» включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО